Шпаргалки по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 14:13, шпаргалка

Описание работы

В соврем.экономике управление финансами входит в число приоритетных направлений управления развиитем соц-эконом.систем. Начиная с 60-х гг ХХв наука об управлении финансами развивалась очень быстрыми темпами. В этой области работали многие лауреаты нобелевской премии:Шарп,Марковиц,Модильяни. Роль финансов в совр.экономике важно осознавать с учетом:
1)последнее десятилетие характеризуется процессом активной глобализации и интернационализации рынков капитала;
2)повышение роли ТНК;
3)возрастающие процессы концентрации в области производства;
4)усиление значимости денег в системе ресурсного обеспечения компании
В общей совокупности финн.отношений можно выделить след.взаимосвяз.сферы:

Файлы: 1 файл

ФМ.docx

— 2.80 Мб (Скачать файл)

WACC = ∑ Цi × di,

где Цi – цена i-ого источника средств,

di – доля i-ого источника средств в общем объеме финансирования.

Экономический смысл этого  показателя заключается в следующем: предприятие может принимать  решение инвестиционного характера, уровень рентабельности которого не ниже взвешенной цены капитала.

IRR – внутренняя норма рентабельности проекта.

Если IRR больше WACC, то проект следует принять.

На изменение взвешенной цены капитала оказывают влияние 3 группы факторов:

  1. связанные с выбором ставки доходности:
  • уровень деловой активности в экономике;
  • разнообразие финансовых инструментов, используемых в деловом обороте;
  • зависимость внутреннего финансового рынка от колебаний мировых рынков капитала;
  • развитость банковской системы;
  1. финансовые риски, связанные с использованием собственного капитала:
  • наличие и динамика роста прибыли организации;
  • дивидендная политика организации;
  • структура источников финансирования;
  • наличие приемлемых альтернативных вариантов капиталовложений;
  • приемлемая для компании структура капитала;
  1. финансовые риски по использованию заемного капитала:
  • финансовое состояние и уровень кредитоспособности заемщика;
  • обеспеченность залоговым имуществом;
  • статус поручителей;
  • величина финансового рычага (= )
  • склонность кредиторов к риску;
  • сроки окупаемости и среднеотраслевые нормы рентабельности.

 

21. Теоретические  подходы к обоснованию оптимальной структуры капитала: традиционная теория и теория Модильяни-Миллера

Финансовый рычаг =

Обоснование оптимальной  структуры капитала рассматривается  с точки зрения 2х теорий:

- традиционная;

- теория Модильяни-Миллера.

В рамках традиционной теории считается, что цена капитала зависит  от его структуры. Собственные источники  являются более дорогостоящими по сравнению  с заемными. В связи с этим с ростом доли заемного капитала средневзвешенная цена капитала снижается. Снижение происходит до определенной критической точки, после прохождения которой цена капитала скачкообразно увеличивается, поскольку значительно возрастает уровень финансового риска компании. Поэтому оптимальной считается структура капитала такая, при которой цена капитала имеет минимальное значение.

Теория Модильяни-Миллера. Цена капитала не зависит от структуры. Считается, что с ростом доли заемного капитала будет увеличиваться цена собственного капитала, т.к. собственники будут требовать большей отдачи на вложенные средства в связи  с увеличивающимися финансовыми рисками. Таким образом, стоимость и структуру капитала нельзя оптимизировать. В полном объеме данная теория мб реализована при наличии эффективного рынка, отсутствии разницы в процентных ставках по коммерческим и потребительским кредитам, при наличии рационального поведения контрагентов.

 

22. Факторы, оказывающие  влияние на формирование структуры  капитала

Одна из главнейших проблем финансового менеджмента — формирование рациональной структуры источников средств предприятия. При этом объединим два важных вопроса — рациональную структуру источников средств и дивидендную политику.

Связь между определением нужной структуры источников средств, с одной стороны, и разработкой  разумной дивидендной политики, с  другой стороны, заключается в том, что достижение достаточной чистой рентабельности собственных средств  и высокого уровня дивиденда зависит от структуры источников средств.

При высокой чистой рентабельности собственных средств можно оставлять  больше нераспределенной прибыли на развитие (наращивание собственных  средств). Таким образом, внешнее — за счет заимствований и эмиссии акций — и внутреннее — за счет нераспределенной прибыли — финансирование тесно взаимозависимы.

Количественные соотношения  тех или иных источников в структуре определяются для каждого предприятия индивидуально с учетом целого ряда важных и взаимозависимых факторов. Среди них:

  • темпы наращивания оборота предприятия. Повышенные темпы роста оборота требуют и повышенного финансирования. Это связано с возрастанием переменных, а зачастую и постоянных затрат, почти неизбежным разбуханием дебиторской задолженности, а также с множеством иных самых разных причин, в том числе с инфляцией издержек. Поэтому на крутом подъеме оборота фирмы склонны делать ставку не на внутреннее, а на внешнее финансирование с упором на возрастание доли заемных средств в нем, поскольку эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов чаще всего превышают стоимость долговых инструментов;
  • стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств в пассивах и более значительные постоянные расходы;
  • уровень и динамика рентабельности. Замечено, что наиболее рентабельные предприятия имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и выплаты дивидендов и обходится во все большей и большей степени собственными средствами;
  • структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, которые по самой своей природе способны служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне логично;
  • тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более притягательно для предприятия долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем тяжелее налоги, тем болезненнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту;
  • отношение кредиторов к предприятию. Конкретные условия предоставления кредита данному предприятию могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения этого предприятия. Конкурируют ли банкиры за право предоставить предприятию кредит, или деньги приходится вымаливать у кредиторов — вот в чем вопрос. От ответа на него во многом зависят реальные возможности предприятия по формированию желательной структуры средств;
  • подходы и мнения консультантов и рейтинговых агентств;
  • приемлемая степень риска для руководителей предприятия;
  • стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения;
  • состояние рынка кратко- и долгосрочных капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капиталов зачастую приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств;

23.Леверидж, его  роль в финансовом менеджменте.  Виды левериджа

В финансовом менеджменте  эффективным инструментом анализа  считается леверидж.

Леверидж – действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы.

В приложении к  экономике леверидж трактуется как  некоторый фактор, небольшое изменение  которого может привести к перемене результативных показателей. Значение левериджа связано с тем, что  он помогает определить риск в деятельности предприятия. В финансовом менеджменте  используются такие понятия, как  «производственный леверидж» и «финансовый леверидж».

Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением постоянных и переменных расходов в общей их сумме и вариабельностью прибыли до вычета процентов и налогов.

В финансовой работе необходимо знать следующую зависимость: если доля постоянных расходов велика, то принято говорить о том, что  предприятие имеет высокий уровень  производственного левериджа. Для такого предприятия даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли от реализации. Это связано с тем, что постоянные расходы предприятие вынуждено нести независимо от того, производится продукция или нет. Поэтому чем выше уровень производственного левериджа, тем, как правило, выше производственный риск предприятия.

Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между собственными, привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и прибылью. Уровень финансового левериджа прямо пропорционально оказывает влияние на степень финансового риска предприятия и требуемую акционерами норму прибыли. Доказано, что чем выше сумма процентов к выплате, тем меньше чистая прибыль предприятия. Поэтому чем выше уровень финансового левериджа, тем выше, при прочих равных условиях, финансовый риск предприятия.

Производственно-финансовый леверидж – обобщающая категория. В отличие от двух других видов, данный леверидж не определяется каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений. Его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.

В финансовом менеджменте  указанные инструменты анализа  используются для статистических материалов предприятия и специализированных программ по финансам. Леверидж – мощный аналитический инструментарий, позволяющий:

1) принимать самые разнообразные экономические и финансовые решения: о покупке нового оборудования, величине расходов на качество, величине расходов на стимулирование сбыта, рекламу;

2) обосновывать: эффективные объемы производства и реализации продукции, эффективную ценовую политику, варианты финансирования инвестиций, оборотных средств, методы амортизации, нормативы структуры капитала, показатели финансовой стратегии и т. д.

Сложность использования  производственного ле-вериджа состоит  в том, что для его расчета  необходимо обладать информацией о  делении затрат на постоянные и переменные. Несмотря на то что в управленческом учете существует множество методов деления затрат, у предприятий часто возникают сложности с их использованием.

 

Леверидж (с англ. – «рычаг»)

 В эконрм. поним. леверидж, это некотор. фактор небольшое  изменение которого может привести  к существен. измен. результатов.

Выделяют 3 вида левериджа:

  1. Операционный
  2. Финансовый
  3. Операционно-финансовый

 

 

 

 

 


Выручка

- с/с операционный леверидж (рычаг)

Валовая выручка

- КР, УР

Приб от продаж


- % по кредитам


+ - сальдо  прочих Д и Р           финансовый леверидж

- приб  до н/обл-я

Чистая прибыль

 

Операционно-финансовый леверидж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Эффект финансового  рычага (ЭФР): понятие, методика расчета.  Факторы, оказывающие влияние  на  величину эффекта финансового  рычага

Эффект финансового рычага. Возможность  получения, экономические механизмы, лежащие в основе. Корректность расчета в современных условиях России (гипотетический вариант и конкретная практика). Эффект финансового рычага: взгляд со стороны предпринимателя и банкира. Два варианта расчета ЭФР, определение средней расчетной ставки процента в условиях инфляции. Дифференциал, плечо финансового рычага (экономический смысл и практическое значение). Роль кредиторской задолженности в расчете условий конкретного привлечения кредита (краткосрочный и долгосрочный периоды).

Современная фирма, действующая в рыночных условиях, исповедует философию сопоставления  результатов и затрат при превышении первого над вторым в качестве важнейшего условия собственного существования. Другой формой проявления основного  философского постулата деятельности фирмы является повышение эффективности (производства, коммерческой, финансовой деятельности). Следовательно, фирма  заинтересована и в росте экономической рентабельности активов, и рентабельности собственных средств (РСС). Последнее представляет собой отношение НРЭИ к собственным активам. Экономически РСС — это эффективность использования фирмой собственных средств. Бухгалтерски эту величину высчитать несложно (НРЭИ нами уже получен, собственные же средства берем из баланса предприятия (не забываем, что речь идет о собственных средствах за определенный период!)). Далее подробнее остановимся как раз на роли РСС в деятельности фирмы.

Замечено, что  фирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность, имеет более высокую рентабельность собственных средств. Этому можно  дать объяснение, исходя из финансового  механизма функционирования фирмы. Рассмотрим простой пример. У нас  два предприятия. Первое имеет актив (А) 200, в пассиве (П) — те же 200, и  все средства собственные. У второго  предприятия А тоже 200, но в пассиве — 100 собственных и 100 заемных средств (в форме банковских кредитов). НРЭИ (для простоты) у обоих предприятий одинаков — 50. Введение в анализ налогов на прибыль ничего не меняет для наших предприятий, так как налоги нужно платить, а с одной величины НРЭИ они также будут одинаковы. Поэтому мы откажемся от налогов (абстрагируемся от них). У первого предприятия РСС равна 50: 200 = 0,25 (25%). Другое же предприятие должно выплатить проценты за кредит, только после этого мы сможем определить РСС. Пусть ставка процента равна 10% годовых. Следовательно, при расчете РСС у второго предприятия будут следующие цифры: (50 — 10) / 100 = 0,4 (40%). Таким образом, РСС у второго предприятия будет выше (хотя оно и использует заемные средства). Это происходит потому, что ЭР>ставки процента (25% и 10% соответственно). Данное явление получило название эффекта финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Можно утверждать, что

РСС = ЭР + ЭФР  или ЭФР = РСС - ЭР (4)

Необходимо отметить, что при расчете ЭР и РСС  обязательно учитываются выплаты  налога на прибыль. При этом значения ЭР и РСС уменьшатся, а ЭФР откорректируется на величину налога на прибыль. Предлагается читателям самим рассчитать соответствующие значения и убедиться в правоте сказанного.

Как было уже  отмечено ранее, ЭФР существует (с  положительным знаком) только потому, что экономическая рентабельность активов больше ставки процента. В  нашем примере речь шла об одном  кредите, поэтому мы не акцентировали  внимание на этой стороне проблемы. В действительности же фирма регулярно  прибегает к банковским кредитам, причем норма процента, которую она  платит, колеблется от одной кредитной  сделки к другой. Следовательно, мы должны вести речь не о ставке процента как таковой, а о средней расчетной  ставке процента (СРСП):

(5)

И в числителе, и в знаменателе у нас величины за определенный период, которые рассчитываются как среднехронологические значения. Полученные цифры будут отличаться от условий каждой конкретной сделки (если показатель рассчитывается за год, то и издержки по кредитам, и размер получаемых кредитов стоит разнести на год). Может показаться, что мы имеем дело с некоторой условностью, но если предприятие регулярно (а  это — правило) прибегает к  кредитам банков, то предложенный расчет СРСП вполне корректен. Это справедливо  и для случаев, когда предприятие  впервые прибегает к использованию  кредита. Если кредиты “выходят”  за рамки временного интервала, то подход должен быть тем же, так как мы должны рассчитать ЭФР для определенногопериода (краткосрочного, квартала, месяца, года). Следует отметить, что финансовый менеджер для определения СРСП должен ознакомиться с условиями всех кредитных сделок, заключенных в данном периоде, а также с теми кредитными сделками, выплаты по которым приходятся на этот период.

Информация о работе Шпаргалки по финансовому менеджменту