Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Основные цели курсовой работы, во-первых, систематизировать и исследовать теоретические вопросы и основные методы бюджетирования для повышения эффективности работы организации, рассмотрев для этого следующие основные моменты: основные принципы и функции; подходы к бюджетному планированию; организацию процесса бюджетирования. А во-вторых, рассмотреть проблемы выбранной темы с практической точки зрения, оценив бюджетирование на конкретном предприятии.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. 3
I. Теоретическая часть
1. Финансовое прогнозирование, его содержание и значение …………… 5
2. Понятие, классификация и функции бюджетирования ………………. .14
II. Практическая часть .………………………………………………….. … 29
Заключение ………………………………………………………………………… .51
Использованная литература ……………………………………………. ……….... 52

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.docx

— 332.03 Кб (Скачать файл)

Традиционный метод планирования от достигнутого предполагает анализ полученных результат прошедшего года, и на этом основании расчета будущих  возможностей предприятия.

К основным функциям бюджетирования относят: планирование, координацию  и связь, стимулирование, контроль, оценку и обучение.

Планирование - ключевая функция  бюджетирования. Обычно плановые характеристики вырабатываются ещё во время подготовки основных проектов, а процесс разработки бюджета является лишь детальным  уточнением плановых показателей на ближайший период.

Второй функцией бюджетирования является координация и связь. В  процессе создания бюджета согласовываются  отдельные виды деятельности так, чтобы  все подразделения предприятия  работали слаженно, достигая основных целей организации в целом. При  этом немаловажно произвести маркетинговый  анализ структуры рынка, соотнести  основные производственные характеристики бюджета с запланированным объемом  продаж.

Что касается функции мотивации, то можно сказать, что планирование, составление и исполнение бюджета  является мощным средством для стимулирования руководителей и менеджеров в  осуществлении целей и задач.

Контрольная функция бюджета  представляет собой возможность  отчета о желаемых результатах на момент его формирования. Бюджет является своеобразным эталоном, с которым  сравнивают фактически достигнутые  показатели.

Оценка является продолжением контрольной функции бюджета, так  как отклонения от бюджета, рассчитываемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего текущего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год является одним из главных факторов оценки деятельности предприятия.

Обучающая функция бюджета  проявляется при составлении  бюджетов, способствуя подробному изучению в деталях деятельности всех подразделений  организации и их взаимоотношений. Также эта функция важна для  начинающих руководителей.

Организация бюджетного процесса

Как любая процедура, бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным правилам. Следовательно, в первую очередь  необходимо выработать и утвердить  единые правила, на основе которых и  будет строиться система бюджетирования: методологию, оформление табличных  форм, финансовую структуру и т.д. Следует добиться, чтобы эти правила  заработали. И здесь важную роль играет человеческий фактор.

Регламент бюджетирования, сам бюджет, система мотивации - все  это нужно утверждать внутрифирменными приказами. Таким образом, одна из составляющих бюджетирования - это организационные  процедуры. Немаловажен фактор автоматизации  всего процесса бюджетирования. На больших предприятиях объем информации огромен, а сроки достаточно ограничены.

Бюджет предприятия, как  правило, разрабатывается на определенный временной период, чаще всего на один календарный год. Именно за этот период времени выравниваются сезонные колебания рынка. Без обязательности исполнения в качестве норм некоторые  показатели бюджетов можно рассчитывать на более продолжительный период – три и более лет.

Бюджетный процесс включает в себя три последовательных стадии:

этап разработки проекта  сводного бюджета;

утверждение проекта бюджета  и включение его в структуру  бизнес-плана организации;

анализ исполнения бюджета  по итогам текущего года.

В свою очередь, разработка бюджета включает в себя четыре основные этапа:

1) постановка проблемы  и сбор исходной информации  для разработки проекта бюджета; 

2) анализ и обобщение  собранной информации, расчет научно-обоснованных  показателей экономической деятельности  предприятия, формирование проекта  бюджета; 

3) оценка проекта бюджета; 

4) утверждение бюджета. 

При сборе исходной информации предусматривается ответственность  структурных подразделений по предоставлению информации с целью сходности  показателей.

Бюджет состоит из двух разделов: доходов и расходов. Статья “Доходы” состоит из доходов от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для большинства промышленных предприятий именно этот вид дохода имеет наибольший удельный вес. Он включает в себя:

- доход, полученный в  планируемом периоде за продукцию,  ранее отгруженную, но не оплаченную (дебиторская задолженность);

- доход, полученный за  оплаченную готовую продукцию,  отгружаемую в планируемом периоде  со склада готовой продукции  в соответствии c заключенными контрактами; 

- доход, полученный за  оплаченную в планируемом периоде  готовую продукцию, изготовленную  по плану производства и отгруженную  в соответствии с заключенными  контрактами. 

Прочая реализация включает доходы от реализации оборудования, транспортных средств, недвижимости, прочего имущества  предприятия, доходы, получаемые от участия  в других организациях, от сдачи  имущества в аренду, дивиденды  по акциям, проценты по вкладам, облигациям, векселям.

Вторым разделом бюджета  являются “Расходы”. Одной из основных статей расходов являются “Затраты на производство”. Определение объемов  финансирования по данной статье осуществляется в соответствии с разработанной  экономической моделью, включающей в себя расчеты затрат основных и  вспомогательных производств, общехозяйственных и коммерческих расходов, распределения накладных расходов. Себестоимость товарной продукции определяется исходя из установленного экономической службой плана производства, цен на материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливно-энергетических расходов, расходов на заработную плату, расходов на обслуживание производственного процесса, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, содержание и эксплуатацию средств природы.

Затраты на производство товарной продукции рассчитываются исходя из себестоимости товарного выпуска  по предприятию и изменения (прирост  или снижение) незавершенного производства по изделиям согласно разработанным  в компании методическим материалам.

Общехозяйственные (управленческие) расходы - это расходы на содержание работников аппарата управления и прочего  общезаводского персонала предприятия, транспортное обслуживание их деятельности; эксплуатационные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования, инвентаря  общезаводского назначения; командировочные  расходы; расходы на содержание охраны, на подготовку кадров, на охрану труда; расходы по оплате консультационных, информационных, аудиторских, банковских услуг, услуг других сторонних организаций; отчисления во внебюджетные фонды; установленные законодательством налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Коммерческие (внепроизводственные) расходы - это расходы по сбыту  продукции (упаковка, хранение, транспортировка  до станции или порта отправления  и погрузка, если это включено в  условия поставки), представительские  и рекламные расходы.

Следующим шагом является расчет результатов производственно-хозяйственной  деятельности предприятия без учета  налогообложения, что позволяет  сократить сроки прогнозирования  платежей в бюджеты всех уровней  и, соответственно, уменьшить до минимума издержки, связанные с возможными в этой части ошибками.

К обязательным платежам, отражаемым в бюджете предприятия, относятся  проценты по кредитам, штрафные санкции, пени, дивиденды и проценты по облигациям, выплачиваемые в планируемом  периоде, погашение кредиторской задолженности.

Расчет сроков и сумм выплат процентов за пользование кредитами  и погашения кредитов проводится на основе кредитных договоров с  банками. При этом учитываются возможности  получения новых кредитов в планируемом  периоде и сроки погашения  ранее полученных.

Возврат кредитов и процентов  за пользование кредитами, полученными  предприятием на неотложные нужды, относятся  на себестоимость продукции; источником возврата кредитов, полученных на другие цели, является прибыль предприятия  с учетом действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ и ставки налога на прибыль.

Общая сумма штрафных санкций  складывается из сумм, начисленных  за несвоевременную уплату предприятием налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды, за нарушение сроков перечисления процентов за пользование кредитами  банков, а также штрафов и пеней  за различные нарушения.

Согласно уставу предприятия  в бюджете закладывается величина денежных средств, необходимых для  выплаты дивидендов по акциям и процентов  по облигациям за прошедший период (если такой резерв не был ранее  создан) и средств на выплату дивидендов и процентов на планируемый период на основе прогнозируемой прибыли.

Бухгалтерией предприятия  предоставляется информация о наличии  кредиторской задолженности по поставщикам  и подрядчикам, которая анализируется  и, учитывая финансовое состояние предприятия, по разработанной методике определяется возможность и сроки ее погашения  в бюджете компании.

Прогнозируемая величина капитальных вложений определяется исходя из потребности предприятия  в капитальных затратах в планируемом  периоде, которая рассчитывается в  соответствии с теорией гибкости. При этом учитывается размер амортизационного фонда, и величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При определении величины расходов на приобретение оборудования рекомендуется использовать разработанный на предприятии классификатор оборудования. Соответствие указанного классификатора аналогичному действующему классификатору деталей изделия позволяет уже на этапе предварительного обоснования нового проекта с высокой точностью и достоверностью определить потребность предприятия в новом оборудовании.

Анализируя структуру  этих расходов, учитывая финансовое состояние  предприятия и возможности альтернативного  финансирования (безвозмездные, целевые  средства государственного и местного бюджетов, средства из внебюджетных фондов), определяется возможность выделения  средств на эти цели.

По результатам анализа  затрат на содержание и развитие социальной сферы за прошедший период, учитывая прогнозируемую прибыль предприятия  и льготы, установленные на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, рассчитывается возможная величина средств на покрытие расходов на планируемый  период. На основе стратегического  плана развития предприятия составляется смета на подготовку и переподготовку кадров, расходы по которой в соответствии с финансовыми возможностями  вносятся в бюджет предприятия на планируемый период.

В бюджет предприятия включается сумма средств, направляемая на поощрения  и социальные льготы из фонда потребления, исходя из величины планируемой прибыли  и сметы на предстоящие в планируемом  периоде расходы на поощрения  и социальные льготы.

Представительские расходы  и величина прочих расходов (уплаченные предприятием денежные средства за ведение  реестра акционеров, госпошлина, списание дебиторской задолженности и  другие) планируются на основе проведенного анализа выплаченных сумм в прошедшем  периоде.

При составлении бюджета  предприятия предусмотрено согласование источников получения доходов и  статей расходов. Прибыль, полученная от реализации продукции, и амортизационный  фонд, сформированный от начисления износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, являются целевыми источниками финансирования.

При разработке бюджета проводятся расчеты по прибыли предприятия, т.е. определяется налогооблагаемая прибыль, размер налога на прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, и производится плановое распределение прибыли  по фондам.

Далее на этапе формирования бюджета разрабатываются задачи минимизации налогов, начисляемых  в федеральный и местный бюджеты.

С учетом всех перечисленных  факторов разворачивается итоговая форма бюджета предприятия.

Следующим шагом является корректировка остатков или дефицита средств в бюджете в соответствии с рисками получения денежных средств.

Первая группа рисков - это  общеэкономические риски, связанные  с экономическим и политическим состоянием государства. Сюда входит вероятность  жестких правительственных мер, которые могут вызвать изменения  финансово-экономической деятельности предприятия, налоговая политика, развитие неконтролируемых инфляционных процессов.

Вторая группа рисков - коммерческие риски, т.е. риски, связанные непосредственно  с объектом: отсутствие прибыли у  предприятия, невыполнение обязательств поставщиками, несвоевременная оплата продукции потребителями, перерасход денег, выплата штрафов, уплата дополнительных налогов и сборов, и неполучение  средств из запланированных источников, уменьшение выручки от снижения цен.

Сводный бюджет проходит согласование со службами предприятия, участвующими в его формировании, после чего он предоставляется на рассмотрение правления и на утверждение Совету директоров.

Следующей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия является процесс регулирования, т.е. разработка детального плана реализации бюджета, подготовка приказов и распоряжений по его выполнению, а также внесение дополнений и изменений в ранее  принятые приказы и распоряжения. На основании утвержденного руководством предприятия бюджета строятся ежемесячные планы доходов и расходов, которые утверждаются директором предприятия и являются обязательными для исполнения всеми службами. Через эти планы осуществляется управление затратами на предприятии.

Анализ и контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль в экономическом смысле – это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению Задачи контроля заключаются в том, чтобы с помощью подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования