Финансовый менеджмент: сущность, виды, методы, структура и принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении системы финансового менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения цели исследования решены следующие задачи:
1) определины сущность и задачи системы финансового менеджмента в кредитных организациях;
2) рассмотрены структура, экономического содержание и функции финансового менеджмента в современных условиях, а также его виды и методы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность, задачи и функции системы финансового менеджмента в кредитных организациях...………………………………………………………...5
2. Виды и методы финансового менеджмента…………………………………11
3. Структура и принципы построения финансового менеджмента, отраслевая специфика …………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………………30

Файлы: 1 файл

ФКз-51 Абрамов В.А. Финансовый менеджмент в КО.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Ярославский филиал


Кафедра «Бухгалтерский учет, экономический анализ и финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансовый менеджмент в кредитных организациях»

на тему: «Финансовый менеджмент: сущность, виды, методы, структура и принципы построения»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент 5 курса,

группы ФКз-51 Абрамов В.А.

Работу проверил: кэн, профессор

Федчишин Ю.И.

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой      

 

 

 

 

Ярославль - 2015

План

Введение……………………………………………………………………………3

1. Сущность, задачи и функции системы финансового менеджмента в кредитных организациях...………………………………………………………...5

2.  Виды и методы финансового менеджмента…………………………………11

3. Структура и принципы построения финансового менеджмента, отраслевая   специфика …………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………...29

Список использованных источников……………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что применительно к настоящему времени задачи системы финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности - запасами, затратами, доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все это требует постановки системы финансового менеджмента, включающего анализ, планирование, контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризиса неплатежей и доминанты не денежных расчетов следует отдать управлению денежными средствами.

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что современные тенденции развития российской экономики показывают, что жесткая конкуренция на финансовом рынке заставляет кредитные организации искать новые подходы в организации управления финансовой деятельностью, кадрами, маркетинговой деятельностью и управления банковскими рисками.

Объектом исследования является система финансового менеджмента в кредитных организациях, которая внедряет и развивает новые направления деятельности и банковские продукты так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.

Предмет исследования - общественные отношения, связанные с использованием финансового менеджмента в кредитных организациях.

Степень изученности работы. Данную тему исследовали различные ученые, такие как: Балабанов И. Т., Бланк И. А., Бор 3. М., Петренко В. В., Батракова Л. Г., Иода Е. В., Унанян И. Р., Кох Т. У., Купчинский В. А., Улинич А. С., Маслеченков Ю. С., Роуз, Питер С., Севрук В. Т. и др.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении системы финансового менеджмента в кредитных организациях.

Для достижения цели исследования решены следующие задачи:

1) определины сущность и задачи системы финансового менеджмента в кредитных организациях;

2) рассмотрены структура, экономического содержание и функции финансового менеджмента в современных условиях, а также его виды и методы;

3) выявлены принципы построения финансового менеджмента в системе управления;

4) сформирован научный подход к финансовому менеджменту в кредитных организациях в условиях развитых рыночных отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили учебники и учебные пособия, публикации в экономических и периодических издания касающиеся изучению сущности финансового анализа и его роли в управлении кредитной организацией таких авторов как Ковалев В.В., Селезнева Н.Н., Фетисов В.Д., Федчишин Ю.И. и др. Кроме того, использованы законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу финансового менеджмента в кредитных организациях Федеральный закон от 03.12.2011 № 391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 9.02.2011 г. № 278,Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другие нормативные акты, Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, задачи и функции системы финансового менеджмента в кредитных организациях

 

Эффективность деятельности кредитных организаций во многом определяется состоянием банковского менеджмента.

Банковский менеджмент – это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели.

В сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления кредитными организациями. Объектами управления в кредитных организациях являются денежные ресурсы банка и их движение (финансовый менеджмент), организационные структуры банковской системы (отдельного банка) и персонал банка.

Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

Структура основных задач банковского менеджмента с учетом их содержания:

1. Банковская политика

1) Постановка  главных задач, выделение основной  цели существования банка;

2) Разработка   комплексных   программ   и   проектов, обеспечивающих   достижение   основных   целей существования банка;

3) Разработка методологии  управления деятельностью банка;

4) Разработка организационной  структуры банка в соответствии  с выбранной политикой развития  банка;

5) Стратегия управления персоналом банка:

а) в области организации работы персонала;

6) в области мотивации персонала;

в) в области определения эффективности работы персонала;

г) в области стимулирования инновационного потенциала персонала;

д) в области продвижения персонала.

2. Банковский маркетинг

1) Установление  существующих и потенциальных  рынков банковских услуг;

2) Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

3) Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских 
услуг;

4) Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

3. Создание банковских продуктов

1) Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

2) Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.

4. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг

1) Укрепление позиций  на освоенных сегментах рынка  банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);

2) Завоевание новых рынков банковских услуг;

3) Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доход приносящих денежных потоков;

4) Получение прибыли.

5. Экономика и финансы

  1. Приращение капитала;
  2. Управление прибылью и ликвидностью;
  3. Максимизация управленческого вознаграждения;
  4. Обеспечение стабильности развития банка;
  5. Обоснование финансовых решений;

б) Управление издержками банка.

6. Информационно-аналитическое  обеспечение

1) Создание информационно-аналитической  системы планирования и реализации  финансовых операций.

7. Администрирование

1) Приведение организационной  структуры банка, классификации   и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка.

Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:

  1. Программирование деятельности банка - формирование целевой программы исходя из схемы: "банковский продукт-клиент".
  2. Планирование деятельности банка - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций, мультиплицирующий эффект собственного капитала банка и т.д. -должны изменяться на интервале планирования деятельности.
  3. Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
  4. Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
  5. Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
  6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
  7. Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
  8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
  9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
  10. Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" банковский продукт-клиент" на рынок.

Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, охватывает основные параметры банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации.

Исходя из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента можно сформулировать следующим образом:

  1. разграничение функций между двумя уровнями банковской системы - Центральным банком и коммерческим банком;
  2. сочетание экономических интересов коммерческого банка с требованиями государственной денежно-кредитной политики;
  3. поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
  4. минимизация банковских рисков.

Цель банковского менеджмента - организационное обеспечение получения прибыли от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной России находится в стадии становления и развития. Основными направлениями этого процесса по мнению специалистов следует считать:

  1. совершенствование банковского менеджмента;
  2. развитие стратегического направления;
  3. развитие банковского маркетинга;
  4. развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости клиентов;
  5. хеджирование банковских рисков.

Одной из составных частей банковского менеджмента является финансовый менеджмент банка.

Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальности выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента.

Содержанием системы финансового менеджмента банка является разработка и реализация экономической политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнении функций банка и достижение им цели своей деятельности - извлечение прибыли.

Информация о работе Финансовый менеджмент: сущность, виды, методы, структура и принципы построения