Дивидентная политика предприятия РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данного исследования также подтверждается тем, что опыт большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым оценкам, «не менее 60-70% акционерных капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок».

Файлы: 1 файл

1.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

- в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами.

По прекращении вышеуказанных  обстоятельств общество обязано  выплатить акционерам объявленные  дивиденды.[6]

2. Ограничения контрактного  характера

Во многих странах  величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами  в том случае, когда коммерческая организация хочет получить долгосрочную ссуду. Для того чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет.

3. Ограничения в связи  с недостаточной ликвидностью

Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или  денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая организация  может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.

4. Ограничения в связи  с расширением производства

Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с  проблемой поиска финансовых источников для целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения

дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с  относительно невысокими темпами роста - - для обновления материально-технической  базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства.

5. Ограничения в связи с интересами  акционеров

Как было отмечено выше, в основе дивидендной  политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного  дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, Совет директоров компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

6. Ограничения рекламно-информационного характера

В условиях рынка информация о дивидендной  политике компаний тщательно отслеживается  аналитиками, менеджерами, брокерами  и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.

Курсовая цена акций и дивидендная  политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной  зависимости не существует. Выше отмечалось, что разумная дивидендная политика может способствовать снижению колебания курсовой цены. Курсовая цена складывается под воздействием различных случайных факторов. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях могут оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций. Операция дробления акций, называемая также их расщеплением или сплитом, не относится непосредственно к форме выплаты дивидендов, однако она может влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую стоимость акций. В литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту капитализированной стоимости компании ввиду повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных акционеров. Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции которых со временем значительно повышаются в цене. Многие компании стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, поскольку это может отразиться на их ликвидности. Следует отметить, что эти методики имеют одну общую негативную черту — они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску новых ценных бумаг. Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это не запрещено законом, могут быть различными. В частности, акции в портфеле компании нужны для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании; для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и др. В определенной степени эта операция оказывает влияние на совокупный доход акционеров. Помимо права компании выкупить свои акции, у нее существует и обязанность.

В соответствии с Федеральным законом  «Об акционерных обществах» акционерное  общество обязано выкупить акции, принадлежащие акционерам по их требованию в следующих случаях:

- реорганизации общества или  совершения крупной сделки, решение  об одобрении которой принимается  общим собранием акционеров, если  они голосовали против принятия  решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;

- внесения изменений и дополнений  в устав общества или утверждения  устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если  они голосовали против принятия  соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.

Таким образом, компания должна выбрать  такую дивидендную политику, которая  бы удовлетворяла и саму компанию и её акционеров.

1.4 Основные показатели  дивидендных выплат зарубежных  компаний

Среди используемых западными компаниями дивидендных стратегий наиболее известными являются следующие:

1. Стремление к некоторому постоянному  отношению дивидендов к чистой  прибыли (за вычетом дивидендов  по привилегированным акциям) Div/E = const. Существенным недостатком этой стратегии является жесткая привязка к такой изменчивой величине, как чистая прибыль. В случае ухудшения конъюнктуры или принятия неверных инвестиционных решений дивиденды приходится сокращать, что негативно сказывается на стоимости акций. Другой недостаток этой стратегии заключается в том, что менеджеры могут влиять на денежные потоки, манипулируя бухгалтерской отчетностью. Как видно из таблицы 1.2 в период с 2000 по 2005 год для американских компаний это соотношение составило всего около 32,1%, что является минимальным значением с 1957 года. В среднем коэффициент Div/E колеблется около уровня 51%, при этом наблюдается его большой разброс, из чего следует, что это отношение не является основным при проведении долгосрочной дивидендной политики.

2. Стремление к некоторому постоянному  значению дивидендного дохода Div/P = const. По сравнению с предыдущим  коэффициентом Div/P еще более изменчив. Максимального значения 4,08% он достиг  в 70-е годы прошлого столетия, а минимального 1,15% - в 2000-2005 гг. Средний дивидендный доход, равный 3,48% (в 90-е годы 2,47%), значительно меньше средней доходности вложений в акции (около 8% за 49 лет). Наличие стабильного, гарантированно положительного дохода существенно уменьшает разброс цен - акции с большим уровнем дивидендного дохода менее изменчивы в цене. По всей видимости, этот коэффициент играет еще меньшую роль в дивидендной политике, чем Div/E, хотя также является важным показателем.

3. Стремление к некоторому постоянному  значению дивидендов на акцию  D.P.S. = const. Среднее значение равно 1,18% (таблица 1.3). Максимальное значение достигло в 2005 году 1,45%

Скорее всего, именно эта стратегия  является наиболее популярной у западных корпораций ввиду ее простоты и наглядности  для неискушенного инвестора. Западные нефтяные компании выплачивают на обыкновенную акцию в среднем от одного до трех долларов в год.

4. Показатель Р/Е, представляющий  отношение цены акции к прибыли  (в расчете на одну акцию). Среднее  значение равно 16,16%, максимальное  значение составило 28,01% в период с 2000 по 2005 год.

5. Стратегия гарантированного минимума  плюс дополнительные дивиденды.  При такой стратегии компании  могут увеличивать размер дивидендов  на акцию в случае непредвиденного  роста прибыли, однако стараются  не сокращать их независимо от конъюнктуры. При этом дополнительные дивиденды не должны выплачиваться слишком часто, иначе рынок практически перестанет реагировать на них.

6. Выкуп акций или, наоборот, выплата дивидендов акциями.

Здесь компании не связаны долгосрочными  коэффициентами, а принимают, по сути, инвестиционные решения. Акции, как правило, выкупаются при наличии свободных денежных потоков и отсутствии новых прибыльных проектов, особенно если они перед этим резко упали. Наоборот, выплачивать дивиденды акциями имеет смысл, если они переоценены и за отчетный период практически не выросли в цене, тогда как деньги нужны на реализацию перспективных проектов.

Таблица 1.3. Дивидендная политика крупнейших западных нефтегазовых компаний

 

В первой главе были рассмотрены  сущность дивидендной политики, теории дивидендной политики, основные типы дивидендной политики, ограничительные  факторы, влияющие на дивидендную политику, предпочтения зарубежных компаний при выборе дивидендной политики, в результате чего были сделаны следующие выводы:

1) Источниками выплаты  дивидендов могут выступать: чистая  прибыль отчетного периода и  специальные фонды, созданные  для этой цели (последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества).

2) Компания не вправе  объявлять и выплачивать дивиденды  до полной оплаты уставного  капитала, до выкупа всех акций,  которые должны быть выкуплены в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», если компания отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или если указанные признаки появятся в результате такой выплаты.

3). Западные компании  при выплате дивидендов придерживаются стратегии «стремление к некоторому постоянному значению на акцию» D.P.S. В России пока не уделяется достаточного внимания вопросам выплаты дивидендов, а при выплате используется остаточная дивидендная политика, которая строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей компании. Дивидендная доходность российских эмитентов (1,5-4%) все еще остается существенно ниже, чем на развитых рынках капитала (4-10%).

 

Глава 2. Анализ дивидендной политики ОАО «РЖД» 

 

2.1 Анализ развития  отрасли и динамики стоимости акций

Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим  звеном единой экономической системы  и самым доступным транспортом  для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.

Железные дороги в России существуют почти 170 лет.

ОАО «РЖД» учреждено  Правительством РФ – постановление  Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585 «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги[7]». Создание компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года №384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте[8]» и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли.

Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня  она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.

Миссия компании состоит  в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности  деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

11 декабря 2006 года Совет  директоров ОАО «РЖД» утвердил  Кодекс деловой этики открытого  акционерного общества «Российские  железные дороги». Кодекс устанавливает  принципы и нормы поведения должностных лиц и других работников Компании, определяет правила взаимоотношений внутри Компании, а также взаимоотношений с акционером Компании, органами власти, юридическими и физическими лицами. Положения кодекса разработаны с учетом миссии и корпоративных ценностей Компании

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых  железнодорожным транспортом, а  также извлечение прибыли. ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании:

·  увеличение масштаба транспортного бизнеса;

·  повышение производственно-экономической эффективности;

·  повышение качества работы и безопасности перевозок;

·  глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

Информация о работе Дивидентная политика предприятия РЖД