Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:15, реферат

Описание работы

Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Файлы: 1 файл

!!!upravlenie_finansami_FPG_kholdingov_i_kontsernov.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Управление  финансами ФПГ, холдингов и концернов.

 

Финансы ФПГ, холдингов  и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования  валового внутреннего продукта и  национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Современные ФПГ, холдинги и концерны функционируют в постоянно  меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе их предпринимательской  возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

В Федеральном Законе “О финансово-промышленных группах” дается следующее определение: “Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”

На западе финансово-промышленные группы традиционно называются корпорациями (corporation). Поэтому управление корпорацией  получило название корпоративного управления (corporate management), а финансы ФПГ - корпоративных финансов [8].

Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные  с формированием и распределением денежных ресурсов у предприятий-участников финансово-промышленной группы и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками ФПГ, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий ФПГ, так и группы в целом.

Можно сказать, что финансово-промышленная группа это маленькая финансовая система, в которой имеется свое "государство" (управляющая компания), "кредитная система" (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), и "субъекты финансовой системы" (коммерческие и производственные предприятия ФПГ), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов ФПГ.

Центральную роль в функционировании ФПГ выполняет управляющая компания, которая в рамках ФПГ выполняет  следующие функции:

    1. разрабатывает программу развития всей ФПГ и ее отдельных предприятий;
    2. совместно с коммерческими и промышленными предприятиями определяет инвестиционную политику ФПГ, направленную на дальнейшее развитие как отдельных предприятий, так и ФПГ в целом;
    3. совместно с банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами разрабатывает кредитную политику ФПГ, направленную на выпуск векселей, предоставление кредитов и т.д.;
    4. осуществляет контроль за выполнением финансовых и инвестиционных планов.

Цели объединения  предприятий в ФПГ:

  1. Повышение эффективности функционирования финансово-промышленной группы за счет того, что каждый из участников финансово-промышленной группы заинтересован в конечном результате.
  2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны финансовых институтов (кредиторов) заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании.

Для государства создание финансово-промышленных групп выгодно  так как позволяет повысить бюджетную  эффективность, за счет повышения собираемости налогов.

Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания.

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя "управляющую компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское  общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской  компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством  доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты  холдинга

   1. Концентрация  акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

   2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых  и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет  собой пирамиду, возглавляемую одной  или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

   3. Централизация  управления в рамках группы  путём выработки материнской  компанией глобальной политики  и координации совместных действий  предприятий по следующим направлениям:

          * выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

          * реорганизация компаний и определение  внутренней структуры холдинга;

          * осуществление межфирменных связей;

          * финансирование капиталовложений  в разработку новой продукции;

          * предоставление консультационных и технических услуг.

Типы холдинга

   1. В зависимости  от способа установления контроля  головной компании над дочерними  фирмами выделяют:

          * имущественный холдинг, в котором  материнская компания владеет  контрольным пакетом акций дочерней;

          * договорной холдинг, в котором  у головной компании нет контрольного  пакета акций дочернего предприятия,  а контроль осуществляется на  основании заключенного между  ними договора.

   2. В зависимости  от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

          * чистый холдинг, в котором  головная компания владеет контрольными  пакетами акций дочерних предприятий,  но сама не ведет никакой  производственной деятельности, а  выполняет только контрольно-управленческие функции;

          * смешанный холдинг, в котором  головная компания ведет хозяйственную  деятельность, производит продукцию,  оказывает услуги, но при этом  выполняет и управленческие функции  по отношению к дочерним предприятиям.

   3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

          * интегрированный холдинг, в котором  предприятия связаны технологической  цепочкой. Данный тип холдингов  получил широкое распространение  в нефтегазовом комплексе, где  под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

          * конгломератный холдинг, который  объединяет разнородные предприятия,  не связанные технологическим  процессом. Каждое из дочерних  предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

   4. В зависимости  от степени взаимного влияния  компаний различают:

          * классический холдинг, в котором  головная компания контролирует  дочерние фирмы в силу своего  преобладающего участия в их  уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;

          * перекрестный холдинг, при котором  предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты".

Есть два  пути формирования группы:

    1. путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер
    2. путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием.

В соответствии с законодательством  управление холдингом, как и любым  акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию.

В последнее время и в России стал использоваться популярный на западе метод повышения управляемости  путем расстановки топ менеджеров на ключевые должности холдинга. Для  обеспечения эффективного управления повсеместно используются различные способы мотивации (стимулирования) топ менеджеров. Большинство компаний передают им долю акций, стоимость которой растет при эффективной работе предприятия, а сами менеджеры являются партнерами. Другой способ предлагает Ричард Брейли (автор монографии "Корпоративные финансы") в своей статье "Опционы против лимузинов". Это договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион). Помимо стимулирования практикуется и заключение "жестких" контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн — одна из форм договорного объединения предприятий с правом юридического лица, осуществляющая деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранительной и внешнеэкономической деятельности, а также возмездного обслуживания предприятий, входящих в него.

Концерн - (англ. concern) - современная  наиболее распространенная современная  форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и диверсификации производства.

Для концерна характерны следующие  особенности:

-достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);

-концерн обычно является объединением  производственного характера; 

-входящие в концерн компании  номинально остаются самостоятельными  юридическими лицами в форме  акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

-в рамках концерна централизовано  финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование  производственных мощностей, кадровая политика;

-головная компания концерна, как  правило, организуется в виде  холдинговой компании (преимущественно  как смешанный холдинг) или  на основе взаимодействия преобладающего  и зависимых (ассоциированных)  обществ; 

-деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

-в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают  вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн — концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Информация о работе Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов