Финансовые ресурсы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.
Целью курсовой работы является разработка рациональной структуры капитала.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вопросы формирования ресурсов предприятия;
- охарактеризовать источники финансовых ресурсов;
- изучить структуру капитала;
-проанализировать нормативно-правовую базу формирования капитала предприятия
- рассмотреть практику формирования собственного капитала.

Содержание работы

Введение 4
Теоретическая часть 6
1.1 Финансовые ресурсы предприятия, источники финансовых ресурсов 6
1.2 Капитал, виды капитала 9
1.3 Капитал предприятия, классификация капитала предприятия 13
1.4 Нормативно-правовая база формирования капитала предприятия 17
2 Практическая часть 20
2.1 Формирование собственного капитала предприятия 20
2.2 Эмиссионная политика предприятия 22
2.3 Формы хозяйствующего субъекта 25
2.4 Характеристика акций 27
Заключение 31
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya правленная.docx

— 161.62 Кб (Скачать файл)

Международные договоры применяются  к отношениям, регулируемым гражданским  законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского  акта. Если международным договором  РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

 

Основой правового регулирования  экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической  деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная  и муниципальная формы собственности.

Таким образом, управление капиталом  предполагает тщательное исследование объемов собственного капитала и  грамотное привлечение заемного. Необходимо учитывать реальные финансовые возможности предприятия, чтобы  избежать лишения платежеспособности предприятия по кредиту, в случае привлечения внешнего капитала. Имеется  возможность отказа от привлечения  заемных средств, однако это снижает  объемы капитала, которые предприятие  могло бы использовать.

 

2 Практическая часть

 

2.1 Формирование  собственного капитала предприятия

 

 

 

Рисунок 3 – Структура  собственного капитала

 

 

Рисунок 4- Размещение капитала предприятия

Под собственным  капиталом понимают совокупность экономических  отношений, позволяющих включить в  хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйственному субъекту. Уставный капитал. Характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления  хозяйственной деятельности. Его  размер определяется учредительными документами и уставом предприятия. Для предприятия отдельных сфер деятельности и организационно - правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного капитала регулируется законодательством.

Резервный капитал. Представляет собой зарезервированную  часть собственного капитала предприятия, предназначенную для внутреннего  страхования его хозяйственной  деятельности. Размер этой резервной  части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного капитала осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный  размер отчислений прибыли в резервный  фонд регулируется законодательством).

Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним  относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств  с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов обычно выделяют: амортизационный  фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд развития производства и т.д. Порядок  формирования и использования средств  этих фондов регулируется уставом и  другими учредительными документами  предприятия.

Нераспределенная  прибыль. Характеризует часть прибыли  предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление  собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли  предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в  предстоящем периоде.

Прочие формы  собственного капитала. К ним относятся  расчеты за имущество (при сдаче  его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме  процентов или дивидендов) и некоторые  другие, отражаемые в первом разделе  пассива баланса.

 

2.2 Эмиссионная политика предприятия

 

 

Основной  целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств  в минимально возможные сроки. С  учетом сформулированной цели эмиссионная  политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся  в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Разработка  эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие  этапы:

1. Исследование  возможностей эффективного размещения  предполагаемой эмиссии акций.  Решение о предполагаемой первичной  (при преобразовании предприятия  в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано  в форме акционерного общества  и нуждается в дополнительном  притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять  лишь на основе всестороннего  предварительного анализа конъюнктуры  фондового рынка и оценки инвестиционной  привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры  фондового рынка (биржевого и  внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения  акций, динамику уровня цен, их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий  и ряда других показателей. Результатом  проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и  оценка его потенциала поглощения эмитируемых  объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций  проводится с позиции учета перспективности  развития отрасли (в сравнении с  другими отраслями), конкурентоспособности  производимой продукции, а также  уровня показателей своего финансового  состояния (в сравнении со среднеотраслевыми  показателями).[15] В процессе оценки определяется возможная степень  инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2. Определение  целей эмиссии. В связи с  высокой стоимостью привлечения  собственного капитала из внешних  источников эмиссии должны быть  достаточно весомыми с позиций  стратегического развития предприятия  и возможностей существенного  повышения его рыночной стоимости  в предстоящем периоде. Основные  из таких целей, которыми предприятие  руководствуется, прибегая этому  источнику формирования собственного  капитала, являются:

- реальное  инвестирование, связанное с отраслевой  и региональной диверсификацией  производственной деятельности (создание  сети новых филиалов, дочерних  фирм, новых производств с большим  объемом выпуска продукции и  т.п.);

- необходимость  существенного улучшение структуры  используемого капитала (повышение  доли собственного капитала с  целью роста уровня финансовой  устойчивости, обеспечение более  высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение  за счет этого стоимости привлечения  заемного капитала, повышение эффекта  финансового левериджа и т.  п.);

- намечаемое  поглощение других предприятий  с целью получения эффекта  синергизма (участие в приватизации  сторонних государственных предприятий  также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если  при этом обеспечивается приобретение  контрольного пакета акций или  преимущественная доля в уставном  фонде);

- иные стратегические  цели, требующие быстрой аккумуляции  значительного объема собственного  капитала.

3. Определение  объема эмиссии. При определении  объема эмиссии необходимо исходить  из ранее рассчитанной потребности  в привлечении собственных финансовых  ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение  номинала, видов и количества  эмитируемых акций. Номинал акций  определяется с учетом основных  категорий предстоящих их покупателей  (наибольшие номиналы акций ориентированы  на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка  стоимости привлекаемого акционерного  капитала. В соответствии с принципами  такой оценки она осуществляется  по предполагаемому уровню дивидендов  и затратам по выпуску акций  и размещению эмиссии. Расчетная  стоимость привлекаемого капитала  оставляется с фактической средневзвешенной  стоимостью капитала и средним  уровнем ставки процента на  рынке капитала. Лишь после этого  принимается окончательное решение  об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение  эффективных форм андеррайтинга.  Для того, чтобы быстро и эффективно  провести открытое размещение  эмитируемого объема акций, необходимо  определить состав андеррайтеров,  согласовать с ними цены начальной  котировки акций и размер комиссионного  вознаграждения, обеспечить регулирование  объемов продажи акций в соответствии  с потребностями в потоке поступления  финансовых средств, обеспечивающих  поддержание ликвидности уже  размещенных акций на первоначальном  этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие  имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем  привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.

Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей  эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.

Несомненно, выше обозначенные методы и подходы  к управлению собственным капиталом  являются основополагающими. Однако, при  оценке инвестиционной привлекательности  предприятия первостепенной задачей  при управлении собственным капиталом  является его оценка.

 

2.3 Формы хозяйствующего  субъекта

 

 

Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта - признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта (то есть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или организаций, осуществляющих свою деятельность без  образования юридического лица), фиксирующая  способ закрепления и использования  имущества хозяйствующим субъектом  и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

Организационно-правовая форма - способ закрепления и использования  имущества хозяйствующим субъектом  и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской  деятельности.

К хозяйствующим  субъектам в ОКОПФ относятся  любые юридические лица, а также  организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

  • ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с  заключенным между ними договором  занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в  складочный капитал, а всем принадлежащим  им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность.

Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой  две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.

Общество  с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение — ООО)  учрежденное  одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное  общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей  в уставном капитале общества

Общество  с дополнительной ответственностью — одна из организационно-правовых форм, предусмотренная законодательством  Российской Федерации для коммерческих организаций. Учрежденное одним  или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники  такого общества солидарно несут  субсидиарную ответственность по его  обязательствам своим имуществом в  одинаковом для всех кратном размере  к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Открытое  акционерное общество - форма организации  публичной компании; акционерное  общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции.

Закрытое  акционерное общество — форма  организации публичной компании; акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей  или заранее определенного круга  лиц. Акционеры такого общества имеют  преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано  публиковать отчётность для всеобщего  сведения, если иное не установлено  законом.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия