Составление отчетности фирмы при ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 00:03, реферат

Описание работы

Одним из возможных путей повышения эффективности работы предприятия является изменение его организационной структуры. В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей проводить реорганизацию своих предприятий, различны. Однако, как правило, объединяет их стремление к повышению эффективности работы и упрочению позиций предприятия на рынке.

Файлы: 1 файл

Понятие реорганизации и ликвидации.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

выручка (доход)

(-) расходы прибыль (убыток)

Отчет о прибылях и убытках вместе с балансом является важным источником информации для всестороннего анализа получения прибыли. Группировка его статей может помочь в проведении такого поэтапного анализа. В практике известны два способа группировки статей в отчете о прибылях и убытках - так называемые многоступенчатая и одноступенчатая формы. При первом способе статьи доходов и расходов группируются по однородным признакам, что позволяет раздельно показать результаты от разных видов деятельности. В случае одноступенчатой формы все доходы классифицируются по одной группе, а расходы - по другой, без увязки однородных доходов и расходов. Это значительно упрощает сам отчет, но при этом теряются его наглядность и информативность.

На формирование и современную структуру отчета о прибылях и убытках российских организаций оказали влияние ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

В ПБУ 9/99 приводится классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности на:

* доходы от обычных  видов деятельности;

* операционные доходы;

* внереализационные доходы.

В ПБУ 10/99 расходы организации разделяются на:

* расходы по обычным  видам деятельности;

* операционные расходы;

* внереализационные расходы.

Отчет об изменениях движения капитала. Отчет об изменениях капитала {форма № 3) является относительно новой формой отчетности для российских организаций.

Отчет об изменениях капитала показывает его увеличение или уменьшение за период в увязке с величиной капитала на начало и конец отчетного периода

Этот отчет связан с разделом III и некоторыми статьями раздела V пассива бухгалтерского баланса и дополняет информацию об остатках капитала на дату баланса информацией о его движении в течение отчетного периода. В этом отчете постатейно показывают капитал организации, его остатки на начало периода (графа 3), поступление (графа 4) и использование (графа 5) в отчетном году, а также остатки на конец года (графа 6). Капитал в отчете сгруппирован в три раздела (капитал, резервы предстоящих расходов, оценочные резервы) и представлен следующими статьями:

раздел I "Капитал" -

* "Уставный (складочный) капитал";

* "Добавочный капитал";

* "Резервный фонд";

* "Нераспределенная прибыль  прошлых лет";

* "Фонд социальной сферы";

* "Целевые финансирование  и поступления - всего";

* "В том числе из  бюджета";

раздел II "Резервы предстоящих расходов - всего" и "в том числе";

раздел III "Оценочные резервы - всего" и "в том числе". По каждому разделу подводится итог.

Раздел IV "Изменение капитала" имеет другую структуру.

В разделе I "Капитал" по статье "Уставный (складочный) капитал", графа 2 "Остаток на начало года", показывают его величину на начало года в соответствии с учредительными документами. Увеличение отражается в графе 4, а уменьшение - в графе 5 и становится возможным при изъятии вкладов учредителями, аннулировании собственных акций акционерными обществами, уменьшении вклада или номинальной стоимости акций при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов. Изменения должны быть внесены в учредительные документы, и остаток на конец года, который получается суммированием остатка на начало года с увеличением и вычитанием уменьшения, показывают в графе 6.

Статья "Добавочный капитал" по соответствующим графам также характеризует остаток капитала на начало и конец периода, его поступление и выбытие; остаток на конец периода рассчитывается аналогично предыдущему остатку.

Прирост происходит в результате дооценки имущества, получения эмиссионного дохода, возникновения положительных курсовых разниц при взносах в уставный капитал, выраженных в иностранной валюте, присоединения собственных источников капитальных вложений по принятым в эксплуатацию объектам основных средств.

Выбытие добавочного капитала происходит при его присоединении к уставному капиталу, погашении убытков, уменьшении в случае списания финансовых результатов от выбытия основных средств.

Статья "Резервный фонд" показывает остатки на начало и конец периода, прирост резерва при отчислении в него средств в соответствии с законодательством и уменьшение в случае его использования на покрытие убытков, погашение облигаций, выкуп акций.

Статья "Нераспределенная прибыль прошлых лет" объединяет дан ные о нераспределенной прибыли прошлых лет и отчетного периода, а также непокрытых убытках прошлых лет и отчетного года, которые могут быть выделены в самостоятельные статьи. При создании в соответствии с законодательством и учредительными документами резервов и фондов (например, фонда социальной сферы) за счет прибыли и выплате дивидендов нераспределенная прибыль уменьшается на обозначенные суммы.

Целевые финансирование и поступления характеризуют направление средств на цели деятельности некоммерческой организации.

В разделе II "Резервы предстоящих расходов" отражаются остатки на начало и конец периода, увеличение резервов при их формировании и отчислении средств в них и уменьшении резервов, которые создаются в соответствии с законодательством и принятой учетной политикой.

В разделе III "Оценочные резервы" показывают состояние и движение оценочных резервов, таких, как резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги при их использовании на списание дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и др.

Раздел IV "Изменение капитала", который заполняют только хозяйственные общества и товарищества, содержит информацию об источниках изменения капитала. Его структура отличается от структуры других разделов. В нем увязаны данные о величине капитала на начало периода, его увеличении за счет различных источников, а также уменьшении и остатке капитала на конец отчетного периода.

Увеличение капитала предполагается за счет:

* дополнительного выпуска  акций;

* переоценки активов;

* прироста имущества;

* реорганизации юридического  лица (слияния, присоединения);

* доходов, которые в соответствии  с правилами ведения бух-галтерского учета и составления отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.

Уменьшение капитала происходит за счет:

* уменьшения номинала  акций;

* уменьшения числа акций;

* реорганизации юридического  лица (разделения, выделения);

* расходов, которые в соответствии  с правилами ведения бухгалтерского  учета и составления отчетности  относятся непосредственно на  уменьшение капитала.

Информация в разделе IV приводится за отчетный и предше-ствующий годы.

Справочно указывается остаток чистых активов на начало и конец отчетного периода.

В соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Минфина России и Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 5 августа 1996 г. № 71, 149, чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

Активы, участвующие в расчете, представляют собой денежное и неденежное имущество акционерного общества, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:

* внеоборотные активы, отражаемые в разделе I бухгалтерского баланса, за исключением балансовой стоимости собственных акций общества, выкупленных у акционеров. При расчете величины чистых активов принимаются учитываемые в разделе 1 бухгалтерского баланса нематериальные активы, отвечающие следующим требованиям:

непосредственно используемые обществом в основной дея-тельности и приносящие доход (права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и пр.);

имеющие документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением (созданием);

имеющие подтверждение на владение данными нематериальными активами (патенты, лицензии, акты, договоры и др.), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации;

* задолженность акционерного  общества за -проданное ему имущество, принимаемая в расчет по статье "Прочие в необоротные активы";

* запасы и затраты, денежные  средства, расчеты и прочие активы, показываемые в разделе II бухгалтерского  баланса, за исключением задолженности  участников (учредителей) по их вкладам  в уставный капитал и балансовой  стоимости собственных акций, выкупленных  у акционеров.

При наличии у акционерного общества на конец года оценочных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчет с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.

Пассивы, участвующие в расчете,- это обязательства акционерного общества, в состав которых включаются:

* статья "Целевые финансирование  и поступления" раздела III бухгалтерского  баланса;

* статья долгосрочных  обязательств банкам и иным, юридическим  и физическим лицам раздела IV бухгалтерского баланса;

* статьи краткосрочных  обязательств банкам и иным, юридическим  и физическим лицам раздела V бухгалтерского  баланса, а также расчеты и  прочие пассивы, кроме сумм, отраженных  по статьям "Доходы будущих  периодов" и "Фонды потребления".

 

 

 

 

 

 

В сложившейся экономической обстановке множество организаций несут убытки, и дальнейшая их деятельность становиться нерентабельной. Логическим решением в данной ситуации видится ликвидация не приносящей прибыли организации. Рассмотрим, с какими трудностями может столкнуться бухгалтер при составлении отчетности предприятия, учредителями которого принято решение о ликвидации.

Напомним общий порядок действий при ликвидации.

Во-первых, учредители принимают решение о ликвидации и подают в налоговый орган уведомление, налоговые органы вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что фирма находится в процессе ликвидации. После подачи заявления фирма должна прекратить всю деятельность, кроме расчетов с дебиторами, кредиторами и собственниками.

Во-вторых, фирме необходимо опубликовать сообщение о своей ликвидации. С этого момента в течение срока, установленного организацией, кредиторы могут предъявлять свои требования. Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, этот срок не может быть менее двух месяцев. В этот период налоговая инспекция может провести выездную налоговую проверку.

В-третьих, после расчета со всеми своими кредиторами, фирма составляет окончательный ликвидационный баланс, на основании которого производятся выплаты собственникам. Этот баланс надо представить в налоговую инспекцию для согласования. После расчетов с собственниками запись о фирме исключают из ЕГРЮЛ.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует порядок составления и подачи отчетности при ликвидации организации.

По вопросу сдачи налоговых деклараций при ликвидации фирмы существует две позиции. Подавать последние декларации надо в момент, когда подано уведомление о ликвидации или последний раз сдать налоговые отчеты надо на дату составления ликвидационного баланса.

Рассмотрим нюансы сдачи деклараций в обоих случаях.

Если подавать декларации вместе с уведомлением о ликвидации, то в случае возникновения дополнительных доходов или расходов необходимо будет сдать уточненные налоговые декларации.

При подачи «ликвидационных» деклараций не имеет значение, когда фактически заканчивается налоговый период. Ведь после подачи уведомления организация находится в стадии ликвидации, и хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, связанной с расчетами с кредиторами, вести не должна. Если потом фирма все же производит какие-то дополнительные расходы или получает доходы, то она должна подать уточненную декларацию.

В Налоговом кодексе РФ нет четких разъяснений по вопросу представления деклараций ликвидируемой фирмой. Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации.

По мнению налоговых органов, трактовать данную статью НК нужно так: «в случае ликвидации организации последний день последнего налогового периода приходится на день прекращения организацией деятельности, учитываемой для целей налогообложения».

Организация прекращает указанную деятельность в день начала ликвидации. В соответствии с п. 1 ст. 80 "Налоговая декларация" НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В связи с изложенным в случае ликвидации организации налоговая декларация за последний налоговый период составляется на дату начала ликвидации» (А.А.Авдеев Советник налоговой службы III ранга).

Если же читать кодекс буквально, то последний период, за который следует сдавать декларации, заканчивается в момент исключения фирмы из ЕГРЮЛ. На практике это невыполнимо, так как после ликвидации сдавать декларации будет некому. Если же они будут сданы до удаления организации из реестра, то проверять их после ликвидации будет поздно. Ведь оштрафовать за недостоверные сведения и взыскать недоимки налоговики уже не смогут. Поэтому в действительности сдавать декларации нужно только за период до подачи заявления о ликвидации.

Информация о работе Составление отчетности фирмы при ликвидации