Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Раздел охватывает полный набор облагаемых доходов и вычетов в сфере предпринимательской деятельности, включая систему амортизации, что ранее отсутствовало, а также положение по переносу убытков, понесенных в результате экономической деятельности в счет будущих доходов. Совместно с разделом "Налог на прибыль", данный раздел устраняет двойное налогообложение доходов по дивидендам.

Раздел несложен для выполнения администрирования. Требования, предъявляемые к ведению отчетности, пересмотрены с целью уменьшения затрат времени как налогоплательщиков, так и Госналоговой инспекции, что одновременно обеспечит возможность для Госналоговой инспекции взыскивать налоги на более справедливой основе. Также предусматривает централизованную систему проведения платежей подоходного налога, включая удержание. Это вдвойне выгодно как налогоплательщикам, так и для Госналоговой инспекции. Во-первых, устраняется необходимость дальнейшего развития и содержания неэффективной системы ранее действовавшего закона, основанной на использовании "Книжки налогоплательщика". Во-вторых, информация, предоставляемая предложенной системой, расширяет возможность проверок для Госналоговой инспекции. В-третьих, ресурсы, как налогоплательщика, так и Госналоговой инспекции более не будут затрачиваться впустую, в попытке привязать налоговое обязательство к конкретной налоговой инспекции, где зарегистрирован налогоплательщик.

Расширение базы подоходного налога, будет способствовать росту дополнительных доходов, которые могут быть использованы для сокращения ставок, уменьшая, таким образом, наносимый ущерб и расширяя в свою очередь базу дальнейшего сокращения ставок до возможно низкого уровня. Административные реформы сократят возможность уклонения от уплаты налога и последовательно приведут к увеличению доходов, расширяя базу посредством более строгого исполнения налоговых обязательств.

При этом следует учитывать, что демократическое общество развивается там, где есть справедливость и прогрессивность. Данный налоговый режим необычен по двум причинам. Прежде всего, он обязывает платить налоги даже людей, живущих за чертой бедности, во-вторых, он основан на "минимальной заработной плате". Необходимо установить реальные пределы дохода, которые можно автоматически менять согласно национальному индексу инфляции. Следует установить минимальный порог (прожиточный минимум), ниже которого не будут уплачиваться налоги.

Самая высокая ставка налога для предприятий - это налог Соцфонда: 25% отчислений за счет работодателя и 8% за счет служащего. Этот налог является основным препятствием для роста уровня занятости и новых инвестиций. Однако Правительство придерживается также политики, что Соцфонд должен быть хозрасчетным, т.е. общие доходы не должны заменять налоговых платежей Соцфонда.

Сам по себе принцип конкурентности требует гораздо более низкой ставки налога Соцфонда. Ставка налога должна быть приближена к таковой, существующей в Соединенных Штатах, когда ставка пенсионного взноса равна 8,4%.

Нужна скоординированная политика сокращений платежей и налоговых ставок. Фискальное значение налога на прибыль в странах с развитой рыночной экономикой не столь велико. Он используется в качестве инструмента, стимулирующего деловую активность корпораций. Так, доля налога на прибыль в общей сумме налоговых поступлений в 2005 г. составила: в Великобритании 12%, Греции 5%, Дании 4%, Испании 9%, Италии 10%, Канаде 9%, США 9%, Германии 6%. Тенденция повышения налоговых ставок в рамках осуществления фискальной функции при обложении имеет свои пределы. Мировой опыт свидетельствует: изъятие у налогоплательщика до 30% его дохода - вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же ставки налогов достигают достаточно высокого уровня (изъятие более 40-50% доходов предприятий и населения), это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. В результате этого уменьшается прибыль, и соответственно снижаются налоговые поступления в бюджет.

Существуют также значительные административные проблемы, связанные с этим налогом. Замечено, что налог на прибыль юридических лиц является налогом по совести, так как от него легко уклоняются. Отмечается также, что данный налог приносит довольно небольшой объем дохода, приблизительно 1,3% ВВП.

Основной целью раздела "Налог на прибыль" является устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом разделе упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.

Принятие единой ставки налога на прибыль в размере 20% вместо ранее действовавших различных ставок. Принципиально новым по налогу на прибыль по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50 процентов в зависимости от видов деятельности, является внедрение концепции, предлагающей равноправие" всех объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 20 %). Это позволит упорядочить контроль и учет налоговых органов и предприятий.

Включение в состав расходов, связанных с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее не включаемых). Главное внимание здесь уделяется уточнению состава затрат, и в первую очередь - амортизационным. Эти отчисления должны стать реальным источником для восстановления производственных фондов предприятия. Одним из важных моментов, облегчающих положение убытков прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства сроком до пяти лет. Применение увеличенных коэффициентов амортизации позволит хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно обновить свой производственный потенциал.

В практической деятельности применение Налогового кодекса позволяет выявить ряд нерешенных проблем. Так, отдельные отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения.

Кроме того, в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Кыргызской Республике возникла необходимость освобождения от налога на прибыль доходов, полученных от операций (владения, продажи, распоряжения и других видов) с государственными ценными бумагами.

Необходимо также отметить, что закон об иностранных инвестициях (статья 20), относящийся к льготному налогообложению деятельности иностранных инвесторов в республике, продолжает оставаться в силе.

По налогообложению дивидендов и процентов Налоговый кодекс устанавливает разный подход к иностранным и отечественным предприятиям. Так, налогоплательщики-резиденты налогам на проценты облагаются по ставке 5 %, а налогом на дивиденды не облагаются. В то же время налогоплательщики-нерезиденты налогам на проценты и дивиденды облагаются по ставке 10 %. В связи, с чем в ближайшей перспективе следует рассмотреть вопрос выравнивания ставок налога на проценты и дивиденды.

Расширение налоговой базы по данному и другим видам налогов в сочетании с административными реформами принесет дополнительные доходы, которые могут быть затем использованы для сокращения ставок налога.

Устранение налога ЧС и дорожного налога окажет положительное воздействие на прибыль корпораций и прямое влияние на сбор дохода в рамках налога на прибыль юридических лиц.

Налог на добавленную стоимость является основным косвенным налогом, и в его основе, в соответствии с Налоговым кодексом, лежит принцип пункта назначения, т.е. налог на товары и услуги взимается при пересечении таможенной границы. В отношении же государств-участников СНГ, в соответствии с международными соглашениями, по-прежнему будет сохранен принцип страны происхождения. Налогом на добавленную стоимость облагаются поставки и импорт по ставке 20%. Облагаемой стоимостью поставки является общая сумма, уплачиваемая или подлежащая уплате всеми субъектами такой поставки за вычетом НДС. В тех случаях, когда оплата производится в натуральном выражении, облагаемая стоимость включает в себя рыночную стоимость товара, работ и услуг. Облагаемой стоимостью импорта товара является их таможенная стоимость, включая любой тариф, применяемый к этим товарам. Облагаемая стоимость импорта также включает все транспортные, страховые, другие расходы, связанные с импортом товаров, и общую сумму всех сборов, пошлин и налогов, подлежащих уплате при экспорте этих товаров из государства-экспортера или при импорте.

С введением Налогового кодекса ставка налога на добавленную стоимость не изменилась, однако сильно повлияло на законодательную базу и позволяет улучшить администрирование данного налога. В этом направлении действует, например, введение счетов-фактур по НДС, регистрация плательщиков НДС. Необходимо отметить, что, с одной стороны произошло расширение налоговой базы за счет некоторых, ранее освобожденных от НДС секторов экономики (госбюджетные организации, коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.). С другой стороны, налоговая база уменьшилась вследствие введения зачета НДС, уплаченного при покупке основных средств.

В настоящее время в Налоговый кодекс внесено ряд поправок, к их числу следует отнести:

  • освобождение сельского и коммунального хозяйства от НДС, а также исключение сумм акцизов и таможенных тарифов из налоговой базы; установление порядка, при котором хозяйствующие субъекты, общий годовой оборот которых не превышает установленного Правительством республики регистрационного порога (на сегодня это 100 тыс. сомов), не являются плательщиками НДС;
  • установление порядка, при котором налоговое обязательство по НДС возникает при оплате за поставку товара, а при его отгрузке, что ужесточило требование финансовой дисциплины при осуществлении поставок, направленных против роста дебиторов.

Наработанная в мире практика показывает, что, учитывая природу этого налога, количество освобожденных от него необходимо свести к минимуму. Ведь освобождение от НДС фактически означает, что производитель освобождается от его уплаты в бюджет, но он должен платить начисляемый налог в составе приобретаемых им производственных ресурсов и товаров. И такой производитель не может претендовать на то, чтобы сумма НДС была зачтена им, так как не имеет права взимать налог с покупателя. Приобретая производственные ресурсы с уплатой налога на добавленную стоимость, он должен включать его в издержки производства. Это увеличивает цену продукции. Если же производитель не может повысить цену своей продукции, он должен сократить расходы на факторы производства, иначе получит меньше прибыли. Таким образом, предприятию необходимо увеличивать цену продукции или снижать размер прибыли либо производственные расходы. В первом случае НДС влияет на потребление, во втором - на производство.

Кроме того, существуют особые категории налогоплательщиков, к числу которых относятся малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, предприятия торговли и общественного питания. Они освобождены от НДС, так как уплачивают в бюджет единый налог или налог на валовой доход. Однако они становятся косвенными плательщиками НДС при покупке производственных ресурсов и товаров, так как обязаны включать сумму НДС в стоимость реализуемой продукции. В свою очередь производители при приобретении товаров у особой категории плательщиков также обязаны исчислять и уплачивать налог с полного оборота по реализации производственной продукции. То есть налоговое бремя освобожденных от НДС переносится на последующее звено - производителей, являющихся плательщиками НДС. В результате предприятия-налогоплательщики по возможности стараются избегать закупок у освобожденных от НДС предприятий, что создает неравные условия конкуренции на рынке.

В развивающейся экономике налог на добавленную стоимость часто сложно администрировать, а это неизбежно приводит к уклонению от налогообложения и коррупции. Например, согласно части 3 статьи 147 следующие импортные товары освобождаются от НДС: медикаменты в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Кыргызской Республики; учебные пособия и школьные принадлежности; научные издания; детское питание. При этом местное производство не освобождается от НДС, поэтому целесообразно импортировать, а тем самым вносить "вклад" в ухудшение торгового баланса и развитие собственного производства. Кроме того, "при уплате НДС в бюджет облагаемым субъектам предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания облагаемых поставок, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. При этом не подлежат зачету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные или подлежащие уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от уплаты НДС" (статья 121, порядок зачета налога на добавленную стоимость). Это противоречит международной практике и означает, что "освобожденные поставки" являются предметом для скрытого налога без какого-либо зачета.

Налоговые льготы не отвечают общим принципам налогообложения, согласно которым система должна основываться на широкой базе, должны быть справедливыми, прозрачными и упрощенными.

В частности, льготы приводят к образованию победителей и потерпевших в налоговой системе и при этом требуются значительные усилия в плане администрирования, чтобы обеспечить законопослушание. Система была бы более эффективной при условии устранения налоговых льгот из налогового законодательства и обеспечения прямых дотаций тем налогоплательщикам, которым Правительство хочет оказать помощь. Льготы сокращают бюджетные поступления организации, которые вовлечены в различные виды деятельности, могут прибегнуть к использованию доходов не должным образом в тех областях, на которые распространяются льготы. Тем самым капиталы и ресурсы могут быть направлены в те отрасли, которые пользуются льготами, а не туда, где они действительно нужны.

Отмена льгот по НДС безусловно не может быть проведена в единовременном порядке, должна происходить в результате поэтапного проведения реформы. Такой подход необходим для того, чтобы те, кто сегодня пользуется льготами, имели возможность приспособить свою деятельность к такой перемене.

Следуя принципам, которые требуют, чтобы налоговая система имела широкую базу, упрощенную, с наименьшими налоговыми ставками, необходимо включить сельхозпродукцию в базу НДС, устраняя тем самым необходимость в фиксированном зачете для переработчиков сельхозпродукции. Также должна быть изменена и вся система, которая ставит фермеров Кыргызстана в невыгодное положение.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост