Анализ финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его повышению на примере ООО «Марта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В реальных условиях хозяйственной деятельности любому предприятию целесообразно периодически проводить всесторонний финансовый анализ своего состояния, в целях выявления недостатков в работе предприятия, причин их возникновения и разработки конкретных рекомендаций по улучшению деятельности.
Анализ финансового состояния предприятия имеет многоцелевую направленность и, в частности, может осуществляться по следующим основным направлениям: постоянный мониторинг фактической эффективности деятельности предприятия на основе финансовой отчетности; выявление платежеспособности предприятия и удовлетворительной структуры баланса предприятия с целью недопущения его банкротства; оценка финансового состояния предприятия с позиций целесообразного вложения финансовых ресурсов в развитие производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ..2
1.1. Понятие и состав финансовой отчетности …………………………6
1.2. Порядок составления бухгалтерской отчетности………………….17
1.3. Роль финансовой отчетности в финансовом анализе ……………..21
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «Марта» ..………………………………………………27
2.1. Общая характеристика организации………………………………..27
2.2 Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Эдегни»...31
2.3. Анализ финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности ООО «Эдегни»…………………………………………………..40
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЭДЕГНИ»……………………………………………...48
3.1. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью в ООО «Эдегни»…………………………………………………….48
3.2. Пути сокращения кредиторской задолженности ООО «Эдегни»...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовый менеджмент.docx

— 129.30 Кб (Скачать файл)

 

 

К первой группе относятся:

«Непокрытые убытки прошлых  лет» (ф.№1), «Непокрытый убыток отчетного  года» (ф. №1), «Кредиты и займы, не погашенные в срок» (ф. №5), «Кредиторская задолженность  просроченная» (ф. №5), «Векселя выданные просроченные» (ф.№5). Эти статьи показывают крайне неудовлетворительную работу коммерческой организации в отчетном периоде  и сложившееся в результате этого  плохое финансовое положение. Причины  образования отрицательной разницы  между доходами и расходами по укрупненной номенклатуре статей можно  проследить по форме №2 (результат  от реализации, результат от прочей реализации, результат от внереализационных операций). Более детально причины убыточной работы анализируются в ходе внутреннего анализа по данным бухгалтерского учета. Так, элементом статьи «Расчеты с кредиторами за товары и услуги» является задолженность поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам. Наличие такой просроченной задолженности свидетельствует о серьезных финансовых затруднениях у коммерческой организации.

Ко второй группе принято  относить данные, приводимые во втором разделе формы №5: «Дебиторская задолженность  просроченная», «Векселя полученные просроченные» и «Дебиторская задолженность, списанная на финансовые результаты». Значимость сумм по этим статьям в отношении финансовой устойчивости предприятия зависит от их удельного веса в валюте баланса и говорит о наличии проблем с клиентами.

Недостатки в работе в  скрытом, завуалированном виде отражаются в ряде балансовых статей, что может  быть выявлено в рамках внутреннего  анализа с привлечением данных текущего учета. Это вызвано не фальсификацией данных, а существующей методикой составления баланса, согласно которой многие балансовые статьи комплексные. В частности это относится к статьям:

  1. «Расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги», которая может включать неоправданную дебиторскую задолженность в виде:
    1. отгруженных товаров и сданных работ по расчетным документам, не переданным в банк на инкассо, по которым истекли сроки, установленные для сдачи документов в обеспечение ссуд (счета 62 и 45)
    2. отгруженных товаров и сданных работ по расчетным документам, не оплаченных в срок покупателями и заказчиками (счета 62 и 45)
    3. товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта (счета 62 и 45)
    4. расчетов за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок (счета 62)
    5. расчетов за товары, проданные в кредит, не оплаченные в срок и оформленные нотариальными подписями (счета 62)
    6. векселей, по которым денежные средства не поступили в срок (счета 62)
  2. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», по которым может отражаться неоправданная дебиторская задолженность в виде расчетов с материально ответственными лицами по недостачам, порче и хищениям (субсчет 73-3)
  3. «Прочие активы», которая может включать недостачи от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке (счет 84)
  4. «Расчеты с кредиторами за товары и услуги», в которую может входить неоправданная кредиторская задолженность в виде:
    1. расчетов с поставщиками по неоплаченным в срок расчетным документам (счет 60)
    2. расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам (счет 60)
    3. расчетов с поставщиками по просроченным оплатой векселям (счет 60)

Указанные суммы в явном  виде в балансе не выделяются, но их легко можно выявить в рамках внутреннего анализа по аналитическим  расшифровкам к счетам 45,60,62,73,84. Причины  возникновения этих сумм могут быть различными. Однако если наблюдается  их рост в динамике, это свидетельствует  о серьезных недостатках в  организации учета и внутреннего  контроля на предприятии.

На определенные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности указывает превышение суммы по статье «Расчеты с работниками по полученным ими ссудам» над суммой «Ссуды для рабочих и служащих» (соответствующие  расшифровки могут быть получены в рамках внутреннего анализа). Это  свидетельствует о том, что предприятие  не удержало очередные взносы в погашение  задолженности с работников, но соответствующую  сумму все же внесла в банк в  погашение ссуд, т.е. имеет место  неплановое использование средств.

В ходе анализа целесообразно  определить темпы роста наиболее значимых статей (групп) баланса и  сравнить полученные результаты с темпами  роста выручки от продаж. Важным направлением анализа является вертикальный анализ баланса, в ходе которого оцениваются  удельный вес и структурная динамика отдельных групп и статей актива и пассива баланса.

«Хороший» баланс удовлетворяет  следующим условиям:

  1. валюта баланса в конце отчетного периода увеличивается по сравнению с началом периода, а темпы роста ее выше уровня инфляции, но не выше темпов роста выручки;
  2. при прочих равных условиях темпы роста оборотных активов выше, чем темпы роста внеоборотных активов и краткосрочных обязательств;
  3. размеры и темпы роста долгосрочных источников финансирования (собственного и долгосрочного заемного капитала) превышают соответствующие показатели по внеоборотным активам;
  4. доля собственного капитала в валюте баланса не ниже 50%;
  5. размеры, доля и темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;
  6. в балансе отсутствуют непокрытые убытки.

При анализе баланса следует  учитывать изменения в методологии  ведения учета и в налоговом  законодательстве, а также положения  учетной политики организации.

Относительные показатели баланса  дают возможность осуществить горизонтальный и вертикальный анализ. Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации  за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку. Но в условиях инфляции ценность горизонтального анализа несколько снижается, так как производимые с его помощью расчеты не отражают объективного изменения показателей, связанных с инфляционными процессами. Горизонтальный анализ дополняется вертикальным анализом изучения финансовых показателей.

Под вертикальным анализом понимается представление данных отчетности в виде относительных показателей  через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и  оценка их изменения в динамике. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет  достаточно объективно оценить происходящие изменения.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Сущностью оценки финансовой устойчивости является оценка обеспеченности запасов и затрат источниками  формирования. Степень финансовой устойчивости есть причина определенной степени  платежеспособности организации. Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или  недостаток источников формирования запасов  и затрат.

Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие  состояние запасов и обеспеченность их источниками формирования:

  1. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства): СОС = СК – ВА
  2. Чистый оборотный капитал: ЧОК = СК + ДО - ВА или ЧОК = ОА - КО
  3. Чистые активы: ЧА (порядок расчета установлен письмом Минфина России и ФКЦБ. Представленный выше аналитический баланс сформирован так, что СК=ЧА)

Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень  защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Базой их расчета  является стоимость средств или  источников функционирования предприятия. Владельцы предприятия заинтересованы в оптимизации собственного капитала и минимизации заемных средств  в общем объеме финансовых источников. Кредиторы оценивают финансовую устойчивость заемщика по величине собственного капитала и вероятности предотвращения банкротства.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется состоянием собственных и заемных средств  и оценивается с помощью системы  финансовых коэффициентов.

Таблица. Характеристика показателей  финансовой устойчивости

 
Наименование  показателя

Способ расчета  и условное обозначение

Характеристика

Коэффициент финансовой независимости

Кф.н. = СК/ВБ

Доля собственного капитала в валюте баланса. Рекомендуемое  значение показателя выше 0,5;

Коэффициент финансовой напряженности

Кф.напр. = ЗК/ВБ

Доля заемных средств в валюте баланса заемщика. Рекомендуемое значение не более 0,5

Коэффициент задолженности

Кз = ЗК/СК

Соотношение между заемными и собственными средствами. Рекомендуемое значение не выше 0,67

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Ко = СОC/ОА

Доля СОC в общей стоимости оборотных активов предприятия. Рекомендуемое значение ? 0,1.

Коэффициент маневренности  СОС

Км = СОC/СК

Доля СОC в общей стоимости собственного капитала. Рекомендуемое значение 0,2–0,5

Коэффициент реальной стоимости  имущества

Креал ст-ти =(ВОА+З)/ВБ

Показывает долю средств производства в стоимости имущества, обеспеченность средствами производства. 
Рекомендуемое значение более 0,5.

 

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами

Кипн= СОC/З

Характеризует, в какой  степени материальные запасы покрыты  собственными средствами (нуждаются  в привлечении заемных). Значение: 0,6–0,8

 

 

 

 

Анализ ликвидности  баланса и платежеспособности предприятия

Платежеспособность характеризует  возможность и способность предприятия  своевременно и полностью выполнять  свои финансовые обязательства перед  внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Платежеспособность непосредственно влияет на формы  и условия осуществления коммерческих сделок, в том числе на возможность  получения кредитов и займов.

Ликвидность определяет способность  предприятия быстро и с минимальным  уровнем финансовых потерь преобразовать  свои активы (имущество) в денежные средства. Ее характеризуют также  наличием у фирмы ликвидных средств в форме остатка денег в кассе, на счетах в банках и легко реализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Исследование проблемы платежеспособности организаций показывает, что задолженность  хозяйствующих субъектов – частое явление, сопровождающее рыночные преобразования. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос анализа платежеспособности, основная цель которого – выявить  причины утраты платежеспособности и найти пути ее восстановления. При оценке платежеспособности и  ликвидности предприятия анализируется  его способность рассчитываться по всем своим обязательствам (платежеспособность), так и ее возможности по погашению  краткосрочных обязательств и осуществлению  непредвиденных расходов (ликвидность).

Потребность в анализе  ликвидности баланса возникает  в условиях рынка в связи с  усилением финансовых ограничений  и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность предприятия  определяется как степень превращения  покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Чем меньше времени требуется, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке их возрастания сроков.

Ликвидность баланса означает наличие оборотных средств в размере, потенциально достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Ликвидность баланса является основой платежеспособности организации. Оценка ликвидности баланса может производиться различными методами, в том числе на основе расчета основных коэффициентов ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает, какую часть краткосрочной  задолженности предприятие сможет погасить в ближайшее время.

Коэффициент критической (срочной) ликвидности (промежуточный коэффициент  покрытия) (Ккл) характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает достаточность оборотных средств предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств.

В расчет каждого из коэффициентов  включаются определенные группы оборотных  активов, различающихся по степени  ликвидности (т.е. способности трансформироваться в денежные средства в ходе производственно-коммерческого  цикла).

Различные показатели ликвидности  не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния, но и отвечают интересам различных  внешних пользователей аналитической  информации. Например, поставщики предприятия  интересуются тем, сможет ли предприятие  в ближайшее время рассчитаться с ними, поэтому они обратят  внимание, прежде всего, на коэффициент  абсолютной ликвидности. А банк, кредитующий  предприятие, или займодавцев большей  степени будет заинтересован  значением коэффициента критической  ликвидности. Собственники предприятия  – акционеры, чаще всего оценивают  финансовую устойчивость предприятия  на долгосрочную перспективу, а потому им важнее коэффициент текущей ликвидности.

   Следует отметить, что уровень коэффициентов ликвидности еще не является признаком хорошей или плохой платежеспособности, в связи с чем анализ целесообразно дополнить расчетом показателей финансовой устойчивости, ее оценка показывает наличие или отсутствие у предприятия «запаса прочности» и возможность привлечения дополнительных заемных средств. Оценка финансовой устойчивости связана с исследованием состава, структуры и динамики пассивов (источников финансирования) организации. Особое внимание при этом обращается на соотношение обязательств и собственного капитала предприятия, их темпов и прироста, что позволяет судить о склонности или несклонности руководства предприятия к риску при принятии финансовых решений. Задачей финансовой устойчивости является оценка степени независимости организации от заемных источников финансирования и оптимальности структуры активов и пассивов организации.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «Мега».

2.1. Экономико-организационная характеристика.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его повышению на примере ООО «Марта