Финансовая сфера функционирования некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
– рассмотреть особенности финансовой сферы функционирования некоммерческих организаций, выявить специфику их финансовых отношений.
Задачи работы: более глубоко изучить финансовые возможности некоммерческих организаций по достижении их социально-значимых целей и задач; определить возможности социального партнерства государства и некоммерческих организаций с учетом зарубежного опыта; проанализировать формы государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

Некоммерческие организации  производят для населения особые услуги – «общественные блага», обладающие двумя фундаментальными качествами, обуславливающими специфику финансирования процесса их производства и реализации. Это свойства «неконкурентности» и свойство «неисключаемости» [10, с. 11].

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд отличий  от финансов предприятий и организаций коммерческой сферы.

Особенности организации  финансов некоммерческих организаций  как самостоятельных хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается в уставных документах и подчинена достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических лиц – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых или квартальных бюджетов доходов и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.

Некоммерческая организация  не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме  компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Как и другие хозяйствующие  субъекты, некоммерческая организация  ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.

Размеры и структура  дохода некоммерческой организации, а  также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны.

Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций  имеют различия по следующим направлениям:

1) формирование первоначального  капитала (имущества и денежных средств);

2) процедура создания  юридического лица;

3) порядок осуществления  хозяйственной деятельности;

4) реализация права  собственности на имущество;

5) порядок распределения  прибыли;

6) порядок управления  юридическим лицом;

7) объем и порядок  ответственности по своим обязательствам  перед третьими лицами;

8) порядок ликвидации  юридического лица.

Финансы коммерческих организаций  основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление  предпринимательской деятельности:

1) самофинансирование;

2) самоокупаемость;

3) саморегулирование;

4) материальная и финансовая  ответственность;

5) коммерческая тайна.

Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер  расходования денежных фондов  на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);

3) затратность, убыточность  деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный контроль, отсутствие  коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;

5) подотчетность лицу – источнику финансирования;

6) реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;

7) моральная и социальная  ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности [10, ст. 12–13].

 

 

Таблица 1. Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций

Вид некоммерческой организации

Учредители, участники, члены

Ведение предпринимательской деятельности

Наличие субсидиарной финансовой ответственности

Возврат вклада

1. Общественные объединения:

физические лица

Самостоятельно, либо через учреждение коммерческих предприятий

Отсутствует

Нет

1) общественные организации;

Физические лица

     

2) общественное движение;

 

Как правило не ведется

Отсутствует

Нет

3) общественный фонд;

Физические и юридические лица

Через учреждение коммерческих предприятий

Отсутствует

Нет

4) общественное учреждение

Государственные и муниципальные органы, общественные объединения

Осуществляет

Несут

Да

2. Некоммерческое партнерство

Физические и юридические лица

Осуществляет

Отсутствует

Да

3. Автономная некоммерческая организация

Физические и юридические лица

Осуществляет

Отсутствует

Нет

4. Ассоциации и союзы

Юридические лица

Осуществляет

Отсутствует

Нет


 

Финансовые отношения  некоммерческих организаций возникают  по следующим основаниям:

1) между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой  организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;

5) между некоммерческой  организацией и ее сотрудниками  по поводу выплаты заработной  платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой  организацией и коммерческим  банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой организацией и коммерческими организациями в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

3.2 Гранты как  источник финансирования некоммерческих  организаций. Социальный заказ для государственных и социальных нужд

 

Государственный и муниципальный грант как форма социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций.

Активно развивающиеся  институты российского гражданского общества побуждают государство к тесному взаимодействию с неправительственными некоммерческими организациям, основной целью деятельности которых является решение острых социальных проблем. Государство заинтересовано в стимулировании деятельности этих организаций и все чаще обращается к такому правовому механизму распределения бюджетных средств, как гранты. Государственные и муниципальные гранты представляют собой выделенные соответственно из государственного и местного бюджета денежные средства, которые безвозмездно передаются неправительственным некоммерческим организациям для реализации разработанных ими социальных программ.

Благотворительные гранты – благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме (Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Этот закон относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций.

Грантополучатель в  общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.

В виду того, что грант  прочно вошел в практику взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями, а также этих организаций между собой, российское гражданское законодательство остро нуждается в системной разработке правовых норм, позволяющих регулировать складывающиеся обязательственные правоотношения по передаче гранта [4].

Целями выделения гранта могут быть осуществление конкретных программ в области образования, науки, искусства, культуры, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан и проведение конкретных научных исследований.

Формой гранта являются денежные средства или иное имущество, он предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основах, получатель гранта должен вести раздельный учет целевого использования гранта с обязательным предоставлением грантодателю отчета о таком использовании.

В соответствии с правилами  грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц.

Неправительственные некоммерческие организации являются специализированными профессиональными субъектами гражданского права в осуществлении ими деятельности, направленной на благо всего общества. В гражданском обороте они выступают от собственного имени.

Получателем гранта является неправительственная некоммерческая организация, созданная для достижения общественных благ. На сегодняшний день измерить вклад неправительственных некоммерческих организаций в развитие социальной сферы не представляется возможным, так как нет соответствующих статистических показателей. Участие подобного рода организаций в решении проблем социальной сферы характерно и для зарубежной практики. По данным некоторых неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в России, около 60 тыс. подобных организаций ежегодно оказывают различные виды социальной поддержки 20 млн. гражданам, привлекают 300 млн. долларов внебюджетных средств и предоставляют 2 млн. рабочих мест [2, с. 149–150]. Приведенные выше показатели дают основание многим западным исследователям рассматривать деятельность неправительственных некоммерческих организаций как фактор экономического роста и устойчивого развития общества.

В законодательстве большинства  западных государств предпочтение в  оказании социальных услуг отдается именно добровольческим организациям, а не государственным структурам, оказывающие аналогичные услуги. Например, в Парламенте Великобритании в соответствии с принятыми в 90-х гг. XX в. актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном медицинском уходе функции добровольческих организаций и государственных структур в социальной сфере были четко разделены. Департаменты здравоохранения, а также социальные службы, которые являются государственными структурами, были признаны покупателями социальных услуг, а добровольческие организации, так называемый «независимый сектор» – их поставщиками. Теперь к полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием взаимодействия государственных органов и «независимого сектора» в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии являются специальные договоры, которые содержат принципы такого взаимодействия, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций [4].

Накопленный в зарубежных странах положительный опыт правового  обеспечения социального взаимодействия государства и неправительственных некоммерческих организаций, с точки зрения А.А. Кумаритовой, может и должен быть учтен в отечественном законодательстве. В первую очередь это касается разработки и принятия федерального закона о взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов с неправительственными некоммерческими организациями в социальной сфере. В этом федеральном законе, считает А.А. Кумаритова, необходимо предусмотреть правовые принципы, порядок и формы социального взаимодействия (сотрудничества) государственных органов и некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, а также их взаимную ответственность за неисполнение своих обязательств. Необходимость в принятии такого рода федерального закона вытекает из ст. 7 Конституции РФ, в которой Российская Федерация провозглашается «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что формирование и реализация социальной политики государства потребуют от него активного взаимодействия (сотрудничества) со всеми институтами гражданского общества, в том числе с институтом неправительственных некоммерческих организаций. А.А. Кумаритова считает, что такое взаимодействие (сотрудничество) должно строиться только в рамках гражданско-правовых отношений (т.е. горизонтальных отношений), основанных на равенстве участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности, а на властном подчинении одной стороны другой (т.е. вертикальных отношений). Преимущество использования договорных форм социального взаимодействия (сотрудничества) государства и неправительственных некоммерческих организаций перед административным (односторонним) порядком распределения бюджетных средств проявляется в том, что договорные обязательства предполагают взаимную ответственность сторон за неисполнение принятых на себя обязательств и повышают эффективность расходования выделенных государством средств из соответствующего бюджета, так как такие договора заключаются на основании проведенного конкурса. Из этого следует, что неправительственные некоммерческие организации могут и должны быть социальными партнерами государства в достижении им общественных благ.

Информация о работе Финансовая сфера функционирования некоммерческих организаций