Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальная задача данной темы курсовой работы является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. В связи с этим соответственно растет и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать потребности общества на рынке товаров и услуг.
Наряду с формированием прибыли на предприятии должно быть обеспечено и эффективное планирование ее и распределение.

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………..5
1.1.Прибыль предприятия, ее сущность и роль в финансовой деятельности предприятия………………………………………………………………………….5
1.2. Рентабельность предприятия - основной показатель финансовой деятельности предприятия …………………………………………………………8
1.3. Методология и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основного фактора финансовой деятельности предприятия …………………….9
Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……..16
2.1. Краткая характеристика предприятия ………………………………..…….16
2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли…………………………………………………… ………………………17
2.3. Анализ рентабельности предприятия ………………………………………..23
Глава 3 Формирование и использование прибыли на предприятии. Пути повышения рентабельности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсач фин.менеджмент(1).docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

где N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 - реализация в базисном периоде

5. Расчет влияния на прибыль  экономии от снижения себестоимости 
продукции (∆Р4)

∆P4 = S1,0-S1,                                                                                                (7)

где S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного 
периода.

6. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции (∆Р5):

∆P5 = S0K~S1,0                                                                                              (8)

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 -Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆РЗ + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7                        (9)

или

7                                                                                                     (10)

где ∆Р - общее изменение прибыли

∆Pi - изменение прибыли за счет i-гo фактора. [15, с. 56]

На величину прибыли воздействует также эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает. [2, с. 115]

В процессе анализа финансовых результатов также оценивают показатель качества прибыли. Качество прибыли - обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением операционных затрат, а низкое качество -ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли путем использования собственных внутренних резервов.

На качество прибыли кроме изменения издержек влияют и другие факторы:

- процентная ставка по кредитам (чем она ниже, тем выше качество  прибыли);

- состояние расчетов с кредиторами, которое характеризуется отношением  просроченной кредиторской задолженности  к общей величине этой задолженности (чем меньше это отношение, тем выше качество прибыли);

- уровень рентабельности продаж (отношения чистой прибыли к  объему реализации) - повышение рентабельности  продаж свидетельствует о высоком  качестве прибыли;

- коэффициент достаточности прибыли - если организация имеет рентабельность  выше отраслевой, то качество  прибыли высокое;

- структура рентабельности по  видам продукции - повышение доли  высокорентабельных изделий свидетельствует  о высоком качестве прибыли. [5, с. 89]

На основе прибыли рассчитываются относительные показатели эффективности - показатели рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость  издержек производства и инвестиционных  проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

-   показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей. [17, с. 96] Рассмотрим  методику  расчета наиболее  используемых  в   анализе показателей рентабельности.

1. Рентабельность продаж.

R1 = прибыль от продаж / выручка  от продаж * 100%

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

2. Бухгалтерская рентабельность  от обычной деятельности.

R2 = прибыль до налогообложения/ выручка от продаж * 100%

Показывает уровень прибыли после выплаты налога.

3. Чистая рентабельность.

R3 = чистая прибыль / выручка от  продаж * 100%

Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.

4. Экономическая рентабельность.

R4 = чистая прибыль / средняя стоимость  имущества * 100%

Показывает эффективность использования всего имущества организации.

5. Рентабельность собственного  капитала.

R5 = чистая прибыль / средняя стоимость  собственного капитала * 100%

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировки акций.

6. Рентабельность перманентного  капитала.

R6 = чистая прибыль / (средняя стоимость  собственного капитала + средняя  стоимость долгосрочных обязательств) * 100%

Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

7. Коэффициент устойчивости экономического  роста.

R7 = (чистая прибыль - дивиденды, выплаченные  акционерам) / средняя стоимость  собственного капитала * 100%

На величину получаемой прибыли, а, следовательно, на уровень рентабельности существенно влияют заготовительные цены на материалы, покупные полуфабрикаты и другие изделия, получаемые по кооперированным поставкам, ставки и оклады заработной платы, отпускные цены на продукцию. На разных предприятиях эти условия складываются различным образом и поэтому в какой-то мере искажают достоверность показателя рентабельности как критерия эффективности работы предприятия. Поэтому для анализа эффективности работы отраслей и предприятий правильнее сопоставлять фактическую рентабельность с плановой и уровень рентабельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и работающих примерно в одинаковых условиях внешних связей. Это позволяет своевременно изыскивать дополнительные резервы к снижению себестоимости и лучшему использованию производственных ресурсов. [14, с. 85]

Таким образом, определение прибыльности производства начинается с установления критериев рентабельности, то есть главного признака оценки рентабельности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия рентабельности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производственных затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.

При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития.

 

 

 

 

 

Глава2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

2.1.   Краткая характеристика предприятия

 

            «Коммерсантъ» — российский издательский дом, который выпускает ежедневную деловую газету «Коммерсантъ» и ряд других периодических изданий. Издательский дом «Коммерсантъ» был создан на базе частного еженедельника «Коммерсантъ», основанного в июне 1988 года. 15 июня 1988 года корреспондент журнала «Огонек» Владимир Яковлев зарегистрировал информационный кооператив «Факт», который в сотрудничестве с Союзом кооператоров начинает выпускать первое частное деловое издание в Советском Союзе — газету «Коммерсантъ». В декабре 1989 года вышел нулевой (пилотный) номер тогда еще еженедельной газеты. С 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме, а в 1992 году издательский дом приступил к выпуску ежедневной газеты «Коммерсантъ-Daily». В 1993 году еженедельник «Коммерсантъ» трансформировался в цветной журнал «Коммерсантъ». В том же году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения «Домовой», годом позже появились ежемесячник «Автопилот» и еженедельник «Коммерсантъ Деньги». В 1999 году 100% акций ИД «Коммерсантъ» приобрели предприниматели Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили, имеющие совместный бизнес, в основном за пределами России. 17 февраля 2006 года стало известно, что Борис Березовский продал свою долю собственности в ИД «Коммерсантъ», а вместе с ним и другие свои активы, второму совладельцу — Бадри Патаркацишвили, который возглавлял совет директоров ИД «Коммерсантъ». В свою очередь, Патаркацишвили уже в апреле 2006 года продал издание, Алишеру Усманову. На сегодняшний день владельцем 100 % акций издательского дома является ЗАО «Коммерсантъ-холдинг», в свою очередь контролируемое российским предпринимателем Алишером Усмановым.

Генеральный директор «Коммерсантъ-холдинга» — бывший гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев.

В момент регистрации уставный капитал фирмы составил 25 000 рублей, в настоящее время размер уставного капитала не изменился.

Численность персонала по состоянию на 01 ноября 2011 года - 256 человек.

Основным обслуживающим банком является ОАО "Газпромбанк" (г. Москва). ЗАО «Коммерсантъ» является официальным изданием - после публикации здесь вступают в силу государственные документы. При этом ЗАО «Коммерсантъ» - издание для читателей, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. ЗАО «Коммерсантъ» имеет 56 корреспондентских пункта, она печатается в 47 городах страны, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками, а также тематическими приложениями.

 

2.2. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия. Факторный анализ прибыли

Анализ уровня и динамики финансовых результатов. Прежде чем изыскивать резервы увеличения прибыли организации, необходимо дать общую оценку изменения прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Для этого необходимо воспользоваться данными формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и составить аналитическую таблицу 1.

 

Таблица 1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов

Показатели

Фактические за 2010 г., тыс. руб.

Фактические за 2011 г.

Темпы роста к предыдущему году, %

в действующих ценах, тыс. руб.

в ценах предыдущего года, тыс. руб.

в фактической оценке

в сопоставимой оценке

Прибыль (убыток) до налогообложения

5945

22173

18477,5

372,96

310,81

Прибыль от продаж

5996

33437

27864,2

557,7

464,7

Удельный вес прибыли от продаж в прибыли до налогообложения

100,86

150,8

150,8

-

-


 

Как видно из таблицы темпы роста прибыли от продаж и прибыли до налогообложения растут, причем как в фактической (557,7% и 372,9% соответственно), так и в сопоставимой оценке (464,7% и 310,81% соответственно). Это вызвано тем, что у предприятия значительно вырос объем продаж. До 2003 года газета была известна небольшому кругу читателей. Так как газета предназначена для юридических лиц в большинстве. Но круг читателей увеличился, а значит, и объем продаж был невелик, но за год организация успела зарекомендовать себя с хорошей стороны на рынке и круг пользователей продукции ЗАО «Коммерсантъ» значительно расширился. Вторая причина роста объема продаж - это увеличение цен на продукцию в среднем на 20%.

Анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения. Анализ прибыли до налогообложения показывает, что наибольший удельный вес в составе прибыли до налогообложения занимает прибыль от реализации продукции.

Информация о работе Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия