Учетная политика организации и методика ее составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен
осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в
установлении такой совокупности правил, реализация которых бы, обеспечила
максимальный эффект от ведения учета

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Организационно-производственная характеристика ТОО «Сантехмонтаж-
сервис»………………………………………………………………………………..7
1.1 Технико-экономическая характеристика………………………………………7
1.2 Учетная политика организации……………………………………………….11
1.3 Учетная политика – как основа деятельности организации…………………16
2 Содержание и основы разработки учетной политики…………………………25
2.1 Цели, задачи и методы учетной политики……………………………………25
2.2 Рекомендации по формированию учетной политики……………………..…29
2.3 Организационно-технические аспекты учетной политики………………….45
3 Аудит учетной политики организации……………………………………….…51
3.1 Сущность, содержание и цели аудита………………………………………...51
3.2 Аудит правильности формирования учетной политики………………..……63
3.3 Порядок проведения аудиторской проверки учетной политики и финансовой
отчетности…………………………………………………………………………..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Учетная политика организации и методика ее составления.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

В 1942 г. Во Франции была создана Палата бухгалтеров - экспертов и аттестованных бухгалтеров (причем вторая категория не обладала всеми правами первых). Спустя три года деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Она находится под опекой министра экономики и финансов [24].

Для Казахстана большой интерес представляет развитие аудита в соседнем Китае. В 1982 г. Всекитайским собрание народных представителей (ВСНП) была провозглашена новая Конституция страны, которая требовала от правительства создания аудиторской администрации и гарантировала ее независимость. Для обеспечения успешного выполнения ею своих функций статья 91 Конституции обусловила, что «по указанию Премьера Государственного совета аудиторская организация независимо осуществляет свое право консультировать посредством проведения аудита в соответствии с законом яри условии не вмешательства со стороны каких-либо административных органов или общественных организации или лиц».

Объективность и независимость Генерального аудитора защищается Конституцией. Согласно этому закону, он может назначаться и смещаться ВСНП по рекомендации Премьера Госсовета, который является высшей  выборной руководящей организацией в Китае. Данное положение конституции КНР эффективно препятствует вмешательству административных органов правительства в работу Генерального аудитора. Он может действовать свободно, выполняя свои обязанности в соответствии с законом.

Китайское правительство поощряет увеличение числа СРА — дипломированных общественных бухгалтеров. В КНР действуют около 80 фирм СРА. Большинство и них оказывают услуги совместным предприятиям, основанным на базе иностранных инвестиций. Фирмы СРА могут проектировать систему внутреннего контроля. Подготовку персонала и ведение бухгалтерских книг для предприятия. Их услуги помогают усилить контроль  над многими предприятиями, неаудируемыми аудиторской  администрацией.

В России слово «аудит» появилось во времена царствования Петра I (1689-1725 гг). Должность аудитора была введена в армии, где специальные военнослужащие занимались расследованием имущественных споров.

Попытки создать Институт аудита на территории бывшего СССР предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг. Однако все они закончились провалом, так как в условиях самодержавия (царизма или императорства) и командно-административной системы не было особой необходимости в органах независимого финансового контроля. К тому же решение этой проблемы возможно только при наличии глубоких теоретических исследований, раскрывающих механизмы действия независимых органов финансового контроля в реальных условиях существования той или иной страны. Изучение и перенятие прогрессивного международного опыта организации аудита позволяет в кратчайшие сроки создать политико - экономические условия, методологические, этические и нормативно-правовые основы для его успешного развития в странах СНГ.

Аудиторские фирмы появились в бывшем СССР в 1987 г., когда была установлена обязательная проверка деятельности совместных предприятий. Для осуществления проверок и подтверждения их отчетности на основе постановления Совета Министров СССР была создана первая хозрасчетная фирма – акционерное общество «Инаудит». Затем аудиторские фирмы образовались в столицах союзных республик и в крупных промышленных городах. Причем такие из них, как «ФБК», «Росэкспертиза»,   «Контакт»,  «Казахстанаудит»,   «Фукап-аудит»   и другие достигли высоких результатов в сфере аудиторской деятельности. Во многих столицах и крупнейших городах стран СНГ открыли свои филиалы межконтинентальные аудиторские фирмы, так называемая «Большая шестерка» того времени — КПМГ, «Делойт эид Туш», «Архур Андерсен», «Эрнсх энд Янг», Прайс Уогерхаус» и «Куперс энд Лайбренд». К сведению, в данный момент это «Большая четверка» - «Делоит энд Туш», «Эрнсх энд Янг», Прайс Уогерхаус Куперс»,»КПМГ».

 

3.2 Аудит правильности формирования учетной политики

 

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»

- имущественной обособленности  организации;

- последовательности применения  учетной политики;

- временной определенности фактов  хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

- наличие и состав распорядительных  документов по учетной политике;

- соответствие формы и сроков  принятия документов по учетной  политике требованиям нормативных  актов;

- последовательность применения учетной политики;

- наличие способов учета, отличных  от установленных нормативными  документами, но позволяющих организации  достоверно отразить ее имущественное  состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные  при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики.

Для ознакомления с учетной политикой при проведении аудита изучаются и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об  учетной политике проверяемой  организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского  учета;

3) перечень утвержденных форм  первичных документов и форм  документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и  технологии обработки учетной  информации;

5) утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие  приложения к приказу об учетной  политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

- сведения, относящиеся к учетной  политике организации;

- избранные при формировании  учетной политики отличные от  предыдущего года способы ведения  бухгалтерского учета;

- изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

- дополнительные данные о событиях  после отчетной даты и условных  фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию [25].

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие вовремя изданных и правильно оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих распорядительных документов не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный МСФО 8 порядок принятия учетной политики:

- издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об  учетной политике. Следует отметить, что вновь созданное предприятие  должно оформить избранную учетную  политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);

- утверждены ли рабочий план  счетов, формы используемых нетиповых  первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.

- издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику

- издавался ли приказ об изменении учетной политики

Дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Изменения в учетной политике могут иметь место в следующих случаях:

- существенного изменения условий  деятельности (реорганизация, смена  собственников, изменение видов  деятельности);

- изменений казахстанского законодательства  или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Казахстане;

- разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности.

Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской проверки. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике.

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

В ходе проверки учетной политики аудитор анализирует:

- наличие и состав распорядительных  документов по учетной политике;

- соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

- полностью ли раскрыты избранные  при формировании учетной политики  способы ведения бухгалтерского  учета, существенно влияющие на  оценку и принятие решений  пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики;

- утверждены ли рабочий план  счетов, формы используемых нетиповых  первичных документов, правила документооборота  и технология обработки учетной  информации, порядок проведения  инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

- приказ (распоряжение) об учетной  политике проверяемой организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского  учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и  технологии обработки учетной  информации;

- утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие  приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительная записка, которая  раскрывает сведения, относящиеся  к учетной политике организации, избранные при формировании учетной  политики, отличные от предыдущего  года способы ведения бухгалтерского  учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Анализ и оценка учетной политики влияют на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, что отражено в отдельных стандартах аудиторской деятельности [26].

Например, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности 300 "Планирование аудита" при разработке общего плана и программы аудита аудитору необходимо принимать во внимание учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения, а также влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Согласно Стандарту 320 "Существенность в аудите" аудитор обязан принимать во внимание качественный аспект существенности в ходе проверки, в частности примером качественного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием.

В соответствии с МСА 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» при оценке факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий со стороны аудируемого лица, аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат.

Информация о работе Учетная политика организации и методика ее составления