Финансовый менеджмент в системе управления банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Качество финансового менеджмента являлось одним из главных факторов надежности кредитной организации на протяжении всего периода становления и роста банковской системы России, поэтому актуальность данной темы очевидна. Цель данной работы состоит в том, чтобы выяснить, что же из себя представляет финансовый менеджмент, ознакомиться с его целями, задачами, методами, а главное с его ролью в банковской системе управления. Задачи данной работы: во-первых изучение соответствующей литературы, во-вторых структурирование материала по выявлению основных аспектов, касаемых данной темы. В данной работе использованы материалы известных в экономической сфере авторов книг, учебников, статей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Система управления коммерческим банком 4
1.1 Сущность финансового менеджмента 7
Глава 2. Основные составляющие финансового менеджмента 10
2.1 Управление капиталом банка 10
2.2 Управление активами и пассивами банка 11
2.3. Управление доходностью банка 15
2.4. Управление банковскими рисками 18
Глава 3. Финансовый менеджмент в системе управления банком 20
3.1 Роль и функции финансового менеджмента в банке. 20
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

курсач по фм.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

- выбор оптимального для данного момента способа наращивания капитала. Различают следующие способы:

- важнейший внутренний источник роста капитала – прибыль. Ее размер связан с дивидендной политикой банка (установленным размером дохода на акцию). Банк заинтересован в сохранении старых акционеров и привлечении новых, поэтому доходность акций должна быть не ниже доходности других инвестиций с аналогичной степенью риска;

- увеличение установленного капитала банка в форме АО возможно за счет повторных эмиссий акций, что связано с высокими эмиссионными издержками.

- привлечение суббординированных кредитов.

- учет стоимости и рисков привлечения средств клиентов и
других кредитных организаций.

Окончательный выбор источника увеличения капитала делается с учетом совокупности различных факторов. [12].

Основными инструментами и методами регулирования собственных средств являются:

- акции;

- распределение прибыли;

- минимизация внутренних издержек;

- минимизация убытков;

- повышение эффективности работы структур банка, его менеджмента и маркетинга.

2.2. Управление активами и пассивами банка

Управление активами и пассивами (УАП) банка является одним из важнейших направлений финансового менеджмента. Суть УАП заключается в формировании и последующем регулировании структуры активов и пассивов баланса, которая обеспечивает достижение поставленных перед банком целей и задач.

Основными задачами УАП являются:

1. управление кратко – и долгосрочной ликвидностью банка;

2. поддержание и повышение рентабельности банка

3. управление достаточностью и структурой капитала, затратами банка, качеством активов;

4. стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.

Цель УАП состоит в предотвращении или исправлении дисбаланса и защите от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.

Отправной точкой УАП является анализ источников ресурсной базы банка и направлений вложения средств, а также связанных с этим рисков.

Ресурсная база коммерческих банков состоит из собственных и привлеченных ресурсов. В состав собственных средств банка входит акционерный капитал, образованный при создании банка, и заработанная банком прибыль, которая может быть направлена в различные фонды банка. Привлеченные ресурсы состоят из средств, привлеченных на депозитной основе, то есть по желанию клиента, и из средств, привлеченных банком по собственной инициативе. К средствам, привлеченным на депозитной основе, относятся депозиты до востребования и срочные депозиты клиентов. Ресурсы недепозитного характера образуются у банков в результате выпуска и продажи ими собственных долговых бумаг (векселей, облигаций, банковских сертификатов) или при покупке ресурсов на межбанковском рынке. [10, 92].

Активные операции – это операции, которые приносят банку основной доход, и которым присущи большинство рисков банковской деятельности. При этом банковские активы отличаются по степени ликвидности, характеризуются разным уровнем риска, приносят неодинаковый доход.

Применительно к активам под ликвидностью понимается способность активов банка трансформироваться в денежные средства посредством их реализации или погашения обязательств заемщиками, или другими должниками банка. По степени ликвидности активы банка можно сгруппировать следующим образом:

- первоклассные ликвидные активы (средства в кассе, на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги);

- сравнительно ликвидные активы (краткосрочные кредиты юридическим и физическим лицам, краткосрочные межбанковские кредиты и кредиты до востребования, факторинговые операции);

- наименее ликвидные активы (долгосрочные кредитные вложения);

- неликвидные активы (здания и другие основные фонды, нематериальные активы, некоторые виды ценных бумаг, просроченные и сомнительные кредиты).

Одной из возможных классификаций активов по уровню риска является группировка активов по степени риска, используемая для расчета показателя достаточности капитала. Согласно этой классификации все активы подразделяются на 5 групп со следующими степенями риска: 0, 20, 50, 70 и 100%. К безрисковым относятся средства в кассе, в Национальном банке, государственные ценные бумаги РБ, номинированные в белорусских рублях и др., а, например, к активам со степенью риска 50% – кредитная задолженность, обеспеченная гарантиями или поручительствами местных органов управления и активные остатки на контокоррентных счетах.

Активы коммерческого банка с позиции доходности делятся на две группы: приносящие доход и не приносящие доход. К активам, не приносящим доход, относятся: касса, корреспондентские счета, средства в фонде обязательных резервов, основные средства и нематериальные активы. Наиболее высокодоходными активами считаются кредитные вложения банка.

Существуют два типа управления активами банка.

Первый – метод общего фонда средств, можно отразить в схеме:

 

        Вклады до

востребования              первичные резервы

 

Сберегательные              вторичные резервы

вклады              ОБЩИЙ ФОНД

              СРЕДСТВ              ссуды

Срочные вклады             

              Прочие ценные бумаги

Акционерный

капитал и резервы                                                                                                 

 

Второй метод – метод распределения активов:

 

Вклады до

Востребования              первичные резервы

 

Сберегательные              вторичные резервы

Вклады             

                            ссуды

Срочные вклады             

              Прочие ценные бумаги

Акционерный

Капитал и резервы                                                                                                  здания и оборудования             

[9,89].

              При формировании стратегии управления пассивами, в первую очередь, определяется, на каких клиентов и на ресурсы какого характера в банке будет делаться основной акцент. Это может быть ориентация на крупных клиентов, имеющих значительные остатки средств на текущих счетах, или на банк, созданный для аккумуляции и перераспределения ресурсов в определенной отрасли экономики, например, в сельском хозяйстве или в промышленности. Крупные банки, основной пакет акций которых принадлежит государству, имеют, как правило, большой объем средств на счетах бюджетных организаций. Небольшие банки при формировании ресурсной базы ориентируются на “розничных” клиентов.

Далее разрабатывается политика установления цен с целью добиться желаемого состава и сроков длительности пассивов. Эта политика должна быть гибкой, направленной как на интересы банка в части формирования ресурсной базы, так и на клиента. Например, для особо значимых и крупных клиентов банка могут быть установлены повышенные ставки привлечения средств в срочные депозиты; для клиентов, имеющих постоянный неснижаемый остаток на счете в течение определенного времени, может автоматически увеличиваться оплата за ресурсы. В случаях, когда банк хочет ограничить либо отказаться от привлечения средств физических лиц во вклады, поскольку эта операция требует больших трудозатрат и привлекается сравнительно небольшой объем средств; это решается за счет предложения невыгодных условий привлечения по сравнению с банками-конкурентами.

Инструментами управления депозитными ресурсами являются различного рода ограничения (на остаток средств, на срок размещения депозита, на первый или последующие взносы, на суммарные обороты по счету и т.п.), комиссии, плата за обслуживание, а также процентные ставки. В качестве ограничения на остаток может служить минимальная сумма на счете, на которую начисляются проценты. Ограничения на суммарный оборот по счету могут быть установлены в виде лимитов на величину разового списания либо на число движений по депозиту. Кроме того, они могут дифференцироваться в зависимости от способа списания либо от вида платежа. Размер платы за обслуживание зависит от остатков средств на счете. Применение указанных инструментов позволяет воздействовать на формирование ресурсной базы.

В целом управление пассивами коммерческого банка заключается в формировании оптимальной структуры источников банковских ресурсов, позволяющей при наименьших затратах на привлечение средств поддерживать ликвидность банка, удовлетворять спрос клиентов на кредитные ресурсы, обеспечивать объем прибыли, достаточной для динамичного развития банка.

После анализа ресурсной базы, определения оптимальной структуры пассивов и разработки стратегий в части пассивных операций переходят к финансовому анализу основных направлений вложений ресурсов, поиску оптимальной структуры активов, обеспечивающей максимальный уровень доходности при заданном уровне риска. [3, 76].

2.3. Управление доходностью

Управление доходностью банка предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия:

1.                  Издержек по привлечению средств

2.                  операционных издержек

3.                  издержек инфляции

4.                  рисков по доходным операциям. [9, 93].

На практике для оценки деятельности банка используют показатели доходности.

1. Процентная маржа (процентный доход) банка определяется как разница между процентными доходами и процентными расходами.

2. Не процентная маржа (не процентный доход) банка рассчитывается как разница между не процентными доходами (комиссионные доходы, прибыль от торговых операций, штрафы полученные и т.д.) и не процентными расходами (комиссионные затраты, расходы на содержание персонала, эксплуатационные затраты и т.д.) . Показатель не процентной маржи часто бывает отрицательным, поскольку не процентные расходы, как правило, превышают не процентные доходы.

3. Прибыль до налогообложения исчисляется как разница между общими доходами и общими расходами и состоит из процентной и не процентной маржи.

4. Чистая прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении банка после выплаты налогов (прибыль после налогообложения). Приведенные показатели доходности измеряются в денежных единицах и в значительной степени зависят от размеров банка, а потому не пригодны для сравнительного анализа. Поэтому для определения эффективности работы банка в основном применяют относительные показатели прибыльности.

5. Чистая процентная маржа ЧПМ определяется как отношение разницы между процентными доходами ПД и процентными расходами ПВ к активам А банка,%: МП = (ПД-ПВ) / А * 100

Чистая процентная маржа может исчисляться по работающих или общих активов. В некоторых странах органы регулирования банковской деятельности считают целесообразным знаменателю этого показателя брать активы, приносящие доход (работающие активы). Такое мнение основывается на том, что процентный доход нужно сравнивать только с той частью активов, которая генерирует совокупные доходы банка.

Согласно инструктивных материалами НБУ чистая процентная маржа исчисляется относительно общих активов банка. Предлагаемый метод вычисления имеет целью оптимизировать соотношение работающих и неработающих активов банка, поскольку активы, по которым не получается доход, значительно снижают показатель чистой процентной маржи.

6. Чистая не процентная маржа исчисляется как отношение не процентного прибыли к активам банка.

7. Чистая маржа операционной прибыли определяется отношением разницы между операционными доходами и операционными расходами (включая процентные) в совокупных активов банка.

Этот показатель можно представить в виде двух составляющих - процентного дохода на единицу активов и не процентной прибыли на единицу активов. Такое разделение дает представление о соотношении доходов от основной деятельности (кредитов, инвестиций, лизинга и т.д.) и не процентных доходов, полученных от оказания платных финансовых услуг клиентам. С обострением конкуренции банки ищут новые «нетрадиционные» источники доходов, которые дают возможность диверсифицировать деятельность и повышать размер совокупного дохода за счет не процентных доходов.

8. В случаях, когда не процентная маржа банка имеет отрицательное значение и расчет ее соотношение с активами теряет смысл, целесообразно использовать показатель отношения не процентных доходов в средних общих активов. Он характеризует зависимость банка от таких видов деятельности, не связанные с получением процентов (торговые операции, комиссионные, непредвиденные доходы).

9. Чистый спрэд ЧС (спрэд прибыли) является традиционным показателем прибыльности банка и определяется как разница между средневзвешенный процентами за активами и пассивами банка,%: С = ПД / ПА * 100-ПВ/ПП * 100, где ПА - активы, приносящие процентный доход; ЧП - пассивы, по которым выплачиваются проценты.

С помощью этого показателя оценивается эффективность выполнения банком функции посредника между вкладчиками и заемщиками, а также уровень конкуренции на рынке. Как правило, при обострении конкурентной борьбы спрэд сокращается и менеджеры банка вынуждены искать другие пути получения доходов. [4, 83].

В общем и целом доходность (рентабельность) банка отражается в системе показателей (коэффициентов). К основным показателям относятся:

 

1.                  Рентабельность активов (ROA)  = (прибыль/активы)100%

2.                  Рентабельность активов, приносящих доход = (прибыль/активы доходные)100%

3.                  эффективность активных операций = (активы доходные/ активы)100%

Информация о работе Финансовый менеджмент в системе управления банком