Финансовые риски, рассмотренные на примере ООО «Еврокерамика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты рискового менеджмента
Задачи работы:
1. Рассмотреть финансовые риски предприятия.
2. Изучить риски в деятельности предприятия.
3. Предложить меры по минимизации рисков предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Управление финансовыми рисками.
1.1 Сущность финансового риска. Классификация рисков.
1.2 Основные методы оценки риска.

1.3 Финансовый рычаг.
1.4 Методы управления рисками на торговых предприятиях
2. Финансовые риски, рассмотренные на примере ООО «Еврокерамика»
2.1 Характеристика торгового предприятия ООО « Еврокерамика»
2.2 Оценка основных рисков предприятия ООО «Еврокерамика»
2.3 Разработка мер минимизации рисков предприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Мой курсач по фин. менеджм..docx

— 98.93 Кб (Скачать файл)

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке недвижимости, риски на рынке ценных бумаг и пр.[7].

 
 Таблица 1.1.  
     Классификация торговых рисков

Критерий

Вид риска

По  причине возникновения

Снижение объема реализации

Повышение цены товара 

Непредвиденное  снижение объема закупок

Количественные  потери товара

Потеря  качества товара

Повышение издержек обращения

Неплатежеспособность  покупателя

Риск, связанный с личностью коммерсанта

Риск, связанный с недостатком информации

 По этапу товародвижения 

Риск невыполнения договорных обязательств

Транспортный  риск  

Риск  форс-мажорных обстоятельств

Количественные  потери товара

Риск, связанный с приемкой товара 

Риск  при реализации товара

По  степени риска

Допустимый  риск

Критический риск  

Катастрофический  риск

По  сфере возникновения    

Внутренний  риск

Внешний риск

По  степени правомерности   

Оправданный риск

Неоправданный риск

 В соответствии с возможностью  страхования 

Страхуемый  риск

Нестрахуемый  риск

По  вероятности потери для предприятия   

Статический (простой) риск

Динамический (спекулятивный) риск


 
Исходя  из таблицы видно, что существует множество торговых рисков, каждый из которых обладает своими характеристиками и особенностями.  
     Основные  причины торгового риска: 
      1) Снижение объемов реализации  вследствие падения спроса (потребности)  на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу. 
      2) Повышение закупочной цены товара  в процессе осуществления предпринимательского проекта. 
      3) Непредвиденное снижение объемов  закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов) 
      4) Потеря товара. 
      5) Потеря качества товара в процессе  обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены. 
      6) Повышение издержек обращения  в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы . 
     Таким образом, выделяют ряд причин, которые  могут повлечь возникновение  торговых рисков. Зная их, риск-менеджер сможет разработать комплекс мер по их предотвращению и/или минимизации воздействия на деятельность компании. 
      В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые факторы снижения рисков. 
     К управляемым факторам относят:

-Показатели, характеризующие качество работы коллектива; 
-Уровень организации производства и труда; 
-Качество управленческой работы; 
-Степень использования ресурсов; 
-Эффективность хозяйственного процесса.  

К условно неуправляемым рискам относят:

-Предыстория функционирования анализируемого объекта; 
-Климатические, географические, политические условия реализации

продукции[3] . 
      Деление факторов на управляемые и неуправляемые  зависит от квалификационного уровня управленческого персонала компании. 
     Таким образом, с риском предприятия сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так и долгосрочных контрактов. Существуют определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Наряду с общими рисками есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов товаров. Сложность классификации торговых рисков заключается в их многообразии. 
     Сам «риск», как следует из определения, обладает характерными свойствами:

  1. Неопределённость. Риск существует тогда и только тогда, когда возможно не единственное развитие событий.
  2. Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу (убытку) или другому негативному (только негативному!) последствию.
  3. Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение «предполагающего» о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода (в противном случае это угроза или опасность).
  4. Значимость. Риск существует, когда предполагаемое событие имеет практическое значение и затрагивает интересы хотя бы одного субъекта. Риск без принадлежности не существует.

Известно, что риску присущи стимулирующая и защитная функции. Стимулирующая функция имеет конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств) и деструктивный (авантюризм, волюнтаризм) аспекты. Защитная функция тоже имеет два аспекта: историко-генетический (поиск средств защиты) и социально-правовой (необходимость законодательного закрепления понятия «правомерность риска»). Некоторые специалисты предлагают выделять ещё две функции риска: компенсирующую (возможность дополнительной прибыли) и социально-экономическую (селективную — выделения эффективных собственников).

Функции риска:

    • защитная – проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам;
    • аналитическая – наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов правильного решения;
    • инновационная – проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных решений проблем;
    • регулятивная – имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной.

 

 

 

1.2 Основные методы оценки риска.

Оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. В экономической литературе существует множество определения этого понятия, однако в общем случае под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов  и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы. Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия;

- организационная структура и  штатное расписание предприятия;

-  карты технологических потоков (технико-производственные риски);

-  договоры и контракты (деловые  и юридические риски);

- себестоимость производства продукции;

- финансово-производственные планы предприятия;

Выделяются два этапа оценки риска: качественный и количественный.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

-  определение потенциальных  зон риска;

-  выявление рисков, сопутствующих  деятельности предприятия;

-  прогнозирование практических  выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Основная цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

 

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения. На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента. Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами статистических методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком этих методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, деревья решений, имитационное моделирование рисков, а также технология «Risk Metrics».

Метод экспертных оценок, представляет собой комплекс логических и математико – статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса. Метод используется тогда, когда недостаток или полное отсутствие информации не позволяет использовать другие возможности. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения поставленной цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.

Аналитические методы, позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов, как анализ чувствительности, метод корректировки нормы дисконта с учетом риска, метод эквивалентов, метод сценариев[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Эффект финансового рычага.

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.  
 
Показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли при использовании заемного капитала называется эффектом финансового рычага.  
 
Он рассчитывается по следующей формуле: 
 
ЭФР = (1 - Сн) х (КР - Ск) х ЗК/СК,  
где: ЭФР — эффект финансового рычага, %. 
Сн — ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.  
КР — коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов),%. 
Ск — средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит.  
ЗК — средняя сумма используемого заемного капитала.  
СК — средняя сумма собственного капитала.  
 
Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя: 
 
(1-Сн) — не зависит от предприятия.  
(КР-Ск) — разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Носит название дифференциал (Д).  
(ЗК/СК) — финансовый рычаг (ФР).

Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно. При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

Управление формированием прибыли предполагает применение соответствующих организационно-методических систем, знание основных механизмов формирования прибыли и современных методов ее анализа и планирования. При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг. Затраты, связанные с обслуживанием долга, не зависят от объема производства и реализации продукции, но непосредственно влияют на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Так как проценты по банковским кредитам и долговым ценным бумагам относят на затраты предприятий (операционные расходы), то использование долга в качестве источника финансирования обходится предприятию дешевле, чем другие источники, выплаты по которым производятся из чистой прибыли (например, дивиденды по акциям). Однако увеличение доли заемных средств в структуре капитала повышает степень риска неплатежеспособности предприятия. Это должно быть учтено при выборе источников финансирования. Необходимо определить рациональное сочетание между собственными и заемными средствами и степень его влияния на прибыль предприятия. Одним из основных механизмов реализации этой цели является финансовый рычаг.

Финансовый рычаг (леверидж) характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на величину рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Идея финансового рычага по американской концепции заключается в оценке уровня риска по колебаниям чистой прибыли, вызванным постоянной величиной затрат предприятия по обслуживанию долга. Его действие проявляется в том, что любое изменение операционной прибыли (прибыли до уплаты процентов и налогов) порождает более существенное изменение чистой прибыли.

Интерпретация коэффициента силы воздействия финансового рычага: он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит чистую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше сила воздействия финансового рычага, более вариабельна чистая прибыль.

Информация о работе Финансовые риски, рассмотренные на примере ООО «Еврокерамика»