Финансы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое планирование и прогнозирование тесно связаны.

Обоснование финансовых показателей намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два очень близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро - и микроуровнях). Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы достижения поставленной цели.

Содержание работы

1. Планирование и прогнозирование прибыли в рыночной экономике………………………....3
2. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами………………………..9
3. Управление капиталами денежных средств…………………………………………………....19
4. Финансы субъектов малого предпринимательства……………………………………………26
5. Список использованной литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Финансы предприятия.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

     Основным  способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных  и натуральных пропорций и  показателей. С помощью балансового  метода достигается определенная синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные  диспропорции между расходами и  поступлениями денежных средств  в заданные отрезки времени. Следует учитывать, что сбалансированность финансовых планов должна базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого эффекта.

     В финансовом планировании также широко применяются экономико-математические методы и современные средства ЭВМ, долгосрочные нормы и нормативы.

     Корпоративное финансовое планирование опирается  на финансовую политику предприятия, разработанную  им финансовую стратегию. Учитываются  также требования финансовой, в том  числе налоговой и денежно-кредитной  политики государства.

     В корпоративном планировании существует определенная иерархия, отражающая различные  плановые установки, уровень разработки и охват планированием. Например, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки определяются на длительный срок в масштабах всего предприятия. Пути достижения стратегических целей, определение задач отделов прорабатываются средним руководством. При этом сроки плановых заданий колеблются, а сами планы отделов включают тактические подходы для выполнения поставленных задач. Что касается конкретных процедур и методов достижения целей, то они находят отражение в детализированных планах подразделений предприятия, в заданиях конкретных специалистов. Сроки таких плановых установок также колеблются.

 Основные принципы финансового планирования и прогнозирования

   Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает осознанный учет его основных принципов. В отечественной литературе существует разный подход к определению принципов  финансового планирования. Между  тем принципы как основные положения  данной стадии управления (от латинского слова principum - основа, первоначало) остаются едиными для всех эпох, этапов развития. Меняются не принципы планирования, а  механизм их реализации, методы в зависимости  от уровня развития производительных сил, науки и других факторов. Методология  базируется на следующих основных принципах:

  • демократический централизм, требующий сочетания централизованного планового руководства (бюджетная, налоговая, амортизационная политика) с предоставлением широких финансовых прав местным органам, предприятиям и организациям с привлечением трудящихся к составлению и выполнению финансовых планов;
  • непрерывность и преемственность планирования, органическое сочетание перспективных финансовых планов, составляемых на ряд лет (обычно на пять лет), с текущими финансовыми планами, рассчитанными на более короткие сроки (на год, квартал, месяц);
  • определение приоритетных звеньев в финансовых планах, первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами ведущих отраслей экономики, концентрация капитальных вложений на наиболее важных и пусковых стройках;
  • координация и увязка финансовых планов с планами экономического и социального развития, планами развития отдельных отраслей хозяйства и экономических регионов, а также с производственными планами отдельных предприятий, согласование финансовых заданий с материально-техническими ресурсами;
  • всемерная мобилизация финансовых ресурсов, содействие полному выявлению и наиболее эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, осуществление строжайшего режима экономии, укрепление финансовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • систематическая проверка и повседневный контроль за выполнением финансовых планов с целью выявления возможностей для их перевыполнения, предупреждения диспропорций и внесения необходимых изменений в планы с учетом дополнительно выявленных резервов и новых задач, возникающих в течение планового периода.
 
  1. Управления дебиторской задолженностью и денежными средствами

    2.1 Управление дебиторской  задолженностью

     Особое  значение имеет управление дебиторской  задолженностью, поскольку она ведет  к прямому отвлечению денежных и  других платежных средств из оборота. Бухгалтерам, финансовым или руководящим  работникам предприятия необходимо научиться управлять долгами  дебиторов, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить  риск финансовых потерь.

     Существует  ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской  задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их не возврате. Для этого необходимо:

· избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, отрасли или страны, испытывающие серьезные финансовые трудности;

· периодически пересматривать предельную сумму отпуска  товаров (услуг) в долг исходя из финансового  положения покупателей и своего собственного;

· при  продаже большого количества товаров  немедленно выставлять счета покупателям, с тем чтобы они получили их не позднее чем за день до наступления  срока платежа;

· определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним  по отрасли, с данными у конкурентов  и с показателями прошлых лет;

· при  предоставлении займа или кредита  требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности  по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений и организаций, взыскивающих долги при наличии  поручительства;

· гасить задолженность путем зачета, т.е. предоставления встречного однородного  требования, замены первоначального  обязательства другим или предоставления иного исполнения долговых обязательств;

· продавать  долги дебиторов банку, осуществляющему  факторинговые операции, или другим организациям на основе договора цессии, если потери от невозвращенного долга  существенно меньше, чем средства, которые необходимо потратить на его взыскание. Мездриков Ю.В. Аналитическое  обеспечение управления дебиторской  задолженностью//Экономический анализ: теория и практика, 2008, N 5, с.17

     Конечно, в первую очередь необходимо не допускать  необоснованной задолженности, роста  не оплаченных в срок и безнадежных  к возврату долгов. Важную роль здесь  играет избранная форма расчетов между поставщиками и покупателями.

     Для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции (товаров, услуг) или предлагать аккредитивную форму  расчетов.

     Предварительная оплата стоимости сделки - наиболее выгодный для поставщика способ расчетов, так как не только гарантирует  полную оплату, но и позволяет использовать в обороте денежные средства покупателя до того времени, пока товар станет его собственностью. Для покупателя-плательщика, наоборот, этот метод расчета невыгоден, поскольку приводит к существенному  отвлечению денежных средств из собственного оборота. Компромисс интересов чаще всего достигается путем предоставления ценовых скидок за предварительную  оплату.

     Несомненные преимущества для поставщика предоставляет  аккредитивная форма расчетов. Аккредитив как условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению  плательщика, не нуждается в авале (поручительстве), гарантирует своевременность  платежа при предъявлении необходимых  документов по отгрузке (отпуску) товаров. Вместе с тем, как и при предоплате, при этой форме расчетов происходит отвлечение денежных средств покупателя, величина которого зависит от суммы  сделки и срока действия аккредитива. Чаще всего расчеты с помощью  аккредитивов используются при поставках  по импорту и экспорту.

     Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупателей к досрочной  оплате счетов. Обычно это делают путем  предоставления скидок с цены продажи  или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного  срока. Преимущество поставщика состоит  в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя  ее в денежном обороте, он возмещает  предоставленную скидку.

     В каждом из перечисленных случаев  необходимы предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в  установленный договором срок или  превращения дебиторской задолженности  в безнадежную к взысканию.

     Регулирование дебиторской задолженности может  осуществляться посредством товарообменных операций (бартерных сделок) и зачета взаимных требований.

     Бартерная сделка представляет собой не денежный, но оцененный и сбалансированный товарообмен, оформляемый единым договором. При этом оценка товаров и услуг  производится по договорным ценам. Компенсация  дебиторской задолженности и  взаимных претензий осуществляется в основном дополнительными поставками или их уменьшением. Другие условия  бартерных сделок аналогичны условиям договоров купли-продажи. Как форма  расчетов бартерные сделки используются при отсутствии или ограниченности денежных средств, в том числе конвертируемой валюты, или при неустойчивости ее курса.

     Дебиторская задолженность при бартерных  сделках возникает при несбалансированности взаимных поставок в течение отчетного  периода. Поскольку во взаиморасчетах участвуют как минимум две  организации, каждая из сторон обязуется  передать другой стороне один товар  или услуги в равной по стоимости  сумме. На практике, однако, встречаются  случаи, когда часть их стоимости  погашается посредством бартерной  сделки, а остальная часть - денежными  средствами.

     Достаточно  эффективными, обеспечивающими сбалансированность дебиторской задолженности, являются расчеты между покупателями (потребителями) и поставщиками (подрядчиками), основанные на зачете взаимных требований по обоюдным поставкам. Использование этой формы  расчетов должно быть обусловлено соответствующими договорами. Мездриков Ю.В. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью//Экономический анализ: теория и практика, 2008, N 5, с.17

     Регулирование дебиторской задолженности зачетом  взаимных требований во многом схоже  с товарообменными операциями. Сходство состоит в полном или частичном  отсутствии денежных расчетов между  организациями. Вместе с тем прекращение  долгового обязательства зачетом  встречного однородного требования не изменяет его денежного характера  и не затрагивает оснований возникновения. Зачет встречных требований может  осуществляться при наличии обязательств по расчетам у двух и более сторон, когда они в результате исполнения разных по содержанию договоров по отношению друг к другу одновременно являются и дебиторами, и кредиторами.

     При проведении зачета взаимных требований необходимо:

· оформить акт сверки взаиморасчетов на основании  данных бухгалтерского учета у контрагентов;

· подтвердить  первичными расчетными документами  сумму задолженности с выделением НДС;

· сверить  величину задолженности на основании  договора и первичных документов, свидетельствующих о возникновении  задолженности;

· оформить акт о взаимозачете, который должен стать финансовым документом, свидетельствующим  о прекращении обязательств.

     Передача  дебиторской задолженности другим организациям может быть оформлена  простым и переводным векселями. Погашение задолженности по векселю  обычно не вызывает формальных затруднений, поскольку обязательство дебитора является безусловным. Во всех случаях  плательщиком по простому векселю является юридическое лицо, его выписавшее. В переводном векселе содержится поручение векселедателя уплатить плательщику указанную в нем  сумму. В этом случае кредитор выписывает вексель, в котором дебитор может  стать плательщиком, а затем продать  его заинтересованному покупателю.

     Применяя  вексель как средство управления дебиторской задолженностью, необходимо иметь в виду, что для должника они всегда связаны с риском дисконта, т.е. потерь при передаче.

Информация о работе Финансы предприятия