Шпаргалка по "Основы финансового менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы финансового менеджмента"

Файлы: 1 файл

5088_AtC.doc

— 804.00 Кб (Скачать файл)

1. Управление стоимостью  капитала 

Стоимость капитала определяется как  норма прибыли , которую компания предлагает за свои ценные бумаги для  поддержания их рыночной стоимости. Стоимость капитала рассчитывается как средневзвешенная величина различных  составных частей капитала , таких как долговые обязательства, привилегированные акции, обыкновенные акции и нераспределенная прибыль.

 Расчет поэлементной стоимости  капитала 

Каждый составной элемент капитала имеет компонент стоимости, определяемый следующим образом:

ki - стоимость займа до налогообложения;

kd = Ki (1 - t)- стоимость займа после налогообложения, где

t - налоговая ставка;

kp - стоимость привилегированной акции;

kg - стоимость нераспределенной прибыли (или внутренняя стоимость капитала);

ke - внешняя стоимость капитала компании или стоимость эмиссии новых обыкновенных акций;

ko - общая стоимость капитала компании или средневзвешенная стоимость капитала.

Стоимость займа.

 Стоимость займа до налогообложения  можно рассчитать используя сокращенную формулу для приближенного расчета дохода по облигации на дату погашения:

где I - выплата годового процентного  дохода;

М - номинальная или нарицательная  стоимость облигации;

V - рыночная стоимость чистого  дохода от продажи облигации; 

n - срок облигации n лет.

Поскольку выплаты процентного  дохода подлежат налогообложению, вы должны установить стоимость долга, учитывая налогообложение:

kd = ki ( 1 - t),

где t - является налоговой ставкой.

Стоимость привилегированной акции. Стоимость привилегированной акции (kp) определяется делением годового дивиденда привилегированной акции (dp) на чистый доход от продажи привилегированной акции (р) следующим образом:

kp = dp / p

Поскольку дивиденды привилегированной  акции не подлежат налогообложению, никаких поправок на налогообложение делать не требуется.

Стоимость акционерного капитала. Стоимость  обыкновенной акции (ke) обычно воспринимают как требуемую норму прибыли инвестора на обыкновенную акцию компании. Существует два широко используемых метода расчета акционерного капитала, представленного обыкновенными акциями: модель экономического роста Гордона и модель оценки основных средств (МООС).

Модель экономического роста Гордона  представляет собой:

где Р0 - стоимость (или рыночная цена) обыкновенной акции;

D1 - дивиденды, которые должны быть получены за один год;

r - требуемая норма прибыли инвестора; 

g - темп роста (принимается постоянным  во времени).

Решая уравнение этой модели для r, получаем формулу для расчета  стоимости обыкновенной акции:

 

Символ r заменяется на ke, для того, чтобы показать, что эта формула применяется для определении стоимости капитала.

Стоимость новой обыкновенной акции, или внешний акционерный капитал, выше, чем стоимость настоящей  обыкновенной акции, из-за стоимости  размещения выпуска, связанной с продажей новых акций. Стоимость размещения займа, иногда называемая стоимостью выпуска новых акций (стоимость эмиссии), представляет собой общую стоимость выпуска и продажи ценных бумаг, включая печать и гравирование, комиссионные сборы и гонорар за бухгалтерскую ревизию.

Если f - стоимость размещения займа  в процентах, формула для расчета  стоимости новой обыкновенной акции  будет выглядеть следующим образом:

  Метод модели оценки основных  средств (МООС). Чтобы использовать  этот альтернативный метод оценки стоимости обыкновенной акции, вы должны:

1. Рассчитать безрисковую ставку rf, обычно принимаемую равной ставке казначейского векселя США.

2. Определить коэффициент бетта  акции (b), который является показателем  систематического (или недиверсифицированного) риска.

3. Определить норму прибыли на  портфель ценных бумаг (гm ), таких как “Стэндарт энд Пурз - 500”, “Сток Композит Индекс” или “Доу Джонс Индастриалз-30”.

4. Оценить требуемую норму прибыли  на акцию компании, используя  уравнение МООС:

ke = rf + b(гm - rf ).

символ rj, заменяется на ke.

Стоимость нераспределенной прибыли. Стоимость нераспределенной прибыли (ks) тесно связана со стоимостью существующих запасов обыкновенных акций, поскольку стоимость акционерного капитала, приобретенного за счет нераспределенной прибыли, является той же самой, что и требуемая инвесторами норма прибыли с обыкновенных акций компании. Следовательно:

ke = ks

Оценка общей стоимости  капитала

Общая стоимость капитала компании представляет собой среднее значение одноэлементных стоимостей капитала, взвешенных пропорционально каждому виду используемого капитала. Если ko представляет собой общую стоимость капитала:

kj = ∑ Процентных выражений доли каждого источника

капитала от общей структуры  капитала х

х Стоимость капитала по каждому  из источников = wd kd + wp kp + we ke + ws ks ,

где wd - % от общего капитала, поступивший от долговых обязательств;

wp - % от общего капитала, поступивший от привилегированных акций;

we - % от общего капитала, поступивший от внешней стоимости капитала компании;

ws - % от общего капитала, поступивший от нераспределенной прибыли (или внутренней стоимости капитала компании).

Взвешивание капитала может  быть первоначальным, целевым или  маржинальным.

Первоначальное взвешивание

Первоначальное взвешивание основано на существующей структуре капитала компании и используется тогда, когда  руководство полагает, что существующая структура капитала оптимальна и, следовательно, должна сохраниться в будущем. Существуют два типа первоначального взвешивания: по балансовой и по рыночной стоимости.

1. Взвешивание по балансовой  стоимости. Использование метода  взвешивания по балансовой стоимости  для оценки взвешенной стоимости  капитала компании предполагает, что будет привлечено новое дополнительное финансирование с использованием тех же самых методов, которые использовались компанией для существующей структуры капитала. Взвешивание - деление балансовой стоимости каждой из составных частей капитала на сумму балансовых стоимостей всех долгосрочных источников капитала.

2. Взвешивание по рыночной стоимости.  Взвешенность по рыночной стоимости  определяется делением рыночной  стоимости каждом из источников  на сумму рыночной стоимости  всех источников. Этот метод расчета  средневзвешенной стоимости капитала компании считается более точным по сравнению с использованием взвешивания по балансовой стоимости, потому что рыночная стоимость ценных бумаг точнее отражает реальные суммы, которые будут получены от их продажи.

Целевое взвешивание 

Если компания имеет целевую структуру капитала (то есть желательное соотношение заемных средств к собственному капиталу), которую она сохраняет в течение длительного времени, тогда эта структура капитала и соответствующие методы взвешивания могут быть использованы при расчете взвешенной стоимости капитала.

Маржинальное взвешивание 

Маржинальное взвешивание, использующее фактическую финансовую смешанную структуру, предложенную для финансовых инвестиций, также  может применяться для расчета  взвешенной стоимости капитала. Этот метод, несмотря на свою привлекательность, имеет недостаток. Стоимость капитала по каждому одноэлементному источнику зависит от финансовых рисков компании, которые связаны с ее финансовой смешанной структурой. Если компания изменит свою текущую структуру капитала, стоимость одноэлементных источников изменится, сделав более трудоемким расчет взвешенной стоимости капитала. Чтобы воспользоваться этим методом, следует предположить, что финансовая смешанная структура компании является относительно устойчивой и что текущие взвешенные показатели будут приблизительно соответствовать будущей финансовой деятельности.

2. Разработка политики  привлечения банковского кредита.

ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ  БАНКОВСКОГО КРЕДИТА — часть  общей политики привлечения заемных  средств, конкретизирующей условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.

Кредитная политика - это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков

Кредитоспособность  заемщика означает его способность полностью и в срок рассчитываться по своим долговым обязательствам.

Способность к возврату долга зависит от моральных качеств  клиента, его рода занятий, степени  вложения капитала в недвижимое имущество, возможности заработать средства для погашения ссуды. Кредитоспособность прогнозирует платежеспособность клиента на ближайшую перспективу. Оценивается она на основе системы финансовых показателей по данным баланса и отчете о доходах.

Единой методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право ориентироваться на широкоиспользуемый международный или отечественный опыт, либо разработать собственный подход.

В последнее время  российские банки проявляют интерес  к опыту банков США.

В практике американских банков для анализа кредитоспособности применяется правило “пяти си”, т. к. все критерии отбора клиентов начинаются на на букву “си”, в последнее время добавили шестое «си» - control – контроль.

1. Характер, репутация  заемщика (character).

Под характером клиента  понимается его ответственность, готовность и желание погасить долг, что предполагает выяснение психологического портрета клиента. При оценке репутации большое  значение имеет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире (кредитная история). Работа с новым для банка заемщиком предполагает выяснение его юридического статуса, а для физических лиц правомочности получения кредита.

2. Финансовые возможности (capacity)

Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платежеспособности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу  денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Кредиты могут погашаться за счет четырех источников: доходы, продажа активов, продажа акций и получение ссуды у другого кредитора. Банки предпочитают, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода, т.к. все другие методы могут быть дорогостоящими и вредить репутации банка.

3. Капитал (capital).

Размер и структура  капитала - важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе  структуры капитала, особое внимание следует обратить на показатель финансового рычага (leverage). Это показатель финансовой устойчивости, отражающий соотношение собственного и заемного капитала фирмы.

4. Обеспечение (collateral).

Предприятию не будет  предоставлен кредит, если оно не располагает  имуществом для обеспечения ссуды. Некоторые активы могут служить в качестве обеспечения, поэтому очень важно оценить их размеры и качество. При потребительском кредите обеспечением могут служить автомобили, дома, мебель и т.д.

5. Общие экономические  условия (conditions) включают макроэкономическая и рыночная конъюнктура, перспективы работы клиента.

При анализе кредитоспособности заемщика многое зависит от наличия  информации о его прошлом и  настоящем. Если банк уже предоставлял ему кредит, то у него имеется  кредитная история заемщика, если он обращается за ссудой впервые зарубежные банки могут обратиться специализированные информационные агентства типа американской фирмы “Дан энд Брэдстрит” и получить необходимую информацию даже по зарубежным клиентам.

Для отечественных банков получение такой информации затруднено, поэтому они рассчитывают, как правило, на личное

знакомство с клиентом или на информацию, полученную службой  безопасности банка.

В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принципиальное значение имеет финансовый анализ. Он проводится разными способами:

• на основе системы финансовых коэффициентов (показателей);

• на основе анализа денежных истоков (cash flow), т.е. сопоставления притока  и оттока денежных средств на предприятие - заемщика. Превышение притока средств над их оттоком свидетельствует о его хорошем финансовом положении и наоборот.

В традициях отечественных  банков использование метода коэффициентов.

Система финансовых коэффициентов  оценки кредитоспособности включает 4-5 (в зависимости от подхода автора к классификации коэффициентов) групп и 2-3 десятка показателей:

• коэффициенты ликвидности;

• коэффициенты оборачиваемости  капитала;

• коэффициенты финансового  левереджа (leverage) (соотноше-ния собственных  и заемных средств);

• коэффициенты прибыльности (рентабельности);

• коэффициенты обеспечения  долга.

Для серьезной оценки финансового положения заемщика требуются следующие исходные данные(документы  финансовой отчетности при среднесрочном  и долгосрочном кредитовании за 3 последних  года, при краткосрочном - за последние 3 квартала):

• баланс предприятия - форма  № 1;

• отчет о финансовых результатах и их использовании - форма № 2;

• отчет о движении денежных средств – Форма №4

• отчет о состоянии  имущества предприятия - форма № 10 и другие формы.

Кроме того, целесообразно  проанализировать планы формирования и распределения прибыли на предполагаемый срок выдачи кредита и сведения о  планируемой величине амортизационных  отчислений в случае кредитования основного  капитала.

При более продолжительных сроках кредитования или ухудшении финансового положения заемщика требуется глубокий анализ финансовой деятельности заемщика.

При абсолютном преобладании краткосрочного кредитования особенное  значение имеют три коэффициента:

1. Коэффициент  абсолютной ликвидности:

 Кал предназначен для оценки  способности заемщика оперативно  высвободить из хозяйственного  оборота денежные средства и  погасить долговые обязательства.


 

2. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности):

Ктл используется для оценки предела кредитования клиента. как ми

нимум показатель должен быть равен 1, но коэффициент меньше 2 уже считается критерием неудовлетворительной структуры баланса и, следовательно, повышенного риска для кредитора. После принятия ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) критерий утратил функцию формального признака банкротства предприятия, но как инструмент финансового анализа сохранил свое значение.

3. Коэффициент  обеспеченности собственными средствами: Коэффициент характеризует фактическое наличие собственных оборотных средств по балансу, чем их больше, тем выше способность заемщика в срок рассчитаться по своим обязательствам. Рекомендуемое значение ≥ 0,1. На практике у многих заемщиков этот показатель ниже.

При осуществлении оценки кредитоспособности этим методом необходимо учитывать, что состав ликвидных средств имеет отраслевые особенности, а также особенности связанные с организационно -

III РП – третий раздел  пассива (итог)

I РА – первый раздел актива (итог)

II РА – второй раздел актива (итог)

правовой формой предприятия - заемщика (государственная структура, АО, малые производственные структуры). Кредитный рейтинг - это система показателей, позволяющая отнести каждого индивидуального заемщика к определенному классу:

• на уровне средних величин - II класс;

• выше средних - I класс;

• ниже средних - III класс.

 

Общая оценка кредитоспособности, как правило, дается в баллах, сумма  которых устанавливается самим  банком.

Например, I класс - от 100 до 150 баллов;

II класс - от 151 до 250 баллов;

III класс - от 251 и выше.

На практике учитываются  не только рейтинговые, но и дополнительные данные о клиенте. Использование  кредитного рейтинга значительно облегчает  работу кредитного инспектора при оценке кредитоспособности заемщика.

Точная оценка кредитоспособности позволяет выбрать наиболее эффективные другие способы снижения кредитного риска (страхование, вид обеспечения и т.д.).

Управление кредитными операциями в банке не заканчивается  подписанием кредитного договора и  открытием ссудного счета заемщику. Кредитный инспектор ведет кредит до момента полного погашения ссудной задолженности.

Кредитный мониторинг - система  банковского контроля за всем процессом  кредитования, проявляется в постоянном контроле как за прохождениями отдельных  кредитов, так и за качеством кредитного портфеля в целом. Кредитный мониторинг позволяет своевременно выявить отклонение от целей кредитной политики и исправить ситуацию, обеспечивая умеренный риск.

3. Управление структурой  капитала. Финансовый леверидж.

 

Управление пассивами и основные принципы принятия решений

по выбору источников финансирования

Структура капитала

Пассивы предприятия представляют собой решения по выбору источников финансирования имущества предприятия. Основными структурными разделами  пассива являются : краткосрочные обязательства ( краткосрочная задолженность, текущие обязательства), долгосрочные обязательства (долгосрочная задолженность), собственный капитал.

Раздел “Краткосрочные обязательства” и “Долгосрочные обязательства” иногда объединяются в одном разделе под названием внешние обязательства. Внешние обязательства трактуются как будущие убытки в экономических выгодах компании, которые могут возникнуть вследствие существующих обязательств этой компании передать средства или оказать услуги другим предприятиям в будущем в результате заключенных сделок или происшедших событий.

Краткосрочные обязательства - это  обязательства, которые покрываются  оборотными активами или погашаются в результате образования новых  краткосрочных обязательств. Эти  обязательства погашаются обычно в течение сравнительно короткого периода времени ( обычно в течение периода не более года). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам и отсроченные налоги; задолженность по заработной плате; различного рода полученные авансы; часть долгосрочных обязательств, подлежащая выплате в текущем периоде.

Долгосрочные обязательства - это  обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными примерами долгосрочных обязательств являются облигации к оплате, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей.

Облигации выпускаются компанией в качестве источника заемных средств для финансирования ее деятельности .

Задолженность по пенсионным выплатам возникает, если на предприятии существует пенсионный фонд, формирующийся за счет периодических взносов служащих и работодателя, и средства которого направляются на соответствующие выплаты вышедшим на пенсию служащим, выплаты пособий по нетрудоспособности или в случае смерти служащего.

Арендные выплаты включаются в  баланс в том случае, если компания арендует средства на условиях капитальной  аренды, то есть когда арендатор получает практически полные права на пользование арендованным имуществом. Поскольку этот вид по существу означает покупку арендуемых средств арендатором, то эти средства отражаются в балансе арендатора: в активе - эти средства отражаются как его имущество, в пассиве - вся сумма арендных платежей отражается как долгосрочные обязательства арендатора. Аренда называется капитальной, если имеется ходя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на арендованные  средства переходит полностью к арендатору по истечение срока аренды;

2) имеется возможность для арендатора  по истечение срока аренды  либо купить арендованное им  имущество по минимальной цене, либо возобновить аренду с  условием выплаты минимальной  арендной платы (то есть гораздо ниже существующей арендной платы);

3) срок аренды охватывает 75% или  более срока полезного использования  имущества; 

4) дисконтированная стоимость минимальных  арендных платежей равна или  превышает 90% текущей стоимости  имущества. 

Собственный капитал - это вложенный капитал и накопленная прибыль. В акционерных компаниях вложенный капитал подразделяется на акционерный капитал по его номинальной стоимости и на дополнительный капитал.

Обычно в отчетности предприятия  отражают разрешенный к выпуску  акционерный капитал и количество фактически выпущенных акций на дату составления отчетности, то есть выпущенных акций за вычетом собственных акций в портфеле.

Дополнительный капитал включает эмиссионную премию и резерв переоценки. Эмиссионная премия является разницей от продажи акций по рыночной цене и их номинальной стоимостью. Резерв переоценки имущества отражает изменение цен имущества в условиях инфляции.

В составе накопленной прибыли  может выделяться резерв прибыли, который  согласно законодательству многих стран создается путем ежегодных отчислений из чистой прибыли до тех пор, пока величина резерва не достигнет определенной величины. Этот резерв не затрагивается распределением дивидендов, но может быть использован для их поддержания на должном уровне в убыточные годы или обращен в акционерный капитал резолюцией совета директоров.

Резервы. В структуре пассива предприятия (источников имущества) возможно отражение различного рода резервов. Резервы рассматриваются экономистами как меры разумной предосторожности для устранения нарушений нормального хода производственно-хозяйственной деятельности. Резервы являются отражением принципа осторожности. В зависимости от срока, в течение которого должен использоваться резерв, и источника его создания, резервы могут отражаться в разделах краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств или собственного капитала.

В целом резервы можно подразделить на три категории.

Первая группа резервов представляет резервный капитал в собственном  смысле слова. Они создаются из чистой прибыли после уплаты налога. Это резервы, имеющие характер добавочного капитала. К ним относятся резервы, предписанные законом; добровольные резервы и нераспределенная прибыль.

Вторая группа резервов - это оценочные  резервы. Их создание непосредственно отражает стремление предпринимателей оградить себя от неустойчивой конъюнктуры и инфляционных потерь. Создаются из валовой прибыли, то есть до уплаты налога. Оценочные резервы отражаются в отчетности в форме скидок, подлежащих вычету из соответствующих статей актива баланса. Они предназначены для покрытия текущих или будущих убытков или расходов: резерв сомнительных долгов, фонды возмещения (амортизационные фонды и др.).

Третья группа резервов - это резервы, имеющие характер долгов. Создаются, как и предыдущая группа, за счет отчислений из валовой прибыли, то есть до уплаты налога. К таким резервам относятся: пенсионные фонды, долгосрочные депозиты служащих, резервов для выплаты бонусов персоналу и др.

Управление пассивами включает в себя формирование структуры капитала компании, разработку политики привлечения капитала на наиболее выгодных для компании условиях и в наиболее выгодной комбинации собственных и заемных средств, определение принципов дивидендной политики.

Основными принципами формирования капитала являются:

1. Учет перспектив  развития хозяйственной деятельности  предприятия; 

2. Обеспечение соответствия  объема привлекаемого капитала  объему формируемых активов предприятия; 

3. Обеспечение оптимальности  структуры капитала в целях  эффективного использования;

4. Обеспечение минимизации  затрат по формированию капитала  из различных источников;

5. Обеспечение эффективного  использования капитала в процессе  хозяйственной деятельности.

Политика привлечения заемных  средств.

Оценка финансового левериджа

Использование предприятием для экономической  деятельности не только собственных, но и заемных средств повышает рентабельность инвестирования собственных средств. В теории финансового менеджмента  такое увеличение рентабельности собственных  средств называется финансовым левериджем (финансовым рычагом, эффектом финансового рычага).

Формулу для определения рентабельности собственных средств с учетом финансового рычага можно получить следующим образом.

Если в инвестициях наряду с  суммой собственных средств (СС) используется сумма заемных средств (ЗС), прибыль от инвестиций можно записать в виде:

ПР = ЭР (СС + ЗС),

где ЭР - экономическая рентабельность.

Сумма процентов (П), выплаченных за использование заемных средств  по ставке процентов (СП), будет равна:

П = СП х ЗС.

Сумма прибыли, облагаемая налогом, составит:

ПРН = ПР - П = ПР - СП х ЗС.

При ставке налога СН сумма налога (Н) будет равна:

Н = ПРН х СН.

ЧП = ПРН -Н = ПРН - ПРН х СН = ПРН (1 - СН) =

= (ПР - СП х ЗС ) х (1 - СН) = [ ЭР (СС + ЗС)-СП х ЗС ] х (1 - СН) =

= [ЭР х СС + ЗС (ЭР - СП )] (1 - CН ).

Разделив это выражение на сумму  инвестированных собственных средств, получаем формулу для их рентабельности:

РСС = ЧП / СС = ( 1 - СН ) х ЭР + ( 1 - СН ) х (ЭР - СП ) х ЗС /СС.

Второе слагаемое в этой формуле представляет собой эффект финансового рычага при использовании заемных средств (ЗС > 0). Разность между экономической рентабельностью и ставкой процентов по займу называют дифференциалом финансового рычага:

Дифференциал рычага = ЭР - СП. Соотношение заемных и собственных средств называют плечом финансового рычага:

Таким образом, эффект финансового  рычага может быть представлена в  виде :

ЭФР = ( 1 - СН ) х дифференциал рычага х плечо рычага.

Эффект финансового рычага будет  тем больше, чем больше будет экономическая рентабельность инвестиций по сравнению со ставкой процентов по займу и чем больше будет соотношение заемных и собственных средств.

В финансовом менеджменте  существуют две концепции расчета  и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

  1. Западноевропейская концепция:

Эффект финансового левериджа  трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря  использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:

Показатели

Предпри-ятие 1

Предпри-ятие 2

Предпри-

ятие 3

1.Активы, тыс. руб.

2.Пассивы, тыс. руб., в т ч.

СК

ЗК

3.Прибыль до выплаты % и налогов

4.Экономическая рентабельность  активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100

5.Издержки по выплате  % (25%)

6.Чистая прибыль, тыс.  руб.

   ЧП=(БП-S%)*(1-н)

7.Чистая рентабельность  СК

   ЧРСК=ЧП/СКср*100

1000

1000

1000

-

 

400

 

 

40%

 

-

 

400(1-0,3)

=280

280/1000

*100=

=28%

1000

1000

700

300

 

400

 

 

40%

 

75

 

(400-75)

*(1-0,3)

=227,5

227,5/700

*100=

=32,5%

1000

1000

300

700

 

400

 

 

40%

 

175

 

(400-175)

*(1-0,3)

=157,5

157,5/300

*100=

=52,5%


Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом свидетельствует  показатель ЧРСК, а ЗК используют с  большей отдачей, чем цена его  привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией спекуляции капитала.

Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем  финансового менеджмента, который  характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе  он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

НРЭИ=БП-S%

Рассмотрим влияние финансового  левериджа на ЧРСК для предприятия, использующего как ЗК, так и  СК, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа  на ЭРА.

                 (НРЭИ - S%)*(1-н)

ЧРСК = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

      СКср

ЭРА = НРЭИ/(СК+ЗК),

НРЭИ = ЭРА*(СКср+ЗКср),

             ЭРА*(СКср+ЗКср)-Sкр.           ЭРА*СКср+ЭРА*ЗКср- i *ЗК

ЧРСК = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾    х (1-н) = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ х (1-н) =

                          СКср                                                    СКср

= (ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) * *(ЭРА-i)*(1-н)

Итак, эффект финансового  левериджа по 1 концепции расчета  определяется:

ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)

(ЭРА-i) – дифференциал                          (ЗКср/СКср) – плечо рычага

2. Американская  концепция расчета финансового  левериджа

 

Эта концепция рассматривает  эффект в виде приращения ЧП на 1 обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.

                    DЧП      ЧП                       

ЭФЛ =   (   ¾¾  /  ¾¾   ) /  ( DНРЭИ / НРЭИ)

                  КОА      КОА

ЧП = (НРЭИ - S%кр)*(1-н)

DЧП = (DНРЭИ - S%кр)*(1-н) = DНРЭИ*(1-н)

              DЧП        DНРЭИ                       DНРЭИ*(1-н)             НРЭИ

ЭФЛ =  ¾¾  /   ¾¾¾¾     =     ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾ = НРЭИ /

              ЧП           НРЭИ             (НРЭИ- S%кр)*(1-н)      DНРЭИ

/ (НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП

ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса  акций.

 

Т.о. первая концепция расчета эффекта  позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция  позволяет определить степень финансового  риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

5. Управление оборотными  средствами

Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые  могут быть в течение  одного производственного  цикла превращает в денежные средства. Под чистыми оборотными активами принято понимать разность между текущими активами и текущими обязательствами.

Оборотные средства являются мобильной частью активов предприятия. Оборотные активы включают в себя: материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойность процесса производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной – в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную.

Объектами управления оборотными активами является: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники  покрытия и их структура. По степени  ликвидности различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.

К медленнореализуемым  оборотным активам относятся  запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции. Запасы готовой продукции являются более  ликвидной  частью медленнореализуемых  активов. Определение величины оборотных средств, необходимых для образования запасов готовой продукции на складе, тесно связано с прогнозами объемов реализации выпускаемой продукции. При хорошо налаженном объеме готовой продукции ее накопление на складе может быть минимальным.

К быстрореализуемым оборотным активам относятся: дебиторская задолженность, так как она способна достаточно быстро трансформироваться в денежные средства. Дебиторская задолженность образуется во время реализации продукции и представляет собой денежные средства, которые покупатели должны предприятию. В составе оборотных активов учитывается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

К абсолютно ликвидным  активам относятся денежные средства в кассе, на счетах в банке. В составе  оборотных  средств учитываются денежные средства, предназначенные для текущих платежей. Задачей финансового менеджера является определение соотношения между наличными денежными средствами и ценными бумагами. При решении этой задачи следует оценить преимущества создания запаса денежных средств, издержки, связанные с их хранением, или затраты по краткосрочному вложению денежных средств в ценные бумаги с определенным доходом.

На состав и структуру, величину оборотных средств влияет: характер и сложность производства, длительность производственного цикла, стоимость сырья, порядок расчетов, отраслевая специфика и коньюнктура рынка. Величина оборотных средств не является постоянной, зависит от объема производства, его сезонности, неравномерности поставок, несвоевременное поступление средств за отгруженную продукцию, поэтому принято делить оборотный капитал на постоянный и переменный.

Постоянный оборотный  капитал – это часть текущих  активов, которая относительно постоянна  в течение  производственного  цикла. Эта часть может быть усредненной или минимальной величиной текущих активов, необходимых для производственной деятельности. Величина  переменного капитала определяет дополнительную потребность в оборотных средствах, связанную с отклонениями, возникающими в отдельные периоды производственной  деятельности предприятия (потребность в дополнительных затратах  под сезонный характер работы, неповторимость реализации готовой продукции, рост дебиторской задолженности и т.д.).

Под управлением текущими активами следует понимать определение величины, состава и структуры. Стратегия финансирования текущих активов определяется в зависимости от того, какое решение примет  финансовый менеджер в отношении источников  покрытия временных потребностей, т.е. покрытия переменной части оборотных средств.

В финансовом менеджменте  различают четыре модели управления оборотными средствами: идеальная, агрессивная, консервативная, умеренная.

Идеальная модель предполагает, что текущие активы – чистый оборотный капитал – по величине совпадают с текущими пассивами. Эта модель практически встречается крайне редко Эта модель рискована с точки зрения ликвидности. В случае необходимости полного расчета  с большинством кредиторов предприятие вынуждено будет для покрытия текущей кредиторской задолженности продать часть основных средств.

Агрессивная модель характеризуется тем, что имеет высокую долю текущих активов в составе всех активов и длительный период их оборачиваемости, а также относительно высокую долю краткосрочную кредитов в составе всех пассивов. При агрессивной модели управления оборотными средствами растут затраты предприятия на уплату процентов за кредит, что снижает рентабельность и создает риск потери ликвидности.

Консервативная  модель предполагает, что текущие активы имеют низкий удельный вес в составе активов предприятия, небольшой период оборачиваемости активов, а текущие пассивы – низкий удельный вес краткосрочного кредита или его отсутствие. Консервативная политика способствует росту рентабельности активов. Однако, она содержит элементы риска в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Умеренная модель применяется когда текущие активы составляют половину всех активов, когда имеет место усредненный период оборачиваемости оборотных средств и усредненный уровень краткосрочного кредита в составе пассивов. Умеренная финансовая политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделями. В этом случае показатели: рентабельность, оборачиваемость, ликвидность будут усредненными. Финансовый менеджер должен оценить рентабельность управления  оборотными средствами. На основе сравнения различных моделей управления текущими активами.

Оборотные средства –  денежные средства, которые необходимо вложить для обеспечения текущего бесперебойного обеспечения воспроизводственного цикла предприятия.

В процессе производства выделяют 5 групп ОБС ((1) и (2) – производственные фонды; (3), (4), и (5) – фонды обращения):

    1. Производственные запасы – это сырье, материалы, поступившие на предприятие, но еще не переданные в производство + малоценные быстроизнашивающиеся средства труда.
    2. Незавершенное производство – это продукция в обработке.
    3. Готовая продукция – продукция на складе.
    4. Денежные средства
    5. Средства в расчетах – стоимость отгруженной заказчиком продукции, но еще не оплаченной им.

Чем быстрее оборачиваются  оборотные средства, тем результативнее производство.

Для оценки эффективности  использования оборотных средств  рассматривают такие показатели, как:

Общие:

  1. Коэффициент оборачиваемости – число оборотов, совершенное каждым рублем, вложенным в ОбС.

 

, где С – себестоимость  (можно выручку, 

 

 

но с/с – точнее), Обсредн – средняя величина ОбС.

Средняя за период величина ОбС в простейшем случае определяется как полусумма значений ОбС на начало и на конец периода.

  1. Рентабельность ОбС – показывает сколько рублей прибыли дает 1 рубль вложенных ОбС

RОБС = Прибыль/ОбС

  1. Продолжительность 1 оборота -  , где Т – продолжительность периода в днях (30, 90, 360)

Чем быстрее оборачиваются  оборотные средства, тем результативнее производство.

Для эффективного управления ОбС важно знать не только продолжительность 1 оборота, но и его структуру, т. е. продолжительность оборота каждого  элемента ОбС. ОбС – сумма $, связанная  в:

Авансах, выданных поставщикам (А)

Запасах сырья, материалов (З)

Незавершенном производстве (НП)

Запасах готовой  продукции (ГП)

Дебиторской задолженности (Дб)

Ликвидных ср-в, необх. для обслуживания оборота (Л)

 


 

6. Производственный леверидж в  управлении предприятием

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

Производственный (операционный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.

Затраты на производство продукции  можно разделить на переменные и  постоянные. К переменным затратам относятся такие, которые изменяются (увеличиваются или уменьшаются) при изменении (увеличении или уменьшении) объема производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление энергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и др. При теоретических расчетах часто предполагается, что переменные затраты пропорциональны объему производства.

К постоянным затратам относятся такие , которые можно для принятых условий  проводимого финансового анализа  считать не зависящими от объема производства (амортизационные отчисления, выплата  процентов за кредит, арендная плата, оклады управленческого персонала, административные расходы и др.)

Разделение затрат на переменные и  постоянные является достаточно условным и зависит от особенностей производства и целей проводимого финансового  анализа.

Предположим, что переменные затраты на производство пропорциональны количеству производимого товара. Тогда при производстве К1 единиц товара переменные затраты составят:

ЗП1 = ЗПЕ х К1,

где ЗПЕ - переменные затраты на производство единицы товара.

При производстве К2 единиц товара переменные затраты составят:

ЗП2 = ЗПЕ х К2. Относительное изменение  переменных затрат будет равно:

Если произведенный товар был  продан по цене Ц за единицу, выручка  от реализации К1 и К2 единиц будет  равна :

В1 = Ц х К1, В2 = Цх К2.

Относительное изменение выручки от реализации составит:

Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение выручки  от реализации будет равно относительному изменению переменных затрат.

При реализации количества товара К1 прибыль от реализации будет равна:

ПР1 = В1 - ЗП1 - З где З - постоянные затраты.

При реализации количества товара К2 прибыль составит:

Пр2 = В2 - ЗП2 - З.

Это выражение можно представить  в виде:

ПР2 = ПР1 + (ПР2 - ПР1) = ПР1 + х ПР1 =

= ПР1 + ИПР х ПР1 = ПР1 ( 1 + ИПР),

где ИПР - относительное изменение прибыли.

Выручка от реализации количества товара К2 может быть представлена в виде:

В2 = В1 + ( В2 - В1 ) = В1 + х В1 = В1 + ИВ х  В1.

Переменные затраты на производство количества товара К2 могут быть представлены в виде :

ЗП2 = ЗП1 + ( ЗП2 - ЗП1) = ЗП1 + х ЗП1 =

= ЗП1 + ИПЗ х ЗП1 = ЗП1 + ИВ х ЗП1.

Подставляя полученные выражения  в формулу расчета прибыли  от реализации, получаем:

ПР1 х ( 1+ ИПР) = В1 + ИВ х В1 - ЗП1 - ИВ х  ЗП1 - З =

= ПР1 + ИВ х ( В1 - ЗП1). Разделив  обе части этого выражения на ПР1, имеем:

1+ ИПР = 1 + ИВ х 

или

ИПР = ИВ х .

Таким образом, при принятых предположениях относительное изменение прибыли  будет равно относительному изменению  выручки от реализации, умноженному  на величину, равную отношению выручки  от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Иначе говоря, изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли, что называют эффектом производственного рычага.

Отношение выручки от реализации после  возмещения переменных затрат к прибыли характеризует силу воздействия производственного рычага.

Из последней формулы видно, что при одной и той же общей  сумме издержек (затрат) сила воздействия  производственного рычага будет  тем больше, чем меньше будут переменные затраты, или, иначе говоря, чем больше будет доля постоянных затрат в общей сумме издержек.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

1) если предприятие имеет возможность  при одном и том же уровне  издержек увеличивать долю постоянных  затрат за счет сокращения доли переменных затрат и имеется долгосрочная перспектива спроса на его продукцию, при ее реализации можно получить больший прирост прибыли;

2) при снижении выручки  от реализации потери прибыли  при большой доле постоянных  затрат в общей сумме издержек  могут также оказаться большими. Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при  которой предприятие имеет нулевую  прибыль. Из соотношения 

ПР = В - ЗП - З = 0 получаем, что при достижении порога рентабельности результат от реализации после возмещения переменных затрат только покроет постоянные затраты, не принеся никакой прибыли. В литературе порог рентабельности называют критической точкой, “мертвой точкой”, точкой безубыточности, точкой самоокупаемости и др. Для определения формулы для порога рентабельности введем понятие относительного результата от реализации после возмещения переменных затрат:

где К - количество единиц проданного товара;

(В-ЗП) - маржинальный доход. 

Как видно из этого выражения, значение В0 при принятых ранее предположениях не зависит от величины выручки.

Выражение для прибыли будет  иметь следующий вид:

ПР = В - ЗП - З = В х - З = В х В0 - З.

Поскольку при выручке ВП, равной порогу рентабельности, прибыль будет равна нулю, данное выражение примет вид:

Пр = ВП х В0 - З = 0.

Отсюда получаем выражение для  порога рентабельности:

Таким образом, для определения  порога рентабельности необходимо величину постоянных затрат разделить на относительный  результат от реализации после возмещения постоянных затрат.

Зная порог рентабельности, можно  определить пороговое ( критическое ) значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль. Порог рентабельности можно записать в виде :

ВП = Ц х КП,

где КП - пороговое значение объема производства.

Следовательно, пороговое значение объема производства будет равно  отношению порога рентабельности к цене реализации единицы товара:

Разность между достигнутой  выручкой от реализации и порогом  рентабельности называют запасом финансовой прочности предприятия. При выручке  от реализации , равной порогу рентабельности, запас финансовой прочности равен нулю.

..

7. Управление запасами  предприятия

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является “Излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат”.

Источники формирования запасов и затрат

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников:

1) Наличие собственных  оборотных средств 

Ес = Иc - F

2) Наличие собственных  и долгосрочных заемных источников  формирования запасов и затрат

Ет= (Ис + KT) - F

3) Общая величина основных  источников формирования запасов  и затрат 

Е= (Ис + КT) -F + Кt = Ет + Kt

Показатели  обеспеченности запасов и затрат

Трем показателям наличия  источников формирования запасов и  затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

1) Излишек (+) или недостаток(-) собственных оборотных средств: 

+- Ес = Ес - Z;

2) Излишек(+) или недостаток(-) собственных и долгосрочных заемных  источников формирования запасов и затрат:

+- ET = ЕT - Z;

3) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников  формирования запасов и затрат:

+- E= Е - Z.

Вычисление трех показателей  обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Для этих целей используется трехмерный ( трехкомпонентный) показатель типа финансовой устойчивости:

S = [ S (+- EС), S (+- ET), S (+- E], где функция Ф(х) определяется следующим образом:


 

 

 

 

 

 

8. Управление формированием собственного  капитала. Эмиссионная политика.

Финансовые ресурсы  хозяйствующего субъекта – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства, содержание и  развитие объектов непроизводственной сферы, потребление и образование резервов.

Финансовые ресурсы, предназначенные  для развития производственно-торгового  процесса, представляют собой капитал  в его денежной форме, т.е. капитал  – это часть финансовых ресурсов. Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду, сдачи в наем. Капитал – это деньги, предназначенные для получения прибыли.

Всеобщая формула капитала:

D – T – D1

(D1 – D) – доход инвестора

(D1 – T) – выручка  от продажи товара

(D – T) – затраты  инвестора на покупку товара.

По форме вложения различают предпринимательский  и кредитный капитал.

Предпринимательский капитал  – это капитал, вложенный в предприятия, путем прямых и портфельных инвестиций. Такое вложение капитала осуществляется с целью получения прибыли и прав на управление предприятием.

Кредитный капитал –  это денежный капитал, представленный в кредит на условиях возвратности и платности. Кредитный капитал выступает как товар, и его ценой является процент.

Основные фонды (основной капитал) представляет собой средства труда, многократно используемые в  хозяйственном процессе, не изменяя  при этом свою вещественно-натуральную  форму. Жизненный цикл основных средств состоит из этапов: поступление – участие в производственном процессе – перемещения внутри предприятия – ремонт – сдача в аренду – инвентаризация – выбытие.

Особенности воспроизводства  основных фондов определяется рядом  характерных признаков:

постепенный перенос  стоимости основных фондов на стоимость  подготовленной продукции;

движение потребительской  стоимости и стоимости;

оборот стоимости фондов;

частичное воспроизводство  стоимости в готовой продукции  и ее накопление в денежной форме;

возобновление основных фондов в вещественно-натуральной  форме на более высоком потребительском  уровне.

Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами (основной капитал).

В составе основных производственных фондов различаются активная и пассивная части. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт, определяют масштабы его производства и уровень производительности труда работников. К ним относятся, прежде всего, машины, оборудование, инструмент. Пассивная часть основных фондов – это те из них, которые  создают необходимые условия для процесса труда: здания, сооружения, передаточные устройства и т.п. Деление основных фондов на активные и пассивные в определенной степени условно и зависит от специфики функций, выполняемых отраслью.

Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности  и иных имущественных прав. К нематериальным активам относятся права пользования  земельными участками, природными ресурсами, «ноу-хау», авторские права, лицензии и т.п., организационные расходы, торговые марки, фирменные знаки, цена фирмы.

По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства. Они используются длительное время, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.

Оценка нематериальных активов производится по согласованию сторон при их взносе в уставный капитал. На основе цен мирового или внутреннего рынка. В стоимость нематериальных активов входят покупная цена, расходы связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов. Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость путем начисления износа.

Экономическая организация  любого хозяйствующего субъекта начинается с образования основных и оборотных  средств, величина которых носит  название уставный фонд (уставный капитал). Уставный капитал – это сумма вкладов учредителей для обеспечения жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. Его величина зафиксирована в учредительных документах. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами (не менее 100 МРОТ).

В унитарных предприятиях создается уставный фонд. Общества, создаваемые без наличия устава, имеют складочный капитал. В качестве источника собственных средств  выступает также добавочный капитал, который отражает сумму от переоценки товарно-материальных ценностей, основных фондов и нематериальных активов, сумма комиссионного дохода.

В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различают  активы и пассивы. Активы – это  совокупность имущественных прав, принадлежащих ему. Сюда входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства. Пассивы хозяйствующего субъекта – это его долги и обязательства, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность. К пассивам не относятся дотации, субвенции, собственные средства и другие источники. Субвенция – вид денежного пособия и стороны государства из внебюджетных фондов, предоставляемых на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нецелевого ее использования.

Гудвил: 1) – это условная стоимость деловых связей фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (простой торговой марки, опыт деловых  связей, устойчивую клиентуру, репутация  фирмы в финансовом мире, механизм контроля за сбытовой деятельностью  и др.). 2)Неосязаемый капитал, как разность между ценой фирмы в целом и ценой реального основного капитала.

Эмиссионной является политика предприятия, которая направлена на выпуск (эмиссия, надписание) ценных бумаг и последующее их размещение на фондовом рынке с целью привлечения дополнительных внешних финансовых ресурсов. Эмиссионная политика - это часть фондовой политики предприятия. Цель эмиссионной политики предприятия заключается в поиске внешних источников финансирования. Другими направлениями эмиссионной политики выступают передел собственности, увеличение акционерного капитала путем привлечения новых акционеров, расширение рынка своих акций, увеличение уставного капитала предприятия, а также заемного капитала, финансирование прироста внеоборотных активов, обеспечение движения оборотных средств. Задачей эмиссионной политики является финансовое обеспечение развития предприятия.

9. Управление дебиторской задолженностью 

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще  не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может  быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях  “Счета к получению” и “Векселя полученные”. Счета к получению  возникают тогда, когда сделка оформляется  путем простой записи стоимости  проданных в кредит товаров и услуг по так называемому “открытому счету” без письменного обязательства уплаты долга заемщиком. Вексель полученный - это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской  задолженности - это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть  дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье “Скидка для безнадежных поступлений”.

Скидка для безнадежных поступлений  рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической  конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

1) исходя из процентного отношения  непогашенной дебиторской задолженности  к чистому объему реализации ;

2) исходя их процентного отношения  неоплаченных счетов или векселей  в их общем объеме.

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической  деятельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может  быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей , определению условий оплаты , контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов.

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - покупателя.

Определение условий оплаты товаров  покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров : оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф. Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Наиболее употребительными способами  воздействия на дебиторов с целью  погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности  специальным организациям.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает также обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженность  заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и  анализе фактических потерь, связанных  с непогашением дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:

1.Анализ структуры  и величины дебиторской задолженности  предприятия в предшествующем  периоде; 

2.Формирование принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям; 

3.Определение допустимой  величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;

4.Формирование системы  кредитных условий ;

5.Формирование стандартов  оценки покупателей и дифференциация  условий предоставления кредита; 

6.Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

7.Обеспечение использования  на предприятии современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности; 

8.Построение эффективных  систем контроля за движением  и своевременной инкассацией  дебиторской задолженности.

10. Управление денежными средствами  предприятия 

Денежные средства включают денежные средства в кассе и денежные средства в банках. Денежные средства используются для текущих денежных платежей. Денежные средства, не предназначенные для  текущих платежей и на расходование которых установлены определенные ограничения, не включаются в состав оборотных активов.

Денежные средства - это монеты, банкноты, депозиты в банках. Денежными  средствами считаются также банковские переводные векселя, денежные переводы, чеки кассиров и чеки, удостоверенные банком, чеки, выданные отдельными лицами , счета сбережений и др.

К ликвидным ценностям, примыкающим  к денежным средствам, относятся  также легко реализуемые ценные бумаги, приносящие владельцу доход  в виде процента или дивиденда. Эти бумаги в случае необходимости могут быть легко реализованы на рынке ценных бумаг и превращены в наличность. Покупка ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании. Она осуществляется в интересах выгодного помещения временно свободных денежных средств. Легко реализуемые ценные бумаги приобретаются компаниями на тот период времени, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Легко реализуемые ценные бумаги подразделяются на краткосрочные свидетельства, долгосрочные обязательства и ценные бумаги, дающие право собственности.

Управление денежными средствами состоит в определении оптимальной  суммы денежной наличности. Это одна из важнейших задач финансового менеджмента и финансового менеджера.

Оптимальная для предприятия сумма  денежной наличности определяется под  влиянием противоположных тенденций. С одной стороны, деловая репутация  фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас, в частности это необходимо для своевременного погашения текущих обязательств, оплаты труда, развития производства и т.д. Отсутствие денежных средств может привести предприятие к банкротству. С другой стороны, большая сумма свободных денежных средств осложняет проблему учета и контроля за их движением, увеличивает опасность обесценения свободных денежных средств, увеличивает потери от инфляции, увеличивает потерю упущенных возможностей от их использования.

Существует целый ряд математических моделей, разработанных в помощь финансовому менеджеру при определении  оптимальной суммы денежной наличности.

Модель, созданная Уильямом Бемолем ( W. Baumol), поможет определить оптимальную  сумму денежных средств для компании в определенных условиях. Ее целью является минимизировать сумму постоянных затрат по сделкам или возможные расходы ( упущенную выгоду) по содержанию остатков денежных средств, которые не приносят дохода:

где F - фиксированные затраты по сделке;

T - общая сумма денежных средств,  необходимых на данный период;

i - процентная ставка рыночных  ценных бумаг; 

C - остаток денежных средств; 

C* - оптимальная  сумма денежных средств. 

Оптимальная сумма денежных средств определяется по формуле:

Существует  также модель регулирования денежных операций , когда денежные выплаты  являются неопределенными. Модель Миллера - Орра (М.Мiller и D.Orr) устанавливает верхний  и нижний пределы для остатка  денежных средств. Когда достигается  верхний предел, производится перевод денежных средств в рыночные ценные бумаги; когда достигается нижний предел, переводят ценные бумаги в денежные средства, никаких сделок не происходит, пока остаток денежных средств находится в этих пределах.

Факторы , которые необходимо учитывать, используя модель Миллера-Орра: фиксированные расходы, связанные со сделкой с ценными бумагами (F), предполагаемыми равными как для покупки, так и для продажи; ежедневная ставка дохода по рыночным ценным бумагам (i); и изменяемость ежедневного чистого движения ликвидности ( σ2 ). Контрольными пределами в формуле Миллера-Орра являются: верхний предел - “d” долларов; нижний предел - “0” долларов.

Оптимальные кассовые остатки денежных средств  рассчитываются:

Оптимальное значение d определяется как 3z. Средний остаток денежных средств приближенно рассчитывается как (z + d) /3.

Политика управления денежными активами является частью управления оборотными активами и направлена на оптимизацию их остатков с целью  обеспечения платежеспособности предприятия.

К основным этапам формирования политики управления денежными активами относятся:

1. Анализ структуры и состояния  денежных активов предприятия  в предшествующем периоде; 

2. Оптимизация среднего остатка  денежных активов предприятия; 

3. Дифференциация среднего остатка денежных активов в разрезе национальной и иностранной валют;

4. Выбор эффективных форм регулирования  среднего остатка денежных активов; 

5. Обеспечение рентабельного использования  временно свободного остатка  денежных активов; 

6. Построение эффективных  систем контроля за денежными  активами предприятия.


 

11. Управление формированием  операционной прибыли

Распределение прибыли

Получение прибыли –  непременное условие и цель любой  хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник  финансирования экономичного и социального развития, прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих  затрат, финансовых вложений. Прибыль – это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства населения.

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства  и как показатель, имеющий две  границы: объем производства продукции  или услуг и себестоимость  – обладают одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития.

Процесс планирования прибыли  и себестоимости полностью осуществляется предприятием, которые избавлены  от контроля государства до момента  налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падения прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе.

Формирование и распределение  прибыли строится по схеме:

1.Прибыль от выпуска  продукции (в оптовых отпускных  ценах) = объем реализации товарной продукции – себестоимость.

2.Прибыль от реализации  продукции или услуг = прибыль  от выпуска + прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции.

3.Прибыль валовая –  балансовая прибыль = (прибыль  от реализации) + (результаты от прочей реализации) + (внереализационные результаты).

4.Прибыль рассчетная  или налогооблагаемая прибыль  = (прибыль валовая) – рентные  платежи – прибыль не облагаемая  налогом.

5.Прибыль чистая = прибыль  валовая – налог на прибыль.

Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление, накопление и развитие, в том  числе на инвестиции. Известны три метода формирования прибыли:

1.Метод прямого счета.  Пункт первый приведенной схемы  показывает две основные границы  прибыли как предпринимательского дохода и одновременно характеризуют метод прямого счета его планирования и формирования. Этот метод предполагает как глобальный расчет прибыли – по всему объему выпуска продукции, так и локальный – по каждому виду товара с последующим суммированием.

2.Нормативный метод  оценивающий массу прибыли по  коэффициенту рентабельности.

3.Контрольный или экономический  или аналитический (факторный)  метод, предпочтительный в условиях  инфляции, что позволяет учесть  индексы инфляции минимум по  четырем факторам: 1)отпускным ценам; 2)покупным ценам и товарам на компоненты производства; 3)заработной плате; 4)нормам амортизации, стоимости основных средств.

Внереализационные результаты включают:

1.Доходы от долгосрочных  и краткосрочных финансовых вложений, каковыми являются вклады средств в уставный капитал других предприятий, в совместную деятельность без образования юридического лица, приобретение ценных бумаг, предоставление кредита, в том числе дисконт по векселям, проценты по банковским счетам предприятия и прочее.

2.Доходы от сдачи  имущества в аренду.

3.Сальдо штрафных санкций  с контрагентами.

4.Сальдо прибыли прошлых  лет, выявленное в отчетном  году, включая  поступления   в счет погашения дебиторской  задолженности, списанной в убыток  ранее.

5.Доходы от дооценки товаров и убытки от уценки.

6.Недостачи материальных  ценностей, выявление при инвентаризации.

7.Затраты по аннулированным  производственным заказам и на  производство не дающее продукции,  исключая потери, возмещаемые заказчиком.

8.Сальдо некомпенсированных потерь от стихийных действий, аварий, чрезвычайных положений, вызванных экстремальными ситуациями.

9.Затраты на содержание  законсервированных производственных  мощностей и объектов, за исключением   затрат, возмещаемых из других  источников.

10.Судебные издержки, арбитражные сборы и др.

11.Налог на имущество  и некоторые чистые налоги.

Из этого перечня  планируемыми могут быть в основном налог на имущество – наиболее весомая статья внереализационных  результатов, поэтому допустимо, что  часть прибыли от реализации продукции уходит под этот налог. Отсюда важность для финансового менеджмента оценки реальной стоимости имущества предприятия, в том числе своевременного списания выбывающих основных фондов, излишних, ненужных запасов материальных ресурсов и т.п.

Особой и чрезвычайно важной для финансового менеджмента является налогообложение прибыли, в том числе:

  • принцип и критерии построения налога;
  • методика исчисления налогооблагаемой прибыли;
  • льготы и санкции, стимулирующие или не стимулирующие эффективность экономического и социального развития;
  • уровень ставок налога, их унифицированный или дифференцированный для различных коммерческих структур характер;
  • предельно допустимый для стимулирующий роли налога размер и частоту изымаемой  у предприятия прибыли;
  • согласованность этого налога с другими, аналогичными изъятиями в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • возможность и умение финансового менеджера в рамках законов сократить налог;

Налоговые льготы можно  сгруппировать по принципу стимулирующей  направленности:

  • содействующие научно-производственному развитию материальной сферы и строительству жилья;
  • социально ограждающие малый бизнес, в том числе на начальной стадии деятельности, а также социально значимые отрасли экономики, особенно сельское хозяйство, от высоких налогов;
  • обеспечивающую социальную защиту, в частности, привлекающие к производственному труду пенсионеров, инвалидов и др., поощряющие благотворительность (3%);
  • прочие, в том числе организующие деятельность иностранных и совместных фирм.

Для финансового  менеджмента, в  частности, при выборе и прогнозировании инвестиционных проектов и источников их финансирования, особенно важна первая группа, из них наиболее от налогообложения прибыль, идущая на капиталовложения в производственную сферу и на содержание сырья, при условии направления на эту же цель всей амортизации, а также прибыль, используемую  в пределах 10% на мероприятия НТП.

Из чистой прибыли  оплачиваются штрафы в бюджет и во внебюджетные фонды, некоторые платежи  по местным налогам, образуется резервный  фонд (согласно устава), оставшаяся сумма делится на фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления состоит:

1.премии, единоврмененные  выплаты за производственные  успехи и материальная помощь, помимо учтенных в себсетоимости.

2.ссуды молодым семьям, на строительство и ремонт жилья, данных домиков, и т.п.

3.содержание объектов  социальной сферы.

4.страхование пенсий  для своих сотрудников.

5.улучшение питания  в столовых.

6.сверхлимитные представительские  расходы, страховые платежи.

7.прочие.

Фонд накопления состоит из:

1.капиталовложения –  прямые инвестиции: в расширение, техническое перевооружение, модернизацию  производства, научные разработки, прочие нематериальные активы (прирост  основного капитала).

2.капитальное строительство  объектов социальной сферы.

3.прирост оборотных средств (оборотного капитала).

4.возврат ссуд, уплата  процентов, в том числе превышающие  лимит Центрального Банка.

5.финансовые вложения  по контрактам.

6.благотворительность,  спонсорство и т.п.

7.прочие.

Фонды потребления и  накопления кроме прибыли имеют и другие источники – спонсорских поступлений, дотаций и иных добровольных взносов сторонних организаций. Кроме того, к фонду накопления присоединяются: амортизация, средства долевого участия в капитальных затратах предприятий или органов власти в регионе (из местных бюджетов), дополнительные источники прироста оборотных средств, кредиты банков или других финансовых структур, бюджетные ассигнования и т.п.

Распределение фонда  потребления может иметь более  широкий спектр. Конкретные решения  зависят от реальных нужд предприятия в данный момент. Однако, выбирая направления вложений нужно ориентироваться на нормы финансового законодательства, на соизмерение доходов и расходов, ориентируясь на критерий их эффективности.

12. Анализ рентабельности  предприятия

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые  в экономических расчетах, характеризуют  относительную прибыльность. Различают  показатели рентабельности продукции  и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность  товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной. 

Рентабельность  предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов*100 и деленной на активы. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Показатели рентабельности -  это выражаемые в процентах  относительные показатели, в которых  прибыль сопоставляется с некоторой  базой, характеризующей предприятия с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. В общем виде показатель рентабельности позволяет определить, сколько копеек прибыли получено на рубль использованных ресурсов или осуществленных затрат.

Все показатели рентабельности делятся на:

  • Текущие (связаны с элементами оборотных активов, необходимы для оперативного управления)
  • Долгосрочные (связаны с капиталом предприятия, необходимы для оценки  целесообразности вложения в капитал предприятия)

            Pn

Rs = --------- - рентабельность продаж, где Pn – чистая прибыль,

            S                                                             S – общий объем продаж

 

Pn

ROA или Ra = --------  - рентабельность активов (А)

A

 

Pn             Pn        S

--- =       ------ .  ------   -       показывает, сколько  копеек чистой прибыли

A              S         A                    приходится на рубль денежных  средств,

        вложенных  в активы предприятия.

 

Pn        Pn      A

---- =  ----- . -----     - показывает, во сколько раз стоимость активов

   E       A       E                превышает размер уставного капитала

                

         Pn

ROE или Rcap = ---------  -   рентабельность основного капитала

                                Cap        (оценивает  целесообразность инвестиций с  

                                                  позиции собственников предприятия).

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров.

               Pn          S         A                          A

ROE = ------- .   ----- .  ----- =   Rs × Kоб × -----      -  формула Дюпона

                S           A         E  E

 

где Pn – чистая прибыль, S – общий объем продаж, А –  активы, Е – собственный капитал.

Kоб. Показывает, сколько  раз за период удается провернуть  денежные средства.

Объем прибыли в течение  года тем выше, чем выше произведение рентабельности продаж на коэффициент  оборота.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, коэффициента оборота и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.

           Pn

Rc= --------- - рентабельность  затрат

            C

 

            Pn

Rf = ---------  рентабельность  по осн.средствам

            F

 

             Pn

Rw = -------- - рентабельность з/платы

             W

 

Ни один из этих коэффициентов  рентабельности не характеризует прибыль, только совокупность.

Например: Rs – велик = 70%, а

Rf – мал = 0,01%, в этой  ситуации основные средства используются  не полностью.

Прибыль – это результат  системного взаимодействия всех факторов производства. Величина прибыли определяет тот фактор, который находится в дефиците.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы финансового менеджмента"