Эффект финансового рычага, финансовый риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:06, контрольная работа

Описание работы

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый рычаг (финансовый леверидж).

Содержание работы

Введение 3
I. Понятие финансового рычага 4
1.1 Эффект финансового рычага 4
II. Концепции финансового рычага (финансового левериджа) 6
2.1 Первая (заподноевропейская) концепция. Рациональная заемная политика 8
2.2 Вторая (американская) концепция. Финансовый риск 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

тофм.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

 

 

                Тема: Эффект финансового рычага, финансовый риск.

 

           Вопрос № 5

 

 

 

 

 

 

 

    Специальность «Финансы и кредит» 3 (5,5)

            Выполнила  ЕФРЕМОВА О.С.

              Зачетная книжка № 09-605

                                                                                              Проверил____________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любой бизнес начинается с денег, беспрестанно требует денег и делается ради приумножения денег. Решение финансовых вопросов - одна из самых ответственных проблем предпринимательства. Деятельность, связанная с финансами, требует специфических знаний и умений. В частности, вопросами рационального управления финансами занимается дисциплина финансовый менеджмент.

Прибыль -- наиболее простая и одновременно наиболее сложная экономическая категория. Она получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый рычаг (финансовый леверидж).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие финансового рычага

 

Одним из основных инструментов, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового рычага.

Эффект финансового рычага (ЭФР) - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность.

Аналогично действию операционного рычага сущность финансового рычага проявляется также в наличии постоянного элемента в расходах предприятия, а именно, процентов за кредит, которые не зависят от объема производства (продаж), а определяются условиями контракта на кредит. Тогда, если экономическая рентабельность больше процентной ставки за кредит, то заемные средства работают на повышение рентабельности собственного капитала РСК.

Современная фирма, действующая в рыночных условиях, исповедует философию сопоставления результатов и затрат при превышении первого над вторым в качестве важнейшего условия собственного существования. Другой формой проявления основного философского постулата деятельности фирмы является повышение эффективности (производства, коммерческой, финансовой деятельности). Следовательно, фирма заинтересована и в росте экономической рентабельности активов, и рентабельности собственных средств. Последнее представляет собой отношение нетто-результат эксплуатации инвестиций к собственным активам.

Экономически рентабельность собственных средств -- это эффективность использования фирмой собственных средств.

Замечено, что фирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность, имеет более высокую рентабельность собственных средств. Этому можно дать объяснение, исходя из финансового механизма функционирования фирмы.

 

    1. Эффект финансового рычага

 

Согласно концепции управления затратами на прибыль предприятия возможно влиять путем изменения объема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называется эффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.

Эффект финансового рычага - приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью активов и ценой заемных средств (средней расчетной ставкой процента за использование заемных средств).

В зависимости от того, куда будут инвестироваться заемные средства, возможно изменение структуры себестоимости продукции. Например, вложение заемных средств в развитие основных производственных фондов будет сопровождаться ростом постоянных издержек, что в свою очередь скажется на прибыли предприятия. Найти оптимальное соотношение между вложениями в основной и оборотный капитал довольно трудно. Возможность влиять на валовой доход предприятия путем изменения структуры и объема выпуска характеризуется категорией производственного (операционного) рычага (левереджа).

Эффект производственного рычага показывает степень чувствительности прибыли от реализации к изменению выручки от реализации. Величина эффекта производственного рычага чрезвычайно возрастает при падении объема производства и приближении его к порогу рентабельности (или критическому объему производства), при котором прибыль равна нулю. То есть в этих условиях небольшое увеличение выручки от реализации порождает многократное увеличение прибыли, и наоборот

Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами не ее производство называется маржинальной прибылью. Другими словами, маржинальная прибыль, - это часть выручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении на один процент выручки от реализации продукции. Производственный левередж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный левередж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск.

Работать с высоким производственным левереджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта. Имеют устойчивый спрос на свою продукцию.

Сочетание большой силы финансового рычага и большого эффекта производственного рычага может быть губительным для предприятия.

 

    1. Концепции финансового рычага (финансового левериджа)

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «lеvеrage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе; отметим, что в Великобритании для той же цели применяется термин «Gearing». В некоторых монографиях используют термин «рычаг», что вряд ли следует признать удачным даже в лингвистическом смысле, поскольку в буквальном переводе в английском рычагом является «lever», но никак не «1еverege».

 

     В экономике, а точнее в менеджменте  под словом леверидж понимают – процесс управления активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание (увеличение) прибыли.

 

     Основным  результативным показателем служит чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности, ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Такое представление факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании коммерческой организации с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

 

     C позиции финансового  управления деятельностью коммерческой  организации чистая прибыль зависит; во-первых, от того, насколько рационально  использованы предоставленные предприятию  финансовые ресурсы, т.е. во что  они вложены, и, во-вторых, от структуры  источников средств.

Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основны и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень, которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

 

     Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

 

     В финансовом менеджменте различают  следующие виды левериджа:

  • финансовый

  • производственный (операционный)

  • производственно-финансовый

 

     Всякое  предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового  характера.

Эти факторы формируют  расходы предприятия. Расходы производственного  и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования  и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования  различных источников финансирования  складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

 

     Финансовый  леверидж - это соотношение между облигациями и привилегированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями - с другой. Он является показателем финансовой устойчивости акционерного общества.  С другой стороны – это использование долговых обязательств (заемных средств) с целью увеличения ожидаемой прибыли на акционерный капитал. В третьей трактовке финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат.

Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала.

 

    Другими словами финансовый леверидж характеризует  взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов. В финансовом менеджменте существуюдве концепции расчета и определения  эффекта финансового            левериджа.  Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

 

2.1 Первая (заподноевропейская) концепция. Рациональная заемная политика

 

В европейском подходе значение эффекта финансового рычага зависит от ставки налога на прибыль и налоговых  льгот по заемному капиталу. Но рассмотрим все по порядку.

Введем в расчеты для примера, налогообложение прибыли по условной ставке одна треть.

Таблица 1

Показатель

Предприятие

А

Б

 

Нетто-результат эксплуатации инвестиций, тыс. руб.

50

50

 

Финансовые издержки по заемным средствам, тыс. руб.

-

10

 

Прибыль, подлежащая налогообложению, тыс. руб.

50

40

 

Налог на прибыль, тыс. руб. (ставка 1/3)

17

13

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

33

27

 

Чистая рентабельность собственных средств, %

33/200*100=16,5%

27/100*100=27%

 

Информация о работе Эффект финансового рычага, финансовый риск