Теория игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера.

Файлы: 1 файл

Реферат_телецкая.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. На практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решения в условиях неопределённости, т. е. возникают ситуации, в которых две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера. Такие ситуации относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнеров. В деятельности торговой организации конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнеров и стремлением каждого из них принимать оптимальные решения, которые реализуют поставленные цели в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнера, и учитывать неизвестные заранее решения, которые эти партнеры будут принимать. Для грамотного решения задач с конфликтными ситуациями необходимы научно обоснованные методы. Такие методы разработаны математической теорией конфликтных ситуаций, которая носит название теория игр. Актуальность данной темы очевидна, поскольку с помощью теории игр торговая организация получает возможность предусмотреть ходы своих партнеров и конкурентов. В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем торговых организаций, разработок организационных структур и систем стимулирования. Уже в момент ее зарождения, которым считают публикацию в 1944 г. монографии Дж. Неймана и О. Моргенштерна “Теория игр и экономическое поведение”, многие предсказали революцию в экономических науках благодаря использованию нового подхода. Эти прогнозы нельзя было считать излишне смелыми, так как с самого начала данная теория претендовала на описание рационального поведения при принятии решений во взаимосвязанных ситуациях, что характерно для большинства актуальных проблем в экономических и социальных науках. Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с управленческими задачами. Объектом исследования является торговая организация. Целью реферата является оптимизация деятельности торговой организации с помощью теории игр. В соответствии с поставленной целью будет решаться ряд задач:

- рассмотрение  современного состояния деятельности торговых организаций Республики Беларусь;

- рассмотрение  основных понятий теории игр;

- рассмотрение  классификации теории игр;

- применение  теории игр для оптимизации  деятельности торговой организации.

1 Деятельность торговых организаций Республики Беларусь

 

Розничная торговля — продажа товаров конечному потребителю. Причём совершенно не важно, как именно продаются товары или услуги (методом личной продажи, по почте, по телефону или через интернет), а также — где именно они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).

В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для непосредственного использования.

Субъекты процесса розничной торговли — продавец и покупатель. К розничной торговле можно отнести продажу товаров через торговые автоматы.

Рассмотрим  деятельность розничных торговых организаций  Республики Беларусь на основании данных сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь [2].

 

Таблица 1.1 - Основные показатели розничной торговли и общественного питания

Показатель

2009

2010

2011

Розничный товарооборот торговли через все

каналы реализации:

     

в фактически действовавших  ценах, млрд. руб.

52033,0

64864,9

112898,8

в сопоставимых ценах, в процентах к 

предыдущему году

103,5

115,7

109,0

Розничный товарооборот общественного

питания:

     

в фактически действовавших  ценах, млрд. руб.

2702,6

3270,7

5573,5

в сопоставимых ценах, в процентах к 

предыдущему году

98,1

110,9

100,9

Число объектов розничной торговой сети

(на конец  года), тыс.

43,4

45,7

47,1

Число объектов общественного питания

(на конец  года), тыс.

11,7

12,0

12,0


 

Таблица 1.2 – Динамика основных показателей розничной торговли и общественного питания

Показатель

Отклонение

Темп роста

     2011 от

2010

 2010 от

   2009

2011 от 2010

  2010 от

   2009

1

       2

       3

        4

      5

Розничный товарооборот торговли через

все каналы реализации:

       

в фактически действовавших  ценах,

млрд. руб.

48033,9

12831,9

142,55

124,66

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

4

5

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

-6,7

12,2

93,85

111,79

Розничный товарооборот общественного питания:

       

в фактически действовавших  ценах,

млрд. руб.

2302,8

568,1

141,32

121,02

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему  году

-10

12,8

90,09

113,05

Число объектов розничной торговой сети

(на конец  года), тыс.

1,4

2,3

102,97

105,30

Число объектов общественного питания 

(на конец  года), тыс.

0

0,3

100,00

102,56


 

На рис. 1.1 представлено число объектов розничной торговой сети в 2009, 2010 и 2011 годах.


 

Рисунок 1.1 – Число объектов розничной торговой сети

 

 

На рис. 1.2 представлено число объектов общественного питания в 2009, 2010 и 2011 годах.

 

 

Рисунок 1.2 – Число объектов общественного питания

 
 Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе-августе 2012 г. составил 118,7 трлн. рублей, или 110,6% к уровню января-августа 2011 г.

 

Таблица 1.3 - Динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации

Период

Розничный

товарооборот,

  млрд. руб. 

(в  текущих ценах)

В сопоставимых ценах, в % к

соответствующему

периоду предыдущего

  года

предыдущему

периоду

1

2

3

4

2011 г.

     

Январь

5 693,2

121,3

81,6

Февраль

5 543,5

121,1

96,3

Март

6 364,6

121,5

112,2

I квартал

17 601,3

121,4

89,3

Апрель

6 739,8

115,5

100,5

Май

8 299,4

118,2

105,3

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

Июнь

8 198,4

105,7

90,0

II квартал

23 237,6

112,9

106,9

1 полугодие

40838,9

107.0

-

Июль

9 236,6

103,5

108,3

Август

10 446,4

105,1

102,6

Январь-август

60 521.9

113.7

-

Сентябрь

11 071,3

101.0

92,9

IIIквартал

30 754,3

103,0

101,8

Январь-сентябрь

71 593,2

102.0

-

Октябрь

12 746,9

102,7

106,7

Ноябрь

12 884,3

99.6

95,0

Декабрь

15 674,4

104.1

119,1

IV квартал

41 305,6

102,3

105,6

Январь-декабрь

112 898,8

109.0

-

2012 г.

     

Январь

12 049,3

103,7

77,6

Февраль

12 379,5

107,5

101,6

Март

14 560,7

111,5

116,1

I квартал

38 989,5

107,7

93,0

Апрель

14 146,9

106,8

95,7

Май

15 490,5

108,5

107,8

Июнь

15 862,0

116,2

101,2

II квартал

45 499,4

110,8

111,9

1 полугодие

84 488.9

109.5

-

Июль

16 772,1

112,8

104,6

Август

17 404,0

112,9

102,3

Январь-август

118 665.0

110.6

-


 

Таким образом, проанализировав данные таблицы 1.3 можно говорить о том, что величина розничного товарооборота выросла в 2012 году в сравнении с 2011 годом (сравнивая ежемесячно и ежеквартально), но темпы его роста сравнительно невелики. Так, если взять объём розничного товарооборота за первое полугодие 2012 года, то он увеличился всего на 9,5% по сравнению с 2011 годом,  в том числе за первый квартал розничный товарооборот увеличился на 7,7%, а за второй квартал на 10,8%, в то время, как объём розничного товарооборота в 2011 году увеличился на 7% по сравнению с 2010 годом, в том числе за первый квартал рост составил 21,4 %, а за второй квартал - 12,9%. В целом же за 2011 год рост розничного товарооборота составил +9% . А за январь - август 2012 года он увеличился на 10,6%.

На рис. 1.3 представлена динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в % к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах.

 

Рисунок 1.3 - Динамика розничного товарооборота торговли через все каналы реализации в % к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах

 

Проценты увеличения объемов товарооборота примерно одинаковые в сравнении с предыдущими  годами. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом розничный товарооборот увеличился на 15,7%, в 2011 году по сравнению с 2009 годом - на 9%. а в сентябре 2012 года составил 10,6%.  Анализируя график рисунка 1.3 можно увидеть, как ежемесячно изменялся размер розничного товарооборота. Так, наибольшее увеличение товарооборота было в марте 2011 года и составило +21,4%, а наименьший рост товарооборота пришелся на январь 2012 года и составил всего +3,7%. Также, можно сказать о значительном росте числа объектов розничной торговли.  Общее число объектов розничной торговли в 2011 году составило 47100 объектов, что на  2300 объектов больше по сравнению с 2010 годом и на 3700 объектов больше по сравнению с 2009 годом. Число же объектов общественного питания за 2011 год совсем не увеличилось по сравнению с 2010 годом, осталось неизменным и составило 12000 объектов. По сравнению с 2009 годом число таких объектов увеличилось на 300. Рассматривая показатели деятельности торговых организаций, можно сказать, что они в настоящий момент развиваются стабильно.  
    2 Оптимизация деятельности торговой организации с помощью теории игр

 

2.1 Основные  положения теории игр

 

Ознакомимся с  основными понятиями теории игр. Математическая модель конфликтной  ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, - игроками, а исход конфликта - выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая: 1) варианты действий игроков; 2) объем информации каждого игрока о поведении партнеров; 3) выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.

Информация о работе Теория игр