Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсач фин.менеджмент(1).docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

- характеризует экономический  эффект, полученный в результате  деятельности предприятия;

- является     основным     элементом     финансовых     ресурсов предприятия;

- является источником формирования  бюджетов разных уровней. 
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции. [3, с. 64]

 

 

  • 1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия

  •  

    Размер прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления об эффективности его деятельности, степени использования производственных средств, с помощью которых эта прибыль получена, так как на величину прибыли помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности (степени прибыльности) служит показатель рентабельности. [21, с. 42]

    В производственных объединениях и на предприятиях определяют общую и расчетную рентабельность производства.

    Общая рентабельность производства представляет собой отношение балансовой прибыли от промышленной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (в пределах норматива), в процентах.

    Общая рентабельность производства отражает эффективность использования предприятием производственных фондов, определяет возможность взносов в государственный бюджет платы за ресурсы.

    Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли, уменьшенной на величину платежей в государственный бюджет и процентов за банковский кредит, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, в процентах.

    Уровень расчетной рентабельности производства используется для оценки деятельности предприятия (объединения). [12, с. 79]

    Для оценки эффективности издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции используется показатель рентабельности изделия (продукции).

    Рентабельность продукции рассчитывается как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и затрат в расчете на единицу реализованной продукции. Прибыль в составе цены единицы продукции рассчитывается вычитанием из цены затрат. Процентное отношение прибыли к затратам — это уровень рентабельности вида продукции. Однако этот показатель имеет ограниченное применение. Во-первых, целый ряд затрат предприятия можно отнести к видам продукции, распределяя их условно по какому-то признаку (часть фонда оплаты труда, амортизация, электроэнергия и др.). Поэтому и показатель получается несколько условным. Во-вторых, не всякая деятельность по своему характеру может быть разделена на виды продукции.

    Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Такой показатель принято называть рентабельностью продаж. Отдельными показателями рентабельности являются процентное отношение общей прибыли к выручке от реализации продукции, а также чистой прибыли к выручке.

    Указанный порядок определения рентабельности применяется в отраслях, где в себестоимости продукции содержится значительный удельный вес материальных затрат, а также имеются большие колебания этих затрат в себестоимости отдельных видов продукции и технологическая возможность замены сырья и материалов. [21, с. 119]

    Таким образом, прибыль и рентабельность относятся к числу важнейших показателей, характеризующих эффективность работы коммерческих предприятий, действующих на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

     

    • 1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности

     

    Основными задачами анализа финансовых результатов и рентабельности деятельности предприятий являются:

    - Оценка уровня и динамики  показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

    - Определение   направленности   и   размера   влияния   отдельных факторов на сумму  прибыли и уровень рентабельности;

    - Выявление  и оценка возможных  резервов  увеличения  объема  реализации продукции, прибыли и  рентабельности;

    - Разработка     мероприятий     по     использованию     выявленных резервов. [11, с. 92]

    Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создает методологические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации и реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекторы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых балансовой прибыли.

    Таким образом, анализ каждого слагаемого прибыли имеет не абстрактный, а конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. [17, с.52]

    Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

    1. Оценку изменений по каждому  показателю за анализируемый  период (то есть горизонтальный  анализ);

    2. Оценку структуры показателей  прибыли и изменений их структуры (то есть вертикальный анализ);

    3. Изучение динамики изменения  показателей за ряд отчетных  периодов (то есть трендовый анализ);

    4. Выявление факторов и причин  изменения показателей прибыли  и их количественная оценка.

    Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

    Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия.

    Для построения аналитической таблицы вертикального анализа следует итоговый показатель финансового результата и на начало, и на конец отчетного периода принять за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой составляющей к общему итогу.

    Преимущества вертикального анализа - сравнимость относительных показателей предприятия, несмотря на возможную разницу уровня цен на начало и конец отчетного периода.

    Для полноты финансовой картины вертикальный анализ может быть дополнен горизонтальным, который основывается не только на абсолютных показателях, но и на относительных темпах роста (снижения).

    Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

    Горизонтальный   анализ   позволяет   не   только   выявить   скорость изменения каждого показателя, но и прогнозировать на основе полученных данных его изменение в будущем.

    Для построения горизонтального анализа следует принять данные по каждому показателю на начало отчетного периода за 100 процентов и рассчитать прирост (снижение) каждого показателя в сравнении с базовым. Для более точного прогнозирования темпов прироста (снижения) следует провести расчеты за несколько отчетных периодов - тогда тенденция изменения будет более очевидной.

    Ценность и правильность выводов горизонтального анализа существенно зависят от влияния инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть существующие тенденции их изменений.

    Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

    - простое сравнение статей отчетности  и анализ их резких изменений;

    - анализ изменений статей отчетности  в сравнении с изменениями  других статей. При этом особое  внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя  по экономической природе не  соответствует изменению другого  показателя.

    Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и очень ценны при сопоставлении периодов деятельности, существенно отличающихся по условиям хозяйствования, уровню цен, объемам производства. Кроме того, вертикальный и горизонтальный анализ позволяют проводить сравнение с эталоном (например данными самого успешного в финансовом плане периода) и также анализировать результаты деятельности нескольких предприятий.

    Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. [24, с. 178]

    Кроме того, в ходе анализа финансовых результатов необходимо определить факторы, оказавшие влияние на динамику показателей.

    Для сознательного и целенаправленного принятия организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений по наращиванию прибыли необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

    Все факторы можно разделить на две группы - внешние и внутренние.

    К внешним факторам относятся:

    - рыночно - конъюнктурные (диверсификация  деятельности организации, повышение  конкурентоспособности в оказании  услуг, организация эффективной  рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических  связей);

    - хозяйственно-правовые и административные  факторы (налогообложение, правовые  акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность  организации, государственное регулирование  тарифов и цен).

    Внутренними факторами являются:

    - материально-технические (использование  прогрессивных и экономичных  предметов труда, проведение модернизации  и реконструкции материально-технической  базы производства);

    - организационно-управленческие (освоение  новых, более совершенных видов  продукции и услуг, разработка  стратегии и тактики деятельности  и развития организации);

    - экономические (финансовое планирование  деятельности организации, анализ  и поиск внутренних резервов  роста прибыли, экономическое стимулирование  производства, налоговое планирование);

    - социальные (повышение квалификации  работников, улучшение условий труда). [24, с. 63]

    Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

    - изменение отпускных цен на  реализованную продукцию;

    - изменение объемов продукции (по  базовой себестоимости);

    - изменение в структуре реализации  продукции;

    - экономия от снижения себестоимости  продукции;

    - изменение цен на материалы  и тарифов на услуги.

    Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

    1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

    ∆Р = Р1-Р0,                                                                                                      (1)

    где Р1 - прибыль отчетного года

    РО - прибыль базисного года

    2.Расчет влияния на прибыль  изменения отпускных цен на  реализацию продукции (API):

    ∆Pl=Nl,0 = ∑plql-∑p0ql,                                                                                 (2)

    где р - цена изделия; 

    q - количество изделий;

    Npl = ∑plql - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

    Np0 = ∑p0ql - реализация в отчетном году в ценах базисного года;

    3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

    ∆Р2 = Р0К1-Р0 = Р0*(К1-1),                                                                         (3)

    где Р0 - прибыль базисного года;

    К1 - коэффициент роста объема реализации

    K1 = S1,0/S0,                                                                                                  (4)

    где S1,0  -  фактическая   себестоимость   реализованной  продукции  за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

    S0- себестоимость базисного периода

    4. Расчет  влияния  на прибыль  изменений  в  объеме  продукции, обусловленных изменениями в  структуре продукции (∆РЗ)

    ∆РЗ=Р0*(К2-К1),                                                                                           (5)

    где К - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

    К = N1,0 /N0,                                                                                                  (6)

    Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия