Бюджетно-налоговая политика и экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:05, дипломная работа

Описание работы

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства и ее связи с экономическим ростом.

1.1 Теория фискальной политики: дефиниции и классификация......
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики и их влияние на рост и развитие национальной экономики………………...……...
1.3 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики………...………………………....

ГЛАВА II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.
2.1 Особенности формирования бюджетно-налоговой политики в КР………………………………………………………………………
2.2 Анализ влияния фискальной политики на рост и развитие экономики КР……………………………………………………….

ГЛАВА III. Вопросы совершенствования фискальной политики в КР.

Заключение………………………………………………………………...

Список литературы…………………...……………………………….......

Файлы: 1 файл

Дипломка Айчурек.doc

— 770.50 Кб (Скачать файл)

Со времени Л. Эрхарда в Германии укоренились следующие принципы, на которых строится бюджетно-налоговая политика:

- затраты на взимание  налогов должны быть минимально необходимыми;

- налоги не должны  препятствовать конкуренции;

- налоги должны быть  нацелены на более справедливое  распределение доходов;

  • система должна строиться из уважения к частной жизни человека.

В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано. Налоговая система должна исключать двойное налогообложение. Величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства.

В послевоенный период одним из широко используемых инструментов государственного регулирования экономики стал в США государственный федеральный бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений в экономике и для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического роста. В настоящее время через бюджет перераспределяется около 25% ВНП страны. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры:

- федеральный бюджет;

- бюджет штатов;

- бюджеты местных органов  власти.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США. Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд. долларов.

Структура доходной части федерального бюджета США  (%).

Подоходный налог на физических лиц - 41

Отчисления на социальное страхование - 34

Налог на доходы корпораций - 10

Акцизные сборы - 3

Заемные средства - 8

Прочие доходы, включая налог на имущество и гос. пошлины - 4

Как видим, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется не облагаемый налогом минимум доходов и две налоговые ставки - 15% и 28%. Отчисления на социальное страхование - вторая по величине статья доходов. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато, что чрезвычайно важно для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут -11,5%, округе Колумбия - 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и воздушные перевозки. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия.

Бюджетно-налоговая система – это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.13

Поскольку субъекты РФ имеют разный государственно-правовой статус, то второй уровень представлен 5 различными видами региональных бюджетов, а третий уровень представлен различными видами бюджетов: местные, районные, городские, сельские, поселковые и др.

В настоящее время бюджетно-налоговая система РФ отражает некоторые особенности переходного периода, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней полностью не урегулированы взаимоотношения между бюджетами в тех субъектах Федерации, которые представлены разными видами территориальных образований – областями и входящими в них автономными округами. На уровне местных бюджетов еще сохраняется известная иерархия между разными видами, приводящая к тому, что у сельских и поселковых бюджетов в значительном числе субъектов Российской Федерации пока что складываются взаимоотношения с районными бюджетами, а не с бюджетами субъектов Федерации.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: · налог на добавленную стоимость; · налог на прибыль предприятий и организаций; · акцизы; · подоходный налог с физических лиц; · таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства. Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов -  региональные налоги. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: · налог на имущество физических лиц; · земельный налог; · налог на рекламу; · налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, · большая группа прочих местных налогов.

Особенности бюджетно-налоговой политики России:

  • самостоятельность бюджета;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношением с федеральным бюджетом.

Бюджетно-налоговая политика должна отражать интересы как предпринимателей, так и государства. Тем более что с точки зрения перспективного рассмотрения эти интересы в основном совпадают - это экономический рост, обеспечение конкурентоспособности производства, ориентация на его инновационное содержание, обеспечивающее сокращение издержек производства и обращения товаров. Среди сочетания этих интересов особое место занимают инвестиции, связанные с формированием материально-технической базы производства на более прогрессивных технологических основах.

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности формирования и проведения бюджетно-налоговой политики в КР и ее воздействие на экономический рост.

2.1 Формирование бюджетно-налоговой политики в КР.

Формирование бюджетной политики осуществляется министерством финансов Кыргызской Республики. Налоговая же политика осуществляется налоговыми службами КР. Бюджет государства формируется из доходной и расходной частей бюджета. Основными статьями поступления в доходную часть государственного бюджета являются налоговые поступления и государственные займы. Расходная часть государственного бюджета состоит из таких статей как расходы государства на поддержание социальной политики, оборона, медицина, субсидии государства предприятиям и другие.

Формирование бюджета Кыргызской Республики осуществляется путем подготовки среднесрочных прогнозов, которые предоставляются бюджетной комиссии КР. На рассмотренные комиссией среднесрочные прогнозы устанавливается максимальные размеры расходов, которые в виде конкретных цифр доводятся министерством финансов до бюджетных организаций. Бюджетные организации в лице министерств, ведомств составляют на основе этих конкретных цифр проекты сводных смет расходов бюджетных организаций и предоставляют министерству финансов. Рассмотренные министерством финансов проекты сводных смет бюджетных организаций направляются правительству Кыргызской Республики. После одобрения правительством, утверждение проекта бюджета осуществляется  Жогорку Кенешем КР.

Базовыми принципами формирования бюджета являются: 

  • Реалистичность подходов к оценке экономической базы
  • Снижение налогового бремени с хозяйствующих субъектов
  • Оптимизация государственных расходов
  • Сокращение уровня внешнего долга
  • Чёткий ориентир на повышение качества социальных услуг

 

Налоговая система в Кыргызской Республике представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов. Право введения и отмены налогов на территории республики, в том числе предоставления льгот по налогам, принадлежит высшему законодательному органу страны-Жогорку Кенешу.

В Кыргызской республике в настоящее время общая сумма поступлений в государственный бюджет в 2006 году составила 20 057 млн. сом, в том числе налоговые поступления составили 15 139 млн. сомов, где наибольшая часть поступлений в бюджет приходится на налог на добавленную стоимость.

Для наглядности рассмотрим каждый из налогов в отдельности.

Подоходный налог – сборы по нему составили 1,17 млн. сомов. Доля данного налога в структуре налоговых поступлений возросла с 9,8% до 10,5% и в объеме ВВП – на 0,1 пункта.

Увеличение сборов по налогу обеспечено за счет улучшения администрирования и роста поступлений подоходного налога на патентной основе. Поступления подоходного налога на патентной основе увеличилось по сравнению с 2005 годом на 10 тыс. сомов.

Рассматривая действующую систему взимания подоходного налога, необходимо отметить, что она является достаточно эффективной в том случае, когда удержание налогов производится у субъектов с фиксированной заработной платой и прозрачной бухгалтерской отчетностью. В основном, это государственные служащие и работники крупных предприятий. Однако, увеличение удельного веса субъектов малого предпринимательства с неконтролируемыми доходами и затратами привело к необходимости внедрения наряду с принятой практикой обложения совокупного дохода введения упрощенной системы налогообложения. Одним из этапов данной системы явилось взимание подоходного налога на патентной основе.

Налог на прибыль – по налогу на прибыль поступление за 2006 год составило 761 260 тыс. сомов. Увеличилась доля налога в структуре налоговых поступлений с 7,5% до 10,8% и в объеме ВВП возросла на 0,4 пункта.

Низкий удельный вес данного вида платежа не может служить основанием для его отмены, так как природа его образования аналогична подоходному налогу и фактически выбор платежа зависит только от статуса облагаемого субъекта (юридическое, физическое лицо). Поэтому для исключения ухода от налогообложения путем изменения статуса механизм образования налогооблагаемого оборота и ставки налогообложения должны быть максимально приближены.

Налог на добавленную стоимость – налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая облагаемый импорт в Кыргызскую Республику.

Поступление по налогу на добавленную стоимость в целом за 2006 год составило 8 205 млн. сомов, в том числе НДС на внутреннюю продукцию составило 1 985 млн. сомов. Увеличение показателя НДС на производимую продукцию объясняется развитием производительности предприятий и сокращением дебиторской задолжности.

Акцизный налог – косвенный налог, включаемый в цену товара. Акцизный налог взимается на стадии производства, а затем становится частью стоимости последующих поставок (оптовая торговля, розничная торговля). Акцизный налог является вторым по величине поступлений в доходную часть государственного бюджета. Его поступления в бюджет за 2006 год составили 1 112 млн. сомов.

Стабильность поступлений была обеспечена также такими налогами, как налог на розничную торговлю, налог за пользование автодорогами, отчисления в фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФПЛЧС), поступления по которым в целом составили около 3 млн. сомов.

Функционирование государственного бюджета происходит благодаря не только доходам бюджета государства, но и расходам, которые служат удовлетворением общественных потребностей государства, и поэтому далее мы рассмотрим расходы государственного бюджета Кыргызской Республики.

В Кыргызстане к ним относятся заработная плата государственных служащих, учителей медицинских сотрудников. Кроме того, для обеспечения функционирования государственных учреждений и предприятий правительство занимается государственными закупками.

Общественные потребности включают помощь государства отдельным предприятиям и лицам, которая может оказываться как на безвозмездной, так и на возвратной основе. В виде трансфертов из бюджета выплачиваются пособия малоимущему населению страны, тогда как предприятиям и отраслям экономики помощь предоставляется в виде кредитов и государственных займов. Из бюджета страны осуществляется также выплата долгов государства.

Все перечисленные расходы ежегодно меняются в соответствии с потребностями государства и принятым Правительством бюджетом.

В настоящее время более 60% государственных расходов приходится на социально-культурную сферу. В 2006 году эта статья составила 15212,3 млн. сомов. Во многих странах расходы на социально-культурную сферу являются наиболее значимыми, так как эти расходы определяют социальную направленность государственного бюджета.

Второй по величине расходов являются государственные услуги общего назначения. Их величина составила 3358,4 млн. сомов а их доля составляет более 13%. Расходы на государственные услуги представляют собой затраты направленные на функционирование государственных органов власти.

Значительные средства бюджета государство направляет на оборону страны. На величину бюджетных расходов на оборону влияет международная обстановка, а также уровень развития экономики, ее финансовые возможности. С каждым годом расходы, направленные на оборону увеличиваются, что вполне оправдано и закономерно, так как эта статья расходов является одной из наиболее важных для государства. В 2006 году расходы на оборону составили 1651,1 млн. сомов.

Также важным направлением расходов государственного бюджета являются затраты направленные на поддержание народного хозяйства страны. Основное место в расходной части бюджета на поддержание народного хозяйства занимают средства, направляемые приоритетным отраслям экономики. Значительные средства направляются в топливно- энергетический и агропромышленный комплекс около 6,3 млн. сомов за 2006 год. На водное, сельское и лесное хозяйство направляется около 1106,1 млн. сомов. Далее следуют расходы на транспорт и связь (854,6 млн. сомов). Остальные отрасли занимают малые доли в структуре государственных расходов.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика и экономический рост