Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

В данной работе были рассмотрены основные начала учетной политики, нормативная база регулирования учетной политики, небольшой исторический аспект происхождения данной категории бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

78.docx

— 69.05 Кб (Скачать файл)

1.1 Сущность учетной  политики

 

На данный момент, как  известно в России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета1:

Первый (законодательный) уровень  представлен федеральными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об акционерных обществах" и др. Федеральным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень  составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: ''Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), "Доходы организации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99) и др.

Третий (методический) уровень  образуют инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Ну и четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику организации. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций.

Для того чтобы дать понятие  учетной политики и определить ее сущность, я бы хотел обратиться в историю, для того чтобы рассмотреть развитие понятия учетной политики организации, и вообще то, как оно появилось в РФ, а так же рассмотреть нормативно - правовое регулирование учетной политики в РФ.

История термина учетной  политики берет начало еще в конце 30-х годов XX века.  Управленческий учет в США всегда выступал источником развития финансового учета. Формирование последнего осуществлялось в основном путем санкционирования различными государственными органами в нормативных актах экономических наработок (правил и методов) управленческого учета для целей использования в отношениях с внешними пользователями (в 1938 г. Федеральный закон о налогообложении (Internal Revenue Code) разрешил применение метода ЛИФО для целей налогообложения).

В 1934 г. Конгресс США поручил  Комиссии по ценным бумагам и биржам разработать положение по учетной политике для фирм, котирующих свои ценные бумаги, в условиях отсутствия нормативных актов по бухгалтерскому учету. Это поручение было вызвано необходимостью навести определенный порядок и обеспечить предсказуемость в практике  бухгалтерского  учета после великого кризиса 1929 г.

Национальным стандартом 1972 г. правила учетной политики были распространены на все другие компании. Характерно, что в условиях в основном диспозитивного правового регулирования бухгалтерского учета официальное признание тех или иных приемов и методов учета осуществляется в США не только государственными органами, но и в первую очередь различными общественными организациями, например Американской ассоциацией бухгалтеров.

В дальнейшем во всех экономически развитых странах были восприняты идеи концепции учетной политики и приняты нормативные акты, вводящие ее в действие.

В нашей стране таким актом  было Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, которое изменялось в 1998 году (ПБУ 1/98) и  в 2008 году (ПБУ 1/2008)2.

На данный момент в нашей  стране помимо ПБУ 1/2008 действует еще  ряд НПА, которые регламентируют деятельность организации по формированию учетной политики.

В частности организация, форма и способы ведения бухгалтерского учета в организации устанавливается на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции от 26 марта 2007 г. № 26н);
  • Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г.   № 94н (в редакции от 18 сентября 2006 г. № 115н).
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (утв. Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).

В табл. 1 представлен анализ понятия "учетная политика организации" в нормативных документах.

 

Таблица 1. Определение понятия "учетная политика" в российских

бухгалтерских стандартах.

 

N  
п/п

Название нормативного документа

Определение понятия "учетная политика"

1

Федеральный закон от 06.12.2011    
N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Определяет понятие "учетная  политика" через понятие "способы  ведения бухгалтерского учета", но не раскрывает экономического содержания способов

2

Положение по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ

Не содержит определения  понятия "учетная политика", но включает перечень тех аспектов, которые должны утверждаться при принятии  учетной политики

3

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"

Определяет понятие "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но перечень раскрываемых способов не является исчерпывающим и отличается от перечня Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

4

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность 
организации", ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 14/2007 "Учет  нематериальных активов", ПБУ 18/02"Учет расчетов по налогу  на прибыль организаций", ПБУ 19/02"Учет финансовых вложений", ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", ПБУ 22/2010"Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств"

Включают понятие "учетная          
политика", но не приводят его определения


 

Из анализа нормативно – правой базы следует, что под учетной политикой организации, понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности3.

К способам ведения бухгалтерского учета в ПБУ 1/2008 относятся способы:

- группировки и оценки  фактов хозяйственной деятельности;

- погашения стоимости  активов;

- организации документооборота;

- инвентаризации;

- применения счетов бухгалтерского  учета;

- организации регистров  бухгалтерского учета;

- обработки информации.

Таким образом, в отличие  от Закона о бухгалтерском учете в ПБУ 1/2008 не только приводится определение понятия "учетная политика" через понятие "способы ведения бухгалтерского учета", но и раскрываются сами эти способы.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 не раскрывает содержания принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 МСФО (IAS) 8 регламентирует, что "когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО".

Подводя итог можно сказать, что в данном параграфе были рассмотрены основные начала учетной политики, нормативная база регулирования учетной политики, небольшой исторический аспект происхождения данной категории бухгалтерского учета.

 

1.2 Структура и элементы учетной политики организации

 

Для того чтобы формировать  какой либо документ, систему, ну и  в конце концов политику, считаю нужным для начала определиться с  элементами и структурой из которых будет состоять тот или иной объект. В данном параграфе подробно будет рассмотрены такие понятия как элементы и структура учетной политики.

Структуру и элементы учетной  политики организация выбирает самостоятельно. Обязательным условием при составлении учетной политики является необходимость составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Оформить эти политики можно как двумя отдельными приказами, так и одним общим. Но в любом случае при формировании данных документов необходимо по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно упростит работу бухгалтерии.

Учетная политика организации  для целей бухгалтерского учета  обычно состоит из 2 разделов 4:

- организационно - технический;

- методологический.

Организационно-технический  раздел, в частности, включает:

1. Организация бухгалтерского учета. Предприятие самостоятельно определяет организационные формы построения бухгалтерии. К приказу об учетной политике в качестве приложения приводятся: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы;

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, на основе утвержденного Министерством Финансов Российской Федерации Плана счетов бухгалтерского учета, в котором предусматриваются счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом субсчета предусмотренные планом счетов, могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета.

3. формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций. Поскольку Федеральный закон     
N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"  дает право организациям не применять унифицированные формы первичных документов, необходимо определиться либо по-прежнему использовать формы, предложенные Госкомстатом (и если да, то какие) или разработать свои;

4. формы регистров бухгалтерского учета;

5. правила документооборота, который в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, и должности лиц, имеющих право и подписи первичных учетных документов.

6. Инвентаризация имущества и обязательств. Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.

7. Внутренняя отчетность. Определяется состав и формы внутренней отчетности, периодичность её составления и представления, лиц, ответственных за её составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.

8. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (например сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам, оформления отчетов по их использованию, порядок использования контрольно - кассовой машины или бланков строгой отчетности и т.д.

Методический аспект учетной  политики предполагает выбор альтернативных вариантов элементов учетной политики с учетом требований нормативных документов.

Формируя учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия.

В учетной политике для  целей налогообложения обязательно  следует, во-первых, раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена  НК РФ. Во-вторых, в учетной политике для целей налогообложения следует  отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

Информация о работе Учетная политика организации