Теоретические и методологические основы категории «ВАЛОВОЙ ДОХОД» на примере ПО Рассвет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Сельское хозяйство это совокупность отраслей, обеспечивающих население, продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Сельское хозяйство имеет дело с живыми организмами, растениями и животными, что требует соответствующих знаний об их особенностях роста и развития, следовательно брак в работе не допустим.

Файлы: 1 файл

СПК Рассвет (1) (1).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ


 

 

Сельское хозяйство это совокупность отраслей, обеспечивающих население, продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Сельское хозяйство имеет дело с живыми организмами, растениями и животными, что требует соответствующих знаний об их особенностях роста и развития, следовательно брак в работе не допустим.

Динамичное функционирование с/х предприятия имеет место при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денег. Важность этих средств в том, что предприятие за них производит покупку сырья материалов. Для нормального функционирования необходимо чтобы сумму расходов по осуществляемой деятельности была меньше доходов по всем видам работ, услуг.

Валовой доход - стоимость вновь созданной продукции. Он рассчитывается как разность между стоимостью всей валовой продукции сельскохозяйственного предприятия и материальными производственными затратами (на семена, корма, горючее, смазочные материалы, пестициды, удобрения, на амортизацию машин и оборудования и др.), т. е. всеми затратами, кроме расходов на оплату труда.

Валовой доход  предприятия выступает основной мерой определения эффективности  работы предприятия. Валовой доход – это размер  вновь созданной стоимости продукции. Чистая продукция создаётся только живым трудом и характеризует вклад отдельных работников или коллектива  в создание материальных ценностей. Товарная форма чистой продукции может отождествляться с понятием стоимости.

Валовой доход  предприятия влияет на эффективность предприятия, его финансовую устойчивость, показатели использования основных и оборотных средств. Валовой доход предприятия - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, полученный в результате производства и продажи продукции.

Источником роста валового дохода является труд работников сельского хозяйства. Чем выше производительность труда, тем больше доля дохода в валовой продукции, тем, следовательно, больше доход в расчете на каждого работника и на единицу рабочего времени.

Для повышения темпов роста валового дохода важнейшее значение имеют ускорение научно-технического прогресса, индустриализация сельского хозяйства, совершенствование методов хозяйствования, более полное и рациональное использование земли и основных фондов, экономное расходование материальных ресурсов.

Актуальность  поиска новых подходов к решению  проблемы повышает важность проведения дальнейших научных изысканий, предопределяет выбор темы, постановку цели и задач работы.

Целью работы является проведения анализа доходов с/х предприятия и разработка методики его повышения на конкретном предприятии – СПК «Рассвет» Глушковского района Курской области;

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «валовой доход» и описать основные методы его анализа и пути его повышения;
  2. Проанализировать валовой доход СПК «Рассвет» и выявить направления его повышения;
  3. Разработать рекомендации по повышению валового дохода СПК «Рассвет» и провести расчеты их эффективности.

Объектом исследования является сельскохозяйственный производственный кооператив «Рассвет» Глушковского района Курской области.

Предметом исследования является валовой доход СПК «Рассвет».

Комплекс обозначенных задач обусловил выбор методов исследования: аналитического, монографического, графического, экономико–статистического, экономико–математического, структурного, сравнительного, и традиционных приёмов экономического анализа.

Информационной базой  исследования является нормативная  документация, литература  по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции, научно-методические рекомендации Курской сельскохозяйственной академии им. Иванова (КСХА).

Курсовая работа состоит из введения,  трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  
КАТЕГОРИИ «ВАЛОВОЙ ДОХОД»

 


1.1.Виды доходов предприятия,  их сущность и механизм  
формирования

 

 

Валовой доход  – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и  определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Валовой доход  представляет собой сложную экономическую  категорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимостными показателями, характеризующими хозяйственную деятельность предприятий торговли и общественного питания [29,с.107].

В составе валового дохода выделяется чистая продукция  – это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли.

Валовой доход  исчисляется в абсолютном и относительном  выражении. Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой:

  • Измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции);
  • Планово-учетная функция связана с измерительной, определяя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реализации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используются в анализе и планировании валового дохода;
  • Стимулирующая функция проявляется в повышении заинтересованности предприятий в получении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рынке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинансирования;
  • Регулирующая функция выражается в том, происходит уравновешивание спроса и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызывает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса. Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью устанавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок).

Валовой доход  включает: общие доходы от продажи  товаров (работ, услуг), в т.ч. вспомогательных и обслуживающих производств:

  • доходы от продажи ценных бумаг;
  • доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;
  • доходы от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
  • доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходов от осуществления операций лизинга (аренды);
  • доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций, в т.ч. в виде:
  • сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных предприятию;
  • сумм неиспользованной части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;  [2,с. 28]
  • сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению;
  • стоимости материальных ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных им в собственном производственном или хозяйственном обороте;
  • сумм штрафов, неустойки или пени, полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;
  • сумм государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которая возвращается в его пользу по решению суда (арбитражного суда).

1.2.Факторы, определяющие уровень валового дохода предприятия

 

 

Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции является основным источником прибыльной работы с/х предприятий, условием устойчивого их положения на рынке. Стремление наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов. Его определяющих, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.

В процессе управления валовыми доходами – при их анализе, поиске резервов роста и планировании – все факторы принято подразделять на две основные группы:

  • зависящие от деятельности с/х предприятий (внутренние факторы);
  • независящие от деятельности с/х предприятий (внешние факторы).

В системе внешних  факторов выделяются: политика государства  в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке потребительских товаров; уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение спроса и предложения; жизненный цикл товара; территориальное расположение и др [23,с.18].

Размер валового дохода зависит от политики государства  в вопросах регулирования торговых надбавок (наценок). Определяя верхнюю границу торговых надбавок (наценок) на социально значимые товары государство. С одной стороны, защищает интересы потребителя, препятствуя формированию высоких доходов торговли и общественного питания, а с другой – создает заинтересованность предприятий торговли и общественного питания в снижении издержек и образовании прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность государства в области  торговли проявляет через применение мер по регулированию уровня таможенных пошлин. Его рост увеличивает не только стоимость закупаемых импортных товаров (сырья), но и цену их реализации, формируя больший объем валового дохода предприятия [17,с.45].

К системе внутренних факторов относятся: объём товарооборота, его структура, состав, товародвижение, качество товаров, целевая стратегия.

Косвенное влияние  на величину валового дохода оказывает  изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. К ним  относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня торговых надбавок. А значит, и на величине валового дохода.

Аналогичным образом  на размер валового дохода оказывает  влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных  тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).

Одним из внешних  факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне. Чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Существенное  влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объём, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.

Складывающееся  на рынке соотношение спроса и  предложения предоставляет возможность дифференцированно подходить к определению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объёмом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода  [2,с. 41].

Величина валового дохода зависит от территориального расположения предприятий торговли и общественного питания относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий вровень торговой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимости от района деятельности предприятий торговли и общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие – в престижных районах, меньшие – в обычных.

Информация о работе Теоретические и методологические основы категории «ВАЛОВОЙ ДОХОД» на примере ПО Рассвет