Финансовая сфера функционирования некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
– рассмотреть особенности финансовой сферы функционирования некоммерческих организаций, выявить специфику их финансовых отношений.
Задачи работы: более глубоко изучить финансовые возможности некоммерческих организаций по достижении их социально-значимых целей и задач; определить возможности социального партнерства государства и некоммерческих организаций с учетом зарубежного опыта; проанализировать формы государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

Однако в российском законодательстве под «социальным партнерством» понимается, к сожалению, только «система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ). В то же время российская правовая действительность, а также опыт зарубежных стран убеждают в обратном, побуждая вкладывать в это понятие более широкий смысл, поскольку в сферу социального партнерства вовлечены не только профсоюзы и работодатели, но все институты гражданского общества, в том числе институт благотворительных организаций [8, с. 139–141].

Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций обусловлена также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях [4].

Социальный заказ для  государственных и муниципальных  нужд как форма взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций.

Примером социального  партнерства государства и некоммерческих организаций может стать социальный заказ для государственных нужд, который некоммерческая организация получает от государства на оказание социальных услуг (например, уход за престарелыми людьми, создание реабилитационных центров для детей-инвалидов и т.д.).

Некоммерческие организации  накопили огромный потенциал интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих ресурсов, которые используются ими в повседневной работе по повышению эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство не может полностью осуществить свою социальную функцию.

Cоциальный заказ – система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе [8, с. 107].

Для неправительственных  некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций социальный заказ является одним из возможных источников формирования имущества для направления его на их уставные цели.

В настоящее время  в действующем законодательстве прямо не предусмотрено государственное финансирование неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют социальные услуги незащищенным слоям населения. Идея патернализма (т.е. системы дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием специального федерального закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5].

Необходимость и эффективность  такой формы взаимодействия государства и некоммерческих организаций, как социальный заказ на оказание социальных услуг, доказан многолетней практикой стран Запада, где деятельность подобных организаций рассматривается как фактор экономического роста и устойчивого развития общества. Будем надеяться, что в скором будущем российские некоммерческие организации смогут в полной мере включиться в «новую» социальную технологию – социальный заказ – на практике [5].

 

3.3 Государственное регулирование  деятельности некоммерческих организаций

 

Некоммерческая сфера  экономики наряду с государством и бизнесом составляют основу системы рыночных отношений.

Развитие рыночного хозяйства  и его функционирование не может  осуществляться без участия некоммерческих организаций. Они способствуют решению многих социально-экономических проблем в области образования, здравоохранения, культуры, экологии, благотворительности и других областей.

По данным Костромастата, число некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Костромской области на 1 января 2009 г. за истекший год составляет 416. Общее количество зарегистрированных некоммерческих организаций по состоянию на 31.12.2008 составляет 5234, что показывает высокую активность граждан в решении социальных задач по снижению уровня бедности, безработицы, преступности и других социальных проблем. Однако в настоящее время оценить вклад некоммерческих организаций в экономику страны достаточно сложно, так как отсутствуют соответствующие статистические показатели.

 

Рис. 2. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2008 г. на территории Костромской области

 

На аналогичный период прошлого года число зарегистрированных некоммерческих организаций за год составило 208. Таким образом, можно наглядно посмотреть динамику роста некоммерческих организаций.

По данным Федеральной  регистрационной службы число общественных объединений, политических партий и прочих некоммерческих организаций, зарегистрированных в России на 1 января 2008 г. составляет 128997, в т. ч. зарегистрировано в 2005 г. – 4998, в 2006 г. – 5096, в 2007 г. – 5718 организаций. Число зарегистрированных религиозных организаций за тот же период времени составляет 22866 [9, с. 65].

 

 

 

Рис. 3. Структура некоммерческих организаций, зарегистрированных в 2007 г. на территории Костромской области

 

Анализируя данные, можно констатировать факт, что количество некоммерческих организаций в последние годы незначительно, но стабильно увеличивается, а следовательно становится понятно, что некоммерческие организации оказывают немаловажное влияние на развитие всей системы народно-хозяйственного комплекса. Вследствие этого появляется необходимость в государственном регулировании деятельности некоммерческих организаций.

Деятельность некоммерческих организаций  в настоящее время контролируется государством (его контрольные функции закреплены в законодательных и нормативных актах), Федеральным казначейством (если речь идет о бюджетных средствах), а также аудиторами и аудиторскими организациями, которые проводят финансовый контроль.

К элементам системы  контроля деятельности негосударственных  некоммерческих организаций можно отнести:

– законодательное и нормативное регулирование;

– ревизию Федерального казначейства;

– аудиторские проверки;

– контроль со стороны финансирующих организаций.

Одной из основных форм контроля деятельности некоммерческих организаций на современном этапе можно признать использование их отчетности, которая составляется как для государственных органов, так и для финансирующих организаций. Виды отчетности различны по названию и содержанию, а ее состав часто зависит от организационно-правовой формы, в которой создана некоммерческая организация.

В настоящее время предусмотрены следующие формы отчетности (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 32):

– некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством РФ;

– структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых на территории РФ программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.

Состав отчетности.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:

– из бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

– пояснительной записки.

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств).

Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.

Некоторые некоммерческие организации с 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения и отказались от ведения бухгалтерского учета методом двойной записи. Следовательно, они освобождены от составления годовой бухгалтерской отчетности. В этих случаях они могут представить в налоговую инспекцию только отчетность в виде декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и книги учета доходов и расходов [1].

Отчет по целевому проекту. Финансирующие (донорские) организации в основном интересуются исполнением профинансированных ими проектов. При составлении содержательного и финансового отчетов по целевому проекту следует учитывать нормы и правила, разработанные и предписанные донором. К донорским организациям, которые могут быть заинтересованы в пользовании отчетностью по целевым проектам и программам, относятся российские государственные учреждения (средства бюджетов любого уровня), коммерческие фирмы, негосударственные некоммерческие организации, правительства иностранных государств, зарубежные и международные благотворительные организации, в том числе фонды.

Целями изучения донорскими организациями отчетности некоммерческих организаций могут быть:

  • оценка эффективности расходования целевых средств и реализации целевого проекта или программы;
  • определение соблюдения некоммерческой организацией специфических процедур или правил, которые предписаны финансирующей (донорской) организацией;
  • определение финансового состояния некоммерческой организации.

В первых двух случаях  доноров интересует следующая информация:

  • данные о ходе реализации целевого проекта или программы;
  • содержательные отчеты руководителя организации и (или) проекта;
  • финансовая отчетность НКО по целевому проекту или программе.

В последнем случае доноры интересуются внешней финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации.

Особое место в составе отчетности некоммерческих организаций занимает содержательный отчет по целевому проекту. Формы этого отчета также нередко разрабатывают донорские организации. Как правило, отчет содержит номер и название проекта, сроки его проведения. В нем описываются политические, социальные и экономические условия проведения проекта, ход реализации проекта и цели, которые были достигнуты в результате его проведения, приводятся анализ проделанной работы и комментарии руководителя проекта [1].

По мнению М.В. Батуриной, далеко не все формы отчетности помогают в составлении мнения о деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Прежде всего следует устранить повторы, что, возможно, имеет место в ст. 29 Закона об общественных объединениях. Кроме того, эксперты, которые работают в некоммерческом секторе, давно ставят вопрос о содержательности финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Информация о работе Финансовая сфера функционирования некоммерческих организаций