Стратегия деятельности современного оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ оптовой торговли России в условиях финансово-экономического кризиса и разработка возможных направлений стратегического развития отрасли.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ функционирования оптовой торговли, уточнение экономического содержания ее функций; определение специфики функционирования;
- исследование современного состояния и тенденций развития оптовой торговли;
- формулировка и обоснование концепции развития оптовой торговли, разработка механизмов ее реализации.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………
2. Функции оптовой торговли.…………………………………………….
3. Современное предприятие оптовой торговли………………………...
4. Роль и назначение оптовой торговли в распределении товаров………..
5. Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли
6. Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю.
7. Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Стратегия деятельности современного оптового предприятия.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Микроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

  • функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;
  • функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
  • функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
  • функция сглаживания цен;
  • функция хранения;
  • функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
  • функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;
  • функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида: традиционные – главным образом  организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка) и новые – возникающие под влиянием развития рынка. Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную  подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контрактной функции  обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что  хранение запасов в опте обходится  значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое  значение имеет хранение оптовыми предприятиями  товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в РФ далеко не оптимальные. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в зарубежных странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые организации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения. Розничные предприятия, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освобождаются от операций по содержанию значительной части товарных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений магазинов, следовательно, увеличивается площадь торговых залов, снижается численность персонала, обслуживающего раннее при магазинные склады.

Передача на хранение оптовым предприятиям готовой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным компаниям, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции связана  функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят:

    • Подсортировка товаров, их комплектация;
    • Дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация.

Таким образом, оптовые  предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных  покупателей.

Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз  товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при  доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Указанные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, то есть обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения раннее нетрадиционных для них задач, Возникающих под влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и  передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способны в полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие  элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение  текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.

Важное значение имеет  развитие такой функции опта, как  коммерческое кредитование, финансирование сделок. В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют  производителя тем, что предоставляют  ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.

Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функции оптовой торговли в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

Таким образом, среди  основных задач, которые должна решать оптовая торговля, на первый план выступают  следующие:

    1. сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
    2. размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;
    3. своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;
    4. формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;
    5. внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
    6. широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;
    7. получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Решая эти задачи развития оптовой торговли, ее проводники выполняют  определенный комплекс взаимосвязанных  функций, и прежде всего:

  • Определяют возникновение потребности, спросы, заказы потребителей, то есть организуют и проводят большую работу по формированию портфеля заказов;
  • Подготавливают, организуют  и осуществляют комплекс рекламных, консультативных, логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;
  • Осуществляют погрузо-разгрузочные работы с последующей транспортировкой товаров, их установкой, наладкой, сервисным послепродажным обслуживанием конечных покупателей;
  • Разрабатывают и внедряют систему мер, направленную на наиболее радикальное, качественное, экономичное обслуживание потребителей, на каждом этапе сложного процесса оптовой торговли.

В настоящих условиях хозяйствования происходят существенные изменения в сфере оптовой  торговли.

Несмотря на положительные явления в рыночной экономике, и прежде всего на ее коммерциализацию, демонополизацию и многочисленные возможности свободной конкуренции, современное состояние оптовой торговли нуждается и в решении ряда проблем, например такой проблемы как формирование элементов рыночной инфраструктуры.

Следовательно, актуальным вопросом является общая оценка деятельности оптовых предприятий РР  на современном  этапе развития экономики.

 

 

 

5. Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли

Оптовая торговля до начала 1994 года представляла собой центральное государственное снабжение продукцией и товарами с обязательным прикреплением к поставщикам.

С развитием рыночных отношений система бывших Госснабовских  и внешнеторговых структур ликвидирована. Создались условия для формирования оптового рынка со свободным выбором хозяйственных связей. За последние годы произошло заметное изменение структуры оптового рынка. Для изучения изменений инфраструктуры оптового рынка Госкомстат России по состоянию на 1. 05. 95 года провел первую всероссийскую перепись предприятий оптовой торговли. Переписи подлежали предприятия торговли, включая малые, занимающиеся оптовой, оптово-посреднической, снабженческо-сбытовой деятельностью, состоящие на самостоятельном балансе, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. В ходе переписи впервые установлено количество юридических лиц, для которых оптовая торговля является основным видом деятельности.

По состоянию на 1. 05. 95 г. их в РФ насчитывалось 41, 6 тысяч. Основное число этих предприятий сосредоточено в Центральном, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском экономических районах. Распределение предприятий оптовой торговли по экономическим районам РФ приводится в таблице 1.1.

Таблица 1. 1

Структура распределения предприятий оптовой торговли по регионам

 

Экономические регионы

Число предприятий, тыс. ед.

В % к общему числу предприятий

Северный

1, 4

3, 4

Северо-Западный

2, 4

5, 7

Западный

10, 1

24, 3

Волго-Вятский

2, 6

6, 3

Центрально-Черноземный

1, 3

3, 2

Поволжский

4, 7

11, 3

Северо-Кавказский

4, 2

10, 1

Уральский

4, 8

11, 5

Западно-Сибирский

5, 8

13, 8

Восточно-Сибирский

1, 6

3, 8

Дальневосточный

2, 2

5, 3


В целом по РФ 95 % предприятий  оптовой торговли находятся в  негосударственном секторе, 5 % - в государственном.

Переписью установлено, что значительная часть учтенных предприятий оптовой торговли бездействовала. По состоянию на первое мая 1998 года таких предприятий в целом  по России насчитывалось 12, 4 тысячи (30 % от общего числа предприятий) с численностью работников в них 40, 9 тысяч человек.

В настоящее время, 90 % предприятий оптовой торговли составляют малые, с численностью работников до 25 человек. Среди них 98 % находится  на предприятиях негосударственного сектора. Наиболее активным периодом образования объектов оптовой торговли были 1992 – 1994 годы, за это время зарегистрировано 34, 7 тысячи предприятий или 83 % от общего количества. При этом, лишь 8, 4 % предприятий созданы путем приватизации, остальные – вновь образованные. Полученные сведения о распределении предприятий оптовой торговли по организационно-правовым формам и результатам их деятельности, позволяют сделать вывод, что наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйствования предприятий оптовой торговли является Общество с ограниченной ответственностью (ООО). На их долю приходится 52 % от общего числа предприятий; 18 % - составляют индивидуальные частные предприятия, 13 % - закрытые акционерные общества, 7 % - открытые акционерные общества, 10 % - предприятия других форм3.

Оценивая специализацию  оптовых предприятий, следует отметить, что почти половину (47 %) от общего количества предприятий оптовой  торговли составляют предприятия с  преобладающим (более 50 %) удельным весом  реализации отдельных товарных групп в оптовом товарообороте. Группировка таких предприятий приводится в таблице 1.2 4.

Общий объем реализации предприятий оптовой торговли, состоящих  на самостоятельном балансе в 1995 г. – составлял –16 трлн. руб.

В структуре оптового товарооборота преобладающую долю занимают нефтепродукты (15 % от общего объема), автомобили грузовые (6 %), рыбопродукты (7 %).

Структура реализации в  разрезе товарных групп и форм собственности представлена в таблице 1.3.

Данные Госкомстата  позволили сопоставить результаты деятельности предприятий оптовой торговли. Группировка по их объему товарооборота показала, что более эффективно работают предприятия с объемом реализации свыше 200 млн. руб. в месяц (в 1997 г.). Более динамично развивались оптовые предприятия честного сектора. Уровень валовых доходов в предприятиях частной формы собственности составлял 19 % при уровне издержек обращения 17, 2 %, а в предприятиях государственной формы собственности соответственно 26, 5 % и 22 %, а нагрузка на одного работающего выше, чем на предприятиях государственной формы собственности в 1, 6 раза.

Информация о работе Стратегия деятельности современного оптового предприятия