Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Содержание

Введение……………………………………………………………………

 

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

 

1.1 Теория фискальной  политики: дефиниции и классификация.....

1.2 Инструменты бюджетно-налоговой  политики и их влияние на  рост и развитие национальной  экономики………………...……... 

1.3 Опыт зарубежных стран  в формировании и реализации  бюджетно-налоговой политики………...……………………….... 

 

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост. 

2.1 Особенности формирования  бюджетно-налоговой политики в  КР……………………………………………………………………… 

2.2 Анализ влияния фискальной  политики на рост и развитие  экономики КР………………………………………………………. 

 

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР. 

 

Заключение………………………………………………………………... 

 

Список литературы…………………...………………………………....... 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.  Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны,  поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

В данной работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели и структуру, а также ее влияние на экономический рост страны. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

 Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования экономикой.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Анализ налогово-бюджетной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы:

Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.

Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.

В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.

Итак, целью данной дипломной работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике Кыргызстана, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы. В работе также освещены проблемы, связанные с проведением и оценкой эффективности фискальной политики.

Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом

1.1 Теория фискальной  политики: дефиниции и классификация

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и бюджетно-налоговый механизмы.

Бюджетно-налоговая система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной  «кровеносной   артерией»1    финансово-бюджетной   системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.2 «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»3, – подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим  трудом создающие материальные  и нематериальные блага и получающие  определенный доход;

- «хозяйствующие  субъекты» владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионные сборы и др.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства в соответствии в Налоговым кодексом в установленном порядке, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях4.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития. Формирующиеся при создании и использовании стоимости. Это определяет объективный характер основных экономических законов. Система налогообложения строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства. Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов: возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета.

Главная    функция   налоговой   системы, – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета).

Государственный бюджет – объективно обусловленная экономическая форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, возложенных обществом на органы государственной власти и местное самоуправление5. Экономическое содержание государственного бюджета характеризуется денежными отношениями, возникающими у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями по поводу перераспределения национального дохода (частично — и национального богатства) в связи с необходимостью реализации экономических, социальных и политических интересов граждан, муниципальных и региональных сообществ, государства в целом. Бюджетные отношения — неотъемлемая часть экономической структуры общества, поскольку именно благодаря им создается материально-финансовая база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая финансирование общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране общественного порядка, упрочению национальной безопасности и др.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни управления (федеральный, региональный, муниципальный). На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социального обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом из исторических этапов его развития.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетных фондах, формируемых каждым органом публичной власти. Совокупная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.д. При формировании всех видов бюджетов учитываются приоритеты, вытекающие из полномочий соответствующего уровня власти и содержания проводимой бюджетной политики, нацеленной на решение конкретных задач. От того, насколько тщательно взвешены приоритеты бюджетной политики и насколько полное отражение находят они в конкретных показателях бюджетных доходов и расходов, зависит баланс интересов общества, социальное спокойствие и даже целостность государства.

Принципы функционирования бюджетной системы можно представить рис. 1.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Кыргызской Республики и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти КР, государственной власти субъектов КР и местного самоуправления.


Рис. 1. Схема принципов функционирования бюджетной системы

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных и представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого 
    уровня бюджетной системы;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств, источники финансирования дефицита соответствующих 
    бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных 
    в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов 
    над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, кроме случаев, связанных с изменением законодательства.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост