Шпаргалка по "Основы финансового менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы финансового менеджмента"

Файлы: 1 файл

5088_AtC.doc

— 804.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

13. Управление распределением прибыли.  Дивидендная политика предприятия. 

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров. Источниками выплаты дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используемые для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Схему распределения прибыли отчетного периода, упрощенно, можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а оставшаяся часть прибыли реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций.

Дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних  источников финансирования, и, одновременно, определяет долю средств отвлекаемых  от реинвестирования для выплаты  дивидендов. При прочих равных условиях чем большая часть прибыли расходуется на выплату дивидендов, тем меньше средств может быть реинвестированой в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост курсовой стоимости ее акций.

Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует их целям инвестирования. Поэтому изменение дивидендной политики может вызвать большее неудовлетворение акционеров, чем низкий уровень дивидендов. Таким образом, стабильность дивидендной политики является одним из наиболее важных факторов, который влияет на отношение инвесторов к компании.

Основными этапами формирования дивидендной политики можно назвать  следующие:

1. Учет основных факторов, определяющих формирование дивидендной  политики;

2. Выбор типа дивидендной  политики в соответствии с  финансовой стратегией акционерного  общества;

3. Разработка механизма  распределения прибыли в соответствии  с избранным типом дивидендной  политики;

4. Определение уровня  дивидендных выплат на одну  акцию;

5. Определение форм  выплат дивидендов;

6. Оценка эффективности  дивидендной политики.

Виды дивидендной политики предприятия 

Наиболее типичными видами дивидендной  политики являются следующие.

Политика фиксированных дивидендных  выплат (стабильной суммы выплачиваемых дивидендов на одну акцию). Политика предусматривает регулярную выплату дивидендов на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Такая политика означает низкий риск для акционеров, постоянство получаемых ими дивидендных доходов и достаточно высокую ликвидность ценных бумаг такой компании.

Политика постоянного процента дивидендных выплат ( постоянной доли выплачиваемых дивидендов). Политика предусматривает сохранение на определенном уровне доли выплачиваемых дивидендов.

Одним из основных аналитических показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент “дивидендный выход”, представляющий собой отношение  дивиденда по обыкновенным акциям к  прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций ( в расчете на одну акцию). Принятие дивидендной политики постоянного процента дивидендных выплат предполагает неизменность значения коэффициента “ дивидендный выход”:

а% = соnst =, где 

ПОА - прибыль доступная владельцам обыкновенных акций, равная чистой прибыли за вычетом выплат по привилегированным акциям, которая распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям и нераспределенную прибыль;

ДОА - дивидендные выплаты по обыкновенным акциям.

Однако при изменении абсолютной суммы чистой прибыли изменяется и сумма выплачиваемых дивидендов. В особенно неблагоприятные годы дивиденды могут существенно  упасть или вообще не выплачиваться. Такая политика не приводит к росту  курсовой стоимости акций, поскольку большинство акционеров обычно отрицательно относится к изменчивости суммы выплачиваемых дивидендов.

Политика компромиссного подхода  к дивидендным выплатам (компромиссная  политика). Компромиссным подходом является поиск “золотой середины” между двумя указанными выше типами дивидендной политики. Этот компромисс заключается в том, что компания выплачивает какой - то определенный стабильный (фиксированный) дивиденд, но в благоприятные годы выплачивает своеобразную надбавку (экстра- дивиденды). Это позволяет фирме сочетать гибкость в выплате дивидендов с уверенностью акционеров в получении определенного стабильного дохода. Однако такая политика имеет смысл только в том случае, если прибыль компании существенно варьируется из года в год. Кроме того, надбавки не должны выплачиваться регулярно, иначе они будут противоречить сути данного подхода. Политика выплаты дивидендов в зависимости от инвестиционных решений (выплата дивидендов по остаточному принципу). Политика используется компаниями инвестиционные возможности которых не стабильны. В этом случае финансовый менеджер ставит дивидендную политику в непосредственную зависимость от инвестиционных решений. В этом случае дивиденды будут выплачиваться из той части прибыли, которая остается у предприятия после финансирования соответствующих инвестиционных решений.

Политика выплаты дивидендов акциями. Политика предполагает выдачу дивидендов в форме акций, то есть выпуск дополнительного  пакета акций для акционеров. Такие  дивиденды могут быть объявлены, когда финансовое положение компании не очень устойчиво, она не в состоянии обеспечить выплату денежных дивидендов и / или когда компания хочет оживить реализацию своих акций, снижая их рыночную цену. Дивиденд в форме акций увеличивает количество акций, находящихся у акционеров, однако пропорциональная доля каждого акционера во владении компанией остается неизменной.

К таким факторам, влияющим на дивидендную  политику, относятся:

1) ограничения правового характера; 

2) ограничения контрактного характера;

3) ограничения в связи с недостаточной  ликвидностью;

4) ограничения в связи с расширением  производства;

5) ограничения в связи с интересами  акционеров;

6) ограничения рекламно-финансового  характера и другие.

14. Управление рисками в финансовом  менеджменте

Важной целью предпринимательства  является получение максимальных доходов  при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация такой цели требует соизмерения  размеров вложенного (авансированного) капитала с финансовыми результатами этой деятельности. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Потери, имеющие место в предпринимательской  деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые. Классификацию  рисков денежных потерь можно осуществить  по различным признакам: в зависимости  от вида хозяйственной деятельности - предпринимательский (производственный, коммерческий, финансовый) и потребительский; по признаку проявления - спекулятивный, простой (чистый); в зависимости от вида финансового посредничества - инвестиционный, страховой, банковский и другие.

Методы управления финансовым риском

Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных  с данным риском до минимума. Методы защиты от финансовых рисков могут  быть классифицированы в зависимости  от объекта воздествия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, найм охраны и т.д. Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

1. Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.

2. Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает определенный набор предшествующих и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их размер, если потери уже имеют место или неизбежны.

3. Страхование заключается в  том, что инвестор готов отказаться  от части доходов, лишь бы  избежать риска, т.е. он готов  заплатить за снижение риска  до нуля. Страхование как метод  управления риском означает два  вида действий: перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование); обращение за помощью к страховой фирме. При использовании этого метода управления менеджер должен отличать страхуемые риски от нестрахуемых.

4. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:

нельзя рисковать больше, чем  это может позволить собственный  капитал; нельзя рисковать многим ради малого;

следует предугадывать последствия  риска;

наилучшим решением может оказаться  сочетание сразу нескольких методов. Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента:

1) выработка нормативов для определения приемлемых результатов,

2) сравнение реальных результатов  с этими нормативами и 

3) корректировка на любом этапе  всего процесса для максимального  сближения результатов с установленными  нормативами. 

 Процесс  управления риском

Процесс управления риском может быть разбит на шесть стадий: определение  цели, выяснение риска, оценка риска, выбор методов управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.

Анализ риска является одним  из самых сложных этапов управления финансовыми рисками. При проведении анализа рисков прежде всего надо определить источники и причины рисков, какие из них являются основными, преобладающими. Источниками рисков могут быть : хозяйственная деятельность, личность человека, природные факторы. Причиной рисков являются недостаток информации, неопределенность будущего, непредсказуемость поведения делового партнера.

Анализ риска подразделяют на два  взаимно дополняющих друг друга  вида: качественный и количественный.

Качественный анализ представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска , этапы работы, при выполнении которых риск возникает , и т.д. Проводя анализ риска, следует определить степень риска. Риск может быть:

• допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

• критическим - возможно непоступление  не только прибыли, но и выручки и  покрытие убытков за счет средств  предпринимателя;

• катастрофическим - возможны потери капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ - это определение  конкретного размера денежного  ущерба отдельных подвидов финансового  риска и финансового риска  в совокупности.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном ( денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных  потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль).

В основе оценки финансовых рисков лежит  нахождение зависимости между определенными  размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска). Для построения кривой риска применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий.

Способы снижения финансового риска 

Высокая степень финансового риска  приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Общеприняты следующие четыре универсальных способа снижения любого финансового риска: 1) распределение риска между участниками проекта; 2) самострахование (передача части риска всем соискателям прибыли от данного проекта); 3) страхование (заключение договора со специализированной страховой фирмой); 4) резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

15. Организация внутрифирменного  финансового планирования

Цель и задачи внутрифирменного планирования - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Задачами планирования являются: определение  плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений  с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Важным моментом финансового  планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового  планирования является определение  его центров доходов и центров  расходов. Центры дохода - это его  подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов - это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе. Виды внутрифирменного финансового планирования

Различают три вида финансового внутрифирменного планирования:

долгосрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное.

Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное  финансовое планирование - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой  по годам. Краткосрочное внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам.

Оперативное финансовое планирование - это планирование на квартал c разбивкой  на более короткий период : месяц, декаду, неделю, день.

Долгосрочное (перспективное ) внутрифирменное планирование

Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес - план. Он представляет собой прогноз предпринимательской  деятельности, разработку стратегии  и реального плана финансового-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то , что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия.

Бизнес-план может иметь различные  формы представления. Основными  моментами, которые должны быть в  нем отражены, являются следующие:

описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информация о конкурентах; описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание организационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала; проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования. Венцом бизнес- плана является разработка финансового плана коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования: определяется сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и другие.

Краткосрочное (текущее) внутрифирменное  финансирование

Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.

Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год.

В практике финансового менеджмента  различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.

Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной  продукции и других финансовых операций на предстоящий период.

Общий бюджет обычно подразделяют на два: операционный и финансовый.

Операционный бюджет включает следующие  виды бюджетов: бюджет реализации; бюджет производства; бюджет прямых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд; бюджет производственных накладных  расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из бюджета  денежных средств и прогнозного  баланса.

Основными составляющими общего бюджета  являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.

Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из четырех разделов:

раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел. Основными  этапами составления бюджета  являются следующие :

1) составление прогноза реализации;

2) определение расчетного уровня  объема производства;

3) расчет производственной себестоимости  и операционных расходов;

4) расчет потока денежных средств  и других финансовых показателей; 

5) составление прогнозных форм  отчетности.

Оперативное внутрифирменное финансовое планирование

Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.

Кредитный план - план поступлений  заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления  и выплаты наличных денег через  кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четырех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат.


 

Платежный календарь - это  план рациональной организации оперативной  финансовой деятельности компании. В  календаре взаимосвязаны все  источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты  и займы, прочие поступления) с расходами  на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

Методы расчета финансовых показателей  и планирования финансов

Методы  планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы: нормативный, расчетно-аналитические, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

16. Управление кредиторской задолженностью

Уменьшение собственного капитала за счет кредиторской задолженности  увеличивает рентабельность, если прибыль  неизменна. То есть любая отсрочка платежей (за приобретенные товары, работы или  услуги, платежи в бюджет, по оплате труда и т.п.) увеличивает рентабельность собственного капитала.

Однако обычно за кредиторскую задолженность  приходится платить. Это могут быть проценты за банковские ссуды, увеличение стоимости приобретенных в кредит товаров, различного рода штрафы, пени, неустойки и т.п.

Рассмотрим случай взятия банковской ссуды. Предположим, что проценты по ссуде выплачиваются ежемесячно равными порциями. Чтобы взятие кредита  было выгодным, необходимо, чтобы рентабельность после взятия кредите была бы больше, чем до взятия кредита:

, откуда  или , где

  • I - прибыль за месяц без учета расходов по оплате процентов по ссуде (прибыль до взятия кредита);
  • g - месячные проценты по кредиту;
  • K - размер кредита;
  • C - капитал фирмы без учета взятия кредита;
  • r - рентабельность работы фирмы до взятия кредита.

При взятии кредита в  банке возможны 2 основных варианта поведения по отношению к собственному капиталу фирмы:

  1. из собственного капитала изымается сумма, равная величине кредита (например, эта сумма пускается на дивиденды);
  2. собственный капитал остается прежним.

Вышеприведенная формула  относится к 1-му варианту, когда  величина собственного капитала уменьшается  на величину кредита. Поэтому новая  величина рентабельности будет считаться с учетом уменьшенной величины собственного капитала.

Для 2-го варианта формула будет  выглядеть следующим образом.

, откуда  .

В данном случае, с одной стороны, не происходит изменения величины собственного капитала, но, с другой стороны, прибыль  уменьшается на величину процентов  по кредиту и увеличивается на величину дополнительной прибыли, вызванной взятием кредита. Вполне естественно, что результат остается тем же.

До сих пор предполагалось, что  величина рентабельности не меняется со взятием кредита. Немного сложнее  будет, если величина рентабельности изменится  после взятия кредита:

, или  , откуда , где

  • Iн - прибыль после взятия кредита без учета расходов по оплате процентов по ссуде;
  • rн - рентабельность работы фирмы после взятия кредита.

В данном случае условие  выгодности взятия ссуды очень чувствительно  к уменьшению величины рентабельности. Если же рентабельность увеличивается со взятием кредита, то условие становится "мягче".

Проценты по кредиту  должны быть меньше рентабельности работы фирмы, является достаточно тривиальным. Банки дают кредиты коммерческим организациям, как раз и основано на том обстоятельстве, что рентабельность работы этих организаций как правило больше процентов за кредиты, которые дают банки.

17. Методы оценки эффективности  инвестиционного проекта.

В основе принятия управленческих решений  инвестиционного характера лежат  оценки и сравнения объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений (доходов).

К основным методам, наиболее часто используемым для оценки эффективности  инвестиций в финансовом менеджменте  относят:

1. Срок окупаемости. 

2. Учетная норма прибыли (УНП).

3. Чистая текущая стоимость (ЧТС).

4. Внутренняя норма рентабельности (ВНР).

5. Коэффициент рентабельности (или  отношение затрат к доходам).

Срок окупаемости 

Срок окупаемости - это  время, необходимое компании для  возмещения ее первоначальных инвестиций. Он определяется делением первоначальных капитальных вложений на притоки денежных средств, полученные в результате либо увеличения доходов, либо экономии на расходах. Срок окупаемости может быть рассчитан по следующей формуле:

Как правило, логичнее выбирать проект с более коротким сроком окупаемости. Такие проекты являются менее рискованными и имеют большую ликвидность.

Преимущества использования метода срока окупаемости при оценке инвестиционного проекта состоят  в том, что он прост при расчетах и легок в понимании, и эффективно учитывает инвестиционные риски. Недостатки этого метода заключаются в том, что он не учитывает временную стоимость денег и он не принимает в расчет значение денежных притоков после истечения срока окупаемости, которые определяют рентабельность проекта. Учетная норма прибыли

Учетная норма прибыли (УНП) оценивает  рентабельность сравнением либо требуемых  инвестиций, либо усредненных инвестиций с будущим годовым чистым доходом. Вы должны выбрать проект с большей  нормой прибыли. Учетная норма прибыли составляет:

Преимущества этого метода в  том, что он прост в понимании, несложен при выполнении расчетов и  учитывает важное значение рентабельности.

Однако он не учитывает временную  стоимость денег и использует данные бухгалтерского учета вместо показателей движения денежных средств.

Чистая текущая стоимость 

Чистая текущая стоимость (ЧТС) является разницей между текущей  стоимостью (ТС) будущих притоков денежных средств, получаемый в результате реализации проекта, и суммой первоначальной инвестиции (И):

ЧТС = ТС - И.

Текущая стоимость будущего потока денежных средств рассчитывается с  использованием так называемой стоимости  капитала (или минимальной требуемой  нормы прибыли) в качестве учетной  ставки. При годовой серии равных периодических поступлений денежных средств текущая стоимость определяется:

ТС = А х F4(int, t)

где А - сумма серий равных периодических  поступлений денежных средств. Значение F4(int, t) - текущая стоимость серии равных периодических выплат , дисконтированная по ставке в размере int процентов в течение t лет.

Если ЧТС положительна, вам следует  принять данный проект. Если нет, вы должны отказаться от него .

Преимущества метода ЧТС заключаются  в том, что он учитывает временную  стоимость денег и доступен для  расчетов, независимо от того, представляет поток денежных средств серию равных периодических поступлений или меняющихся.

Внутренняя норма рентабельности

Внутренняя норма рентабельности (ВНР) определяется как ставка процента, которая уравнивает первоначальную инвестицию (И) с текущей стоимостью (ТС) будущего притока денежных средств. Другими словами, для ВНР:

И = ТС  или ЧТС = 0. Как правило, вам следует принять проект, если ВНР превышает стоимость капитала.

Преимущество использования метода ВНР заключается в том, что он учитывает временную стоимость денег и, следовательно, является более точным и реалистичным, чем метод УНП. Однако он более трудоемкий в расчетах, особенно когда притоки денежных средств неодинаковые (большинство коммерческих калькуляторов имеют программу для расчета ВНР): трудно сравнить различные объемы капитальных вложений, требующихся для представленных на конкурс проектов.

Когда притоки денежных средств  неодинаковые, ВНР рассчитывается по методу проб и ошибок, который здесь  не рассматривается. Многие финансовые калькуляторы имеют программу для расчетов ВНР. Коэффициент рентабельности

Коэффициент рентабельности представляет собой отношение общей текущей  стоимости будущих притоков денежных средств к первоначальной инвестиции (ТС/И). Этот коэффициент используется в качестве средства расположения проектов в убывающем порядке их привлекательности. Если коэффициент рентабельности больше 1, тогда вам следует принять данный проект.

Коэффициент рентабельности имеет  преимущество в том, что все проекты  рассматриваются с использованием одного способа сравнения независимо от их объема.


 

 

18. Оценка деловой активности  предприятия

Финансовое состояние  предприятия, это экономическая  категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и  способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на момент времени. Финансовое состояние предприятия понятие комплексное, характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Цель анализа:

  1. 1.        Оценка текущего финансового состояния предприятия, выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности
  2. 2.        Прогноз основных тенденций финансового состояния на будущее

Источники:

  1. 1.        Форма №1 Бухгалтерский баланс
  2. 2.        Форма №2 отчет о прибылях и убытках
  3. 3.        Форма №3 отчет о движении капитала
  4. 4.        Форма №4 отчет о движении денежных средств

Используется вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ данных, коэффициентный, факторный анализ. Главная цель  финансовой деятельности сводится к задаче увеличения активов предприятия и должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру активов и пассивов.

Финансовое состояние  может быть устойчивым, неустойчивым, кризисным.

Анализ имущества предприятия

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, размещение средств предприятия имеет большое  значение в финансовой деятельности предприятия.

I раздел актива – внеоборотные активы

II раздел актива – оборотные активы

Термин «баланс» – (французское, bolans – весы) употребляется как символ равновесия, равенства. Баланс позволяет наглядно и непредвзято иметь представление о имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

А) по составу

Б) по источникам формирования

Баланс двусторонняя таблица, в левой части размещаются  активы предприятия, а в правой –  пассивы.

В российской учетно-аналитической  политике принято итог баланса называть валютой баланса.

По величине баланса  судят об экономическом потенциале предприятия.

Активы группируются по признаку ликвидности, а также  по участию в сфере производства и обращения. Капитал функционирует  в денежной, материальной форме

Коэффициенты общей  оборачиваемости капитала дают наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия. К таким показателям относится показатель оборачиваемости активов. Он характеризует эффективность использования предприятием имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения, то есть показывает, сколько раз за год ( или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается следующим образом:

Для более конкретных выводов об оборачиваемости средств  предприятия необходимо рассмотрение частных показателей оборачиваемости. К ним относятся следующие:

а) Оборачиваемость  дебиторской задолженности 

 

б) Оборачиваемость  материально - производственных запасов

в) Оборачиваемость кредиторской задолженности

 

г) Оборачиваемость собственного капитала

 

д) Продолжительность операционного  цикла

оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + оборачиваемость материально-производственных запасов в днях.

19. Анализ финансовой  устойчивости предприятия

Модель финансовой устойчивости.

Рассматривая модель финансовой устойчивости, постараемся ответить на вопрос: “Какие же показатели отражают сущность финансовой устойчивости?”.

Рассуждения проведем на основе балансовой модели. В условных обозначениях, принятых нами, она имеет следующий вид:

F + Z + Ra = Ис + КT + Кt + K0 + Rp

Сделаем обоснованное и подтвержденное практикой допущение, что долгосрочные кредиты и заемные средства направляются преимущественно на приобретение основных средств и на капитальные вложения. Тогда преобразуем исходную балансовую формулу следующим образом:

Z + Ra = [( Иc + КT)] - F] + [( Kt + К0 + Rp)], где

[( Иc + КT)] - F] - собственные и заемные источники формирования запасов и затрат;

[( Kt + К0 + Rp)] - краткосрочная задолженность предприятия.

Из преобразованной  балансовой модели можно сделать  следующие выводы:

1) при условии ограничения запасов и затрат величиной

Z <= ( Иc + КT) - F

будет обеспечено условие  финансовой устойчивости предприятия;

2) выполнение условия  финансовой устойчивости обеспечивает  условие платежеспособности предприятия,  активные расчеты будут покрывать  краткосрочную задолженность предприятия Ra >= Кt 0 +Rp

Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости. Платежеспособность выступает внешним  проявлением финансовой устойчивости.

На основании выше изложенного можно сказать, что наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является “ Излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат”.

Источники формирования запасов и затрат

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников:

1) Наличие собственных оборотных  средств Ес = Иc - F

2) Наличие собственных и долгосрочных  заемных источников формирования  запасов и затрат 

Ет= (Ис + KT) - F

3) Общая величина основных источников  формирования запасов и затрат 

Е= (Ис + КT) -F + Кt = Ет + Kt

Показатели  обеспеченности запасов и затрат

Трем показателям наличия  источников формирования запасов и  затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

1) Излишек (+) или недостаток(-) собственных  оборотных средств: 

+- Ес = Ес - Z;

2) Излишек(+) или недостаток(-) собственных и долгосрочных заемных  источников формирования запасов  и затрат:

+- ET = ЕT - Z;

3) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников  формирования запасов и затрат:

+- E= Е - Z.

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Для этих целей используется трехмерный (трехкомпонентный) показатель типа финансовой устойчивости:

S = [ S (+- EС), S (+- ET), S (+- E], где функция Ф(х) определяется следующим образом: Типы финансовых ситуаций

Возможно выделение  четырех типов финансовых ситуаций.

1. Абсолютная устойчивость  финансового состояния. 

Такое состояние встречается  крайне редко и представляет собой крайний тип финансовой устойчивости.

Оно характеризуется  следующими значениями показателей  обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования :

Трехмерный  показатель типа финансовой устойчивости в этом случае имеет следующее значение S = [ 1 , 1 , 1].

2. Нормальная устойчивость  финансового состояния. 

Оно характеризуется  следующими значениями показателей  обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования :

 

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости в этом случае имеет следующее значение S = [ 0 , 1 , 1].

3. Неустойчивое финансовое  состояние. 

Такое состояние сопряжено с нарушением платежеспособности.

Оно характеризуется следующими значениями показателей обеспеченности запасов  и затрат источниками их формирования :

 

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости в этом случае имеет следующее значение S = [ 0 , 0 , 1].

Финансовая неустойчивость может быть нормальной ( допустимой) или ненормальной ( недопустимой).

4. Кризисное финансовое  состояние 

В этом состоянии предприятие находится  на грани банкротства.

Оно характеризуется  следующими значениями показателей  обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования :

 

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости в этом случае имеет следующее значение S = [ 0 , 0 , 0].

20. Анализ ликвидности бухгалтерского  баланса предприятия

Ликвидность баланса  и ликвидность активов 

Ликвидность активов - это  величина , обратная времени, необходимому для превращения в денежные средства. Степень ликвидности - это скорость превращения в денежные средства. От понятия ликвидность активов следует отличать понятие ликвидность баланса.

Ликвидность баланса - это  степень покрытия обязательств предприятия  его активами, срок превращения которых  в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Основные этапы проведения анализа ликвидности баланса 

Для проведения анализа  ликвидности баланса необходимо:

1) Сгруппировать активы  предприятия по степени их  ликвидности; 

2) Расположить сгруппированные  активы в порядке убывания ликвидности;

3) Сгруппировать обязательства  предприятия по срокам их погашения; 

4) Расположить сгруппированные  обязательства в порядке возрастания  сроков их погашения; 

5) Сравнить размеры  активов и обязательств предприятия  у которых срок погашения равен ликвидности.

Группировка активов  по степени ликвидности 

По степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие  группы:

1) Группа А1. Наиболее ликвидные  активы. Основу этой группы составляют  денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения;

2) Группа А2. Быстро реализуемые  активы. Основу этой группы составляет  дебиторская задолженность и  прочие активы;

3) Группа А3. Медленно реализуемые  активы. Основу этой группы составляют  статьи запасов и затрат за  исключением величины статьи “Расходы будущих периодов”.

4) Группа А4. Трудно реализуемые  активы. Основу этой группы составляют  статьи основных средств и  других необоротных активов. Группировка обязательств по степени срочности их оплаты

Пассивы распределяются по степени  срочности их оплаты на следующие группы:

1) Группа П1. Наиболее срочные  обязательства. Основу этой группы  составляют статьи кредиторской  задолженности и прочих пассивов.

2) Группа П2. Краткосрочные пассивы.  Основу группы составляют статьи  краткосрочных кредитов и заемных средств.

3) Группа П3. Долгосрочные пассивы.  Основу группы составляют статьи  долгосрочных кредитов и заемных  средств. 

4) Группа П4. Постоянные пассивы.  Основу группы составляют статьи  источников собственных средств  за исключением величины статьи “Расходы будущих периодов”.

Модель ликвидности  баланса 

Для определения ликвидности баланса  следует сопоставить итоги приведенных  групп по активу и пассиву.

Баланс считается абсолютно  ликвидным, если имеют место следующие  соотношения:

А1 >= П1

А2 >= П2

А3 >= П3

А4 <= П4.

Выполнение первых трех неравенств в системе влечет выполнение четвертого неравенства, поэтому для анализа  ликвидности баланса практически  используется сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву.

Четвертое неравенство носит “балансирующий” характер и имеет глубокий экономический смысл. Его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Ликвидность баланса в большей  или меньшей степени отличается от абсолютной в случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют знак, противоположный указанному в оптимальном варианте.

Различают текущую и перспективную  ликвидность.

Текущая ликвидность свидетельствует  о платежеспособности предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. Она определяется сопоставлением наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами, то есть сопоставлением групп А1, А2 и П1, П2.

Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности предприятия на основе сравнения  будущих поступлений и платежей. Она определяется на основе сравнения медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами, то есть А3 и П3.


 

 

21. Диагностика банкротства  предприятия

Признаки банкротства. Для определения  краха предприятия используются следующие количественные факторы: низкая величина показателя отношения  долговых обязательств к акционерному капиталу и показателя отношения долговых обязательств к общей сумме активов; низкий доход на инвестиции; низкая рентабельность; низкая величина отношения нераспределенной прибыли к общей сумме активов; низкая величина отношения оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина отношения оборотного капитала к продажам; низкая величина отношения необоротных активов к долгосрочным обязательствам; нестабильная прибыль; резкое снижение цены акций, цены облигаций и прибыли; уменьшение дивидендных платежей; высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам и др.

Количественным показателем , используемым для предсказания банкротства, может  быть назван коэффициент Альтмана (“Z-счет”). Значение коэффициента определяется из уравнения регрессии Альтмана, полученного  на основе статистической обработки данных предприятий-банкротов. Оно представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных-коэффициентов, способных предсказать банкротство. “Z-счет” Альтмана рассчитывается следующим образом:

Z = 3,3 Х1 + 1,0 Х2 + 0,6 Х3 + 1,4 Х4 + 1,2 Х5.

Х1,Х2, Х3, Х4, Х5 рассчитываются по следующим  алгоритмам:

Значение Z определяет надежность, степень отдаленности от банкротства. Этот коэффициент показывает три общих варианта: вероятное банкротство, маловероятное банкротство и серая область.

Количественный счет очков и  вероятность банкротства, разработанная  Альтманом, представлены в следующем виде:

 

Значение “Z- счета”

Вероятность банкротства 

1,80 или менее 

Очень высокая 

1,81 – 2,7

Высокая

2,8 - 2,9

Возможная

3,0 или больше 

Маловероятная


Если Z < 1,81 , предприятие станет банкротом: через один год - с вероятностью 95% ; через два года - с вероятностью 72%; через три года - с вероятностью 48%, через четыре года - с вероятностью 30%.

Если Z = 1,81 - 2,99, предприятие отличается исключительной надежностью.

Если Z = 2,99 выводы затруднены.

Финансовые коэффициенты, определяющие критерии банкротства

Для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий особую роль играет система  критериев. Федеральным управлением  по делам о несостоятельности (банкротстве) утвердило Методические положения  по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Согласно этому Методическому положению анализ и оценка структуры баланса организации базируется на основе показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными средства, способности восстановить или утратить платежеспособность. В зависимости от значений этих показателей структура баланса предприятия может быть признана неудовлетворительной, а само предприятие - неплатежеспособным; может быть также установлена реальная возможность восстановления либо утраты платежеспособности предприятием.

Коэффициент текущей ликвидности  определяет общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения  предпринимательской деятельности и своевременного погашения кредиторской задолженности. Он определяется по формуле :

Необходимое значение коэффициента равно 1. Оптимальное значение не менее, чем 2.

Коэффициент обеспеченности предприятия  собственными средствами определяется по формуле:

 

Нормальное значение должно быть не менее 0,1.

Согласно Методическим положениям , если хотя бы один из первых двух коэффициентов  имеет значение меньшее нормативного, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период 6 месяцев. Если оба коэффициента принимают  значения меньше критериального, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности предприятия.

Коэффициент восстановления платежеспособности равен:

где Клф - коэффициент ликвидности  на конец отчетного периода;

Клнорм - нормативное значение коэффициента ликвидности, установленное в размере 2;

Т - отчетный период в месяцах.

При значении коэффициента восстановления платежеспособности больше 1 за шесть  месяцев признается, что у предприятия  имеется реальная возможность восстановить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности рассчитывается по формуле:

Значение коэффициента утраты платежеспособности больше 1 за три месяца свидетельствует о  наличии реальной возможности у  предприятия не утратить платежеспособность.

Стадии банкротства  предприятия и возможные меры по его предотвращению

Банкротство проходит три отделимые  друг от друга стадии.

Первая стадия происходит скрытое (особенно, если не налажен специальный  управленческий учет) снижение цены предприятия. На этой стадии руководство продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов с тем, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

Вторая стадия характеризуется  трудностями с наличностью. Руководители склонны уже к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда к мошенничеству.

Третья стадия характеризуется  тем, что банкротство становится юридически очевидным. Предприятие  не может своевременно оплачивать долги.

Разработка программ выхода из состояния  банкротства является отдельной темой. Однако существуют некоторые типичные приемы, которые срабатывают в большинстве случаев:

смена руководства, если банкротство  произошло по внутренним причинам;

изменение организационной структуры  предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;

установление жесткого контроля затрат;

изменение культуры работы (переподготовка персонала, психологическая переориентация);

сокращение номенклатуры продукции  и услуг;

усиленный маркетинг.

22. Оценка финансового  состояния предприятия

Финансовое состояние  предприятия, это экономическая  категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и  способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на момент времени. Финансовое состояние предприятия понятие  комплексное, характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия

Денежные средства включают денежные средства в кассе и денежные средства в банках. Денежные средства используются для текущих денежных платежей. Денежные средства, не предназначенные для текущих платежей и на расходование которых установлены определенные ограничения, не включаются в состав оборотных активов.

Денежные средства - это монеты, банкноты, депозиты в банках. Денежными  средствами считаются также банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки кассиров и чеки, удостоверенные банком, чеки, выданные отдельными лицами , счета сбережений и др.

К ликвидным ценностям, примыкающим  к денежным средствам, относятся  также легко реализуемые ценные бумаги, приносящие владельцу доход в виде процента или дивиденда. Эти бумаги в случае необходимости могут быть легко реализованы на рынке ценных бумаг и превращены в наличность. Покупка ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании. Она осуществляется в интересах выгодного помещения временно свободных денежных средств. Легко реализуемые ценные бумаги приобретаются компаниями на тот период времени, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Легко реализуемые ценные бумаги подразделяются на краткосрочные свидетельства, долгосрочные обязательства и ценные бумаги, дающие право собственности.

Управление денежными средствами состоит в определении оптимальной суммы денежной наличности. Это одна из важнейших задач финансового менеджмента и финансового менеджера.

Оптимальная для предприятия сумма  денежной наличности определяется под  влиянием противоположных тенденций. С одной стороны, деловая репутация фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас, в частности это необходимо для своевременного погашения текущих обязательств, оплаты труда, развития производства и т.д. Отсутствие денежных средств может привести предприятие к банкротству. С другой стороны, большая сумма свободных денежных средств осложняет проблему учета и контроля за их движением, увеличивает опасность обесценения свободных денежных средств, увеличивает потери от инфляции, увеличивает потерю упущенных возможностей от их использования.

К основным этапам формирования политики управления денежными активами относятся:

1. Анализ структуры  и состояния денежных активов  предприятия в предшествующем  периоде;

2. Оптимизация среднего  остатка денежных активов предприятия; 

3. Дифференциация среднего  остатка денежных активов в  разрезе национальной и иностранной  валют; 

4. Выбор эффективных  форм регулирования среднего  остатка денежных активов; 

5. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов;

6. Построение эффективных  систем контроля за денежными  активами предприятия. 


 

 

23. Управление обновлением  внеоборотных активов

Активы могут оцениваться  следующими методами:

·        Фактическая стоимость приобретения. Активы учитываются по сумме уплаченных за них денежных средств или их эквивалентов, или по справедливой стоимости, предложенной за них на момент их приобретения.

·        Восстановительная стоимость. Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в том случае, если такой же или эквивалентный актив приобретался бы в настоящее время.

·        Возможная цена продажи (погашения). Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях.

·        Дисконтированная стоимость. Активы отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого поступления денежных средств, которые, как предполагается, будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел.

Современный этап развития МСФО характеризуется, с одной стороны, расширением сферы применения при  оценке активов справедливой стоимости, и, с другой стороны, ужесточением требований к соблюдению принципа осмотрительности в случае, когда активы оцениваются по фактическим затратам. В последнем случае имеется в виду требование к проведению ежегодного теста на обесценение активов, введенное МСФО 36 «Обесценение активов».

Российские подходы  заключаются в следующем. Статья 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете»посвящена вопросам оценки имущества:

·        «Оценка имущества ... производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

·        Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления...

·        Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета».

Анализ внеоборотных активов предусматривает расчет дополнительных относительных коэффициентов  на основе данных бухгалтерской отчетности.

Они подразделяются на две  группы:

·        коэффициенты движения и состояния внеоборотного капитала;

·        коэффициенты эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности.

Эти коэффициенты рассчитываются для всех видов внеоборотного  капитала: нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в  материальные ценности.

Коэффициенты могут  быть рассчитаны на начало и конец  года. В этом случае возможна оценка изменения показателей движения и состояния внеоборотного капитала за отчетный год. Показатели движения и состояния целесообразно рассчитывать не только в целом по основному капиталу, но и в разрезе его основных видов. Данные ф. № 5 позволяют рассчитать коэффициенты для активной части производственных средств (в том числе для зданий и сооружений, машин, оборудования, транспортных средств) и по группе прочих основных средств. Необходимость такого анализа обусловлена управленческими целями и выработкой оптимальной политики управления процессом воспроизводства основного капитала.

Для полной характеристики использования внеоборотных активов  применяют систему коэффициентов, включающую обобщающие и частные технико-экономические показатели.

Показатели  оценки удовлетворительности структуры  баланса 

Коэффициент текущей ликвидности (К1) - Равен отношению стоимости всех оборотных (мобильных) средств предприятия к величине краткосрочных обязательств:(Нормативное  значение  показателя  равно  2 Отражает обеспеченность организации оборотными средствами для погашения текущих краткосрочных обязательств. Если  доля  высоколиквидных активов в имуществе  значительна, степень  риска утраты  платежеспособности принимает минимальную величину)         

Коэффициент обеспеченности  собственными  средствами (К2) - Нормативное значение показателя  равно 0,1. Устанавливает   обеспеченность  организации собственными средствами для пополнения оборотных средств и ведения хозяйственной деятельности

Коэффициент восстановления платежеспособности (К3) К3 = [К1к + 6/Т×( К1к – К1 н)]/ К1норм

 К – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчетного периода; К – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (=2); Т – длительность отчетного периода в месяцах. -  Нормативное  значение  показателя  равно  1. Рассчитывается с учетом коэффициента  текущей ликвидности за период, равный  6  месяцам, если К1 и  К2  имеют  значения  меньше. Определяет возможность восстановления   организацией своей платежеспособности в течение 6 месяцев. Превышение  нормативного  значения (К3 > 1) свидетельствует о возможности  восстановления организацией своей   платежеспособности (ликвидности), и наоборот                 

Коэффициент утраты платежеспособности (К4)          К4 = [К1+3/Т×(К–К)]/ К1норм ,   где К – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчетного периода; К – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (=2); Т – длительность отчетного периода в месяцах - Нормативное  значение  показателя  равно  1 Рассчитывается с учетом коэффициента  теку щей ликвидности за период, равный  3  месяцам, если К1 и К2 равны или превышают  нормативную величину Отражает  возможность  утраты  организацией своей платежеспособности в течение 3  месяцев. Превышение нормативного значения (К4 > 1) свидетельствует о возможности  сохранить платежеспособность в течение 3  месяцев,  и наоборот.

25. Стратегии финансирования  оборотных активов.

 Управление оборотными активами

Оборотными средствами ( текущими, оборотными активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года. Оборотный капитал (чистый оборотный капитал , собственные оборотные средства) может быть определен как разность между оборотными (текущими) активами и краткосрочными (текущими) обязательствами. В состав оборотных средств входят товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения ( ценные бумаги), денежные средства.

Особенностью инвестирования в  оборотные средства является не только продолжительность срока эксплуатации оборотных активов ( один год) , но и дробность состава, которая влечет за собой дробность инвестирования. Эти особенности инвестирования в оборотные средства имеют важное значение для обеспечения гибкости финансовой политики в области управления ими.

Значение эффективного управления оборотными средствами

Эффективное управление оборотными средствами имеет для компании важное значение по следующим причинам:

1. Величина оборотных средств у большинства компаний составляет больше половины всех ее активов.

2. Решение вопросов, связанных с  оборотными средствами, является  непрерывным процессом и требует,  в отличии от других сфер  деятельности финансового директора,  большего количества времени. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.

3. Оптимальное управление оборотными  средствами ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании.

4. Правильное управление оборотными  средствами позволит максимизировать  норму прибыли и минимизировать  свою ликвидность и коммерческий  риск.

Основные задачи финансового менеджера  в области управления оборотными средствами:

1. Определить правильную структуру  активов. 

2. Стремиться иметь минимально-возможную  величину товарно-материальных запасов.  Обеспечивать своевременные оптимальные  объемы заказов. 

2. Своевременно получить деньги  у покупателей и заказчиков. Ускорить приток денежных средств.

3. Отсрочить платежи. Замедлить  отток денежных средств. 

4. Увеличить объем продаж.

5. Разработать подходящую  для предприятия инвестиционную  стратегию. Политика управления  оборотными активами, представляющая часть общей финансовой стратегии предприятия, заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования.

Процесс разработки политики управления оборотными активами предприятия включает следующие этапы:

1. Анализ состава и состояния  оборотных активов предприятия  в предшествующем периоде; 

2. Определение общих принципов  формирования оборотных активов  предприятия; 

3. Оптимизация объема оборотных  активов; 

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов;

5. Обеспечение необходимой ликвидности  оборотных активов; 

6. Обеспечение повышения рентабельности  оборотных активов; 

7. Обеспечение минимизации потерь  оборотных активов в процессе  их использования;

8. Формирование принципов формирования  отдельных видов оборотных активов; 

9. Оптимизация структуры источников  финансирования оборотных активов. 

Управление оборотными средствами включает в себя управление товарно-материальными  запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными вложениями (ценными бумагами). Управление оборотным капиталом включает управление оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Управление оборотным капиталом - это регулирование величины различных типов оборотных активов и краткосрочных обязательств.

26.Управление структурой  затрат. Операционный леверидж.

Леверидж  в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте  различают следующие виды левериджа:

  • финансовый
  • производственный (операционный)
  • производственно-финансовый

Всякое предприятие  является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования  и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования  различных источников финансирования  складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие  создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом производственного (операционного) левериджа.

Например: Допустим в  отчетном году выручка от реализации составила 10млн.р. при совокупных переменных затратах 8,3млн.р. и постоянных затратах 1,5млн.р. Прибыль  = 0,2млн.р.

Предположим, что в  плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10% (т.е.11млн.р.) Постоянные расходы = 1,5млн.р. Переменные расходы увеличиваются  на 10% (т.е.8,3*1,1=9,13млн.р.). Прибыль от реализации =0,37млн.р. (т.е.11-9,13-1,5). Темп роста прибыли (370/200)*100 = 185%. Темп роста выручки= =110%. На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8,5%, т.е. ЭОЛ = 85%/10%= 8,5%

Т.о. силу (эффект) производственного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж.

               DНРЭИ         DQ

ЭОЛ =  ¾¾¾¾ =  ¾¾¾ 

                                         НРЭИ            Q

Q - физический объем продаж,

р – цена ,

р*Q – выручка от реализации,

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции

Sпост – постоянные затраты

 НРЭИ = р*Q – (Sпз*Q + Sпост  ) = Q*(p-Sпз ) – Sпост

DНРЭИ = DQ*(p – Sпз)

                     Q*(p-Sпз)            Q             Q*(p-Sпз)               НРЭИ+Sпост

1)ЭОЛ = ¾¾¾¾¾¾¾ х ¾¾ = ¾¾¾¾¾¾¾¾   =   ¾¾¾¾¾  

               Q*(p-Sпз)- Sпост       Q         Q*(p-Sпз)-Sрост             НРЭИ

ЭОЛ= 1+(Sпост/НРЭИ)

2) ЭОЛ = МД/(МД-Sпост) = МД/П

Эти формулы позволяют ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и  насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного  левериджа возникает понятие  запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж).

Информация о работе Шпаргалка по "Основы финансового менеджмента"