Эффективность использования капитала предприятия в целом ОАО «Русский хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности использования капитала предприятия в целом и выработка основных направлений по повышению эффективности его использования на примере промышленного предприятия ОАО «Русский хлеб».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ капитала предприятия;
охарактеризовать состояние капитала предприятия по видам экономической деятельности;
провести анализ инструментов управления капиталом предприятия;
предложить мероприятия по управлению капиталом предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ: 3
1. СОСТАВ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ 5
1.1 СОСТАВ И СТРУКТУРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА. 5
1.2ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ. 13
2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ. 16
2.1 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ УПРАВЛЕНИЯ. 16
2.2 УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА. 19
Заключение: 27
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ (ВАРИАНТ 4) 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41

Файлы: 1 файл

фин мен.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Данная политика реализуется  только на выпуске акций как основного  источника формировании уставного (акционерного) капитала предприятия на фондовом рынке.

Стандартная процедура  эмиссии включает следующие этапы:

  1. принятие эмитентом решения о выпуске акций.
  2. регистрацию выпуска акций.
  3. для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов акций.
  4. размещение акций.
  5. регистрацию отчета об итогах выпуска акций.

     Открытое  акционерное общество (ОАО) может  проводить размещение акций и  эмиссионных ценных бумаг путем  открытой и закрытой подписки. [24, c. 748]

Разработка эффективной  эмиссионной политики включает ряд  этапов:

Первый этап. Изучение возможностей эффективного размещения вновь эмитируемых акций предпринимается на основе предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры  рынка ценных бумаг (биржевого и внебиржевого) включает констатацию спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объема продаж новых эмиссий акций и ряда других показателей. Результатом осуществления подобного анализа является определение уровня чувствительности реакции фондового рынка на появление новой эмиссии акций и на возможность их реализации инвесторам. [13, c. 201]

В условиях фондового рынка России при неразвитости рыночных методов оценки курсов эмиссионных ценных бумаг наиболее предпочтителен фундаментальный анализ инвестиционной ситуации. Он включает три условия:

- изучение и анализ общей экономической ситуации;

- анализ отдельных сегментов фондового рынка;

- изучение финансового состояния сторонних акционерных компаний.

Результаты фундаментального анализа оформляются в виде исследовательского отчета.

В ходе анализа проводится сравнение значений этих показателей  с данными по аналогичным акционерным  компаниям, а также с их величинами, которые сложились за предыдущие периоды.

Второй этап. Во-вторых, определение целей эмиссии. Исходя из высокой стоимости привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно обоснованными с позиции будущего развития эмитента и возможностей весомого повышения его рыночной стоимости.

Третий этап. Определение объема эмиссии. При установлении объема эмиссии целесообразно исходить из ранее рассчитанной потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников.

Четвертый этап. Установление номинала, видов и количества эмитируемых акций. Количество и номинальная стоимость приобретаемых акционерами (размещаемых) акций фиксируется в уставе акционерного общества. В этом документе могут быть определены количество и номинал акций, которые общество вправе размещать дополнительно к ранее размещенным акциям (объявленные акции). Порядок и условия размещения объявленных акций также устанавливаются уставом общества. Изменение номинальной стоимости и количества акций, находящихся в обращении, допускается при увеличении (уменьшении) уставного капитала. Такое решение вправе принять общее собрание акционеров или Совет директоров общества.

Количество эмитируемых  акций устанавливается исходя из объема эмиссии и номинала одной  акции (в процессе одной эмиссии  может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

Пятый этап.  Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Подобная оценка осуществляется по двум параметрам:

- прогнозному уровню дивидендов исходя из выбранного типа дивидендной политки;

- расходам по выпуску и размещению акций (в среднегодовом исчислении). Расчетная стоимость привлекаемого акционерного капитала сравнивается с его фактической средневзвешенной стоимостью (WACC) и средним уровнем процентной ставки на рынке ссудного капитала. Только после этого принимается окончательное решение об эмиссии акций.

Шестой этап. Изучение эффективных форм андеррайтинга. Открытое размещение акций, как правило, производится с помощью финансового посредника (дилера), который организует первичную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. В роли дилеров выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании. [8, c. 167 – 170]

Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно:

- определить состав андеррайтеров (финансовых посредников);

- согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

- обеспечить регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Таким образом, эмиссионная политика предприятия направлена на быстрое и максимально выгодное привлечение дополнительного акционерного капитала для целей ее развития и укрепления позиций на товарном и финансовом рынках.

 

 

ДИВИДЕДНАЯ  ПОЛИТИКА

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления предприятием, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды – денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую  сумму собственного капитала предприятия.

Существует 2 подхода  в теории дивидендной политики.

Первый подход – «Теория  начисления дивидендов по остаточному  принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов:

1. предпочтений инвесторов  в отношении дивидендов; 2. инвестиционных возможностей предприятия; 3. целевой структуры капитала предприятия; 4. доступности и цены внешнего капитала.

Три последних фактора  объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу». Согласно этой модели, предприятие:

1. определяет оптимальный бюджет капиталовложений; 2. определяет сумму акционерного капитала, необходимую для финансирования этого бюджета;

3. осуществляет максимально  возможное финансирование бюджета  капиталовложений из прибыли; 4. выплачивает  дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип).

Второй подход – «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы  с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории – в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.

  Теория Модильяни  и Миллера – цена акций предприятия,  или цена его капитала, не зависит  от дивидендной политики. Согласно  этой теории стоимость предприятия  определяется его способностью  приносить прибыль и степенью  риска.

 Теория налоговой  дифференциации основана на налоговых эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше.

 Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с  долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

  Поскольку основной  целью дивидендной политики является  установление необходимой пропорциональности  между текущим потреблением прибыли  и будущим ее ростом, который  обеспечит инвестиционное финансирование, то  с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

   Исходя из цели  дивидендной политики, под дивидендной  политикой понимают составную  часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основные типы:

Консервативная дивидендная  политика – вариант дивидендной  политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика – вариант  дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных  потребностей.

Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с “агрессивной” надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

   Предприятие должно  выбрать оптимальную дивидендную  политику предприятия, которая  определяется:

1. инвестиционными возможностями  предприятия, 2. ценой заемного капитала (по сравнению с ценой собственного капитала), 3. сроками появления инвестиционных возможностей, 4. ликвидностью и кредитоспособностью предприятия, 5. инфляцией, 6. установленными законом ограничениями,

7. предпочтениями акционеров, 8. контролем со стороны акционеров.

Цель дивидендной политики – максимизация богатства акционеров (а также обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия).

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор  форм:

1. выплаты дивидендов  наличными деньгами, 2. выплаты акциями.  Она интересна для акционеров, ориентированных на рост капитала в предстоящем периоде, 3. автоматическое реинвестирование, т.е. право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнительные акции, 4. выкуп акции компании, т.е. на сумму дивидендного фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.

 Порядок выплаты  дивидендов устанавливается обычно  законодательными актами, в частности  ГК РФ, ФЗ об АО.

По российскому законодательству источниками средств для выплаты  дивидендов являются:

1. прибыль за текущий год по обыкновенным акциям, 2. прибыль за отчетный год, специально формируемые фонды и резервы по привилегированным акциям.

Решение о выплате  промежуточных дивидендов, размере  дивидендов и решение о годовом  дивиденде принимается Советом  директоров общества. Это служит основанием для принятия решения Общего собрания. При этом размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованных Советом директоров и меньше выплаченных промежуточных дивидендов.

Общее собрание акционеров вправе принять решение о выплате дивидендов по акциям определенных категорий, а также по привилегированным акциям в неполном размере. Как правило, дивиденды выплачиваются наличными за вычетом подоходного налога.

 Дата выплаты дивидендов  определяется Уставом Общества  и решением Общего собрания. Выплата не может начаться ранее 1 месяца после принятия решения. Для каждой выплаты составляется список лиц. Наряду с календарными сроками выплаты дивидендов и ограничениями календарных сроков существуют и общие ограничения на выплату дивидендов: 1) связанные с финансовым состоянием эмитентов и 2) связанные с группами акций.

Ограничения, связанные  с финансовым состоянием эмитентов. Общество не вправе выплачивать и  принимать решение о выплате  дивидендов, если

1. не произошла полная оплата всего УК, 2. до выкупа акций, по которым акционеры имеют право требовать выплаты, 3. на момент выплаты дивидендов общество отвечает признаком несостоятельности, 4. стоимость чистых активов общества меньше уставного капитала и резервного капитала.

  Ограничения, связанные с группами акций. Общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по привилегированным акциям, по котором размер дивидендов установлен в Уставе.

 

 

 

 

 

 

Заключение:

     Повышение эффективности управления собственным капиталом стимулируется с одной стороны стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании и росту благосостояния ее собственников, с другой стороны - зависимостью компании от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею.

     Если прямо отвечать на вопрос «Какова роль собственного капитала в формировании капитала предприятия?» – можно прийти к выводу, что: собственные финансовые ресурсы для каждого предприятия, пусть и вложенные и в свободном состоянии, являются той жизненно необходимой частью, без которой невозможна ни работа, ни дальнейшее существование предприятия. Не зря, среди классификации общего капитала, именно деление на собственный и заемный капитал стоит на первом месте.

Информация о работе Эффективность использования капитала предприятия в целом ОАО «Русский хлеб»