Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть финансовое состояние предприятия ОАО «Уральский завод энергетических машин» с позиции кредитной организации и определить потенциальную возможность сотрудничества.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль и место финансового анализа в рыночных условиях;
дать краткую характеристику объекта исследования;
проанализировать показатели финансового состояния предприятия по балансу;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Роль и место финансового анализа в рыночной экономике……….....5
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Уральский завод энергетических машин»………………………………………………………………………………11
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Уральский завод энергетических машин»……………………………………………………………11
2.2. Анализ активов и пассивов предприятия на основе сравнительного аналитического баланса……………………………………………………..12
2.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………...19
2.4 Анализ ликвидности баланса…………………………………………...20
2.5. Анализ финансовых коэффициентов…………………………………..23
2.6 Анализ прибыли предприятия ОАО «Уральский завод энергетических машин» на основе отчета о прибылях и убытках………………………………...27
Глава 3. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия…………....35
Заключение……………………………………………………………………….....37
Библиографический список……………………………………………………......40

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Ivanchenko (4).doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент автономии является одной их важнейших характеристик устойчивости финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников. Он показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Согласно таблице 5 данный показатель в отчетном году составил 0,08 . Полученное здесь значение свидетельствует о ее значительной зависимости от кредиторов по причине недостатка собственного капитала. За весь анализируемый период изменение коэффициента автономии составило -0,07.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. На конец 2011 года он равен 10,87. Это означает, что на 1000 руб. вложенных в активы собственных средств, приходится 10870 руб. заемных средств. Такое соотношение многократно превышает установленную норму. При этом показатель имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов и, как следствие, о снижении финансовой устойчивости. Превышение норматива  допустимо при высокой оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент соотношения мобильных и иммобильных  средств показывает, сколько оборотных активов приходится на каждый рубль внеоборотных активов. В 2011 году этот коэффициент составил 9,74.

Весьма существенной характеристикой устойчивости финансового  состояния является коэффициент маневренности, показывающий, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Согласно таблице 5 данный показатель близок к оптимальному значению и  показывает, что на начало 2011 года 68% собственного оборотного капитала находится в обороте, т.е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами, а какая капитализирована. Значение данного коэффициента должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств предприятия.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования в 2011 году составил 0,17, доля собственных средств в запасах и затратах ниже нормы как на начало, так и на конец года. Это указывает на негативное влияние данного показателя на финансовую устойчивость предприятия.

Важную характеристику структуры средств предприятия  дает коэффициент имущества производственного назначения, показывающий долю имущественного назначения в активах предприятия. Коэффициент в 2011 году составил 0,59, на данном предприятии коэффициент имущества производственного назначения составил 0,49 и 0,59 на начало и конец года соответственно, что удовлетворяет нормативному условию.

Наряду с общими коэффициентами, характеризующими структуру источников средств предприятия используются также частные показатели, отражающие разнообразные тенденции в изменении  структуры отдельных групп источников. Так, например, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств на 31.12.2011 года составил 0,46. Особо высокое значение этого показателя свидетельствует о сильной зависимости от привлеченного капитала, о необходимости выплачивать в перспективе значительные суммы денежных средств в виде процентов за пользование кредитами и т. п.

Коэффициент краткосрочной задолженности характеризует преимущественно текущие тенденции, складывающиеся в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и отражает долю краткосрочных обязательств в общей сумме всех его обязательств. Доля краткосрочных обязательств на начало и на конец 2010 года составила 0,88 и 0,92 соответственно.

Вывод: анализ показывает, что предприятие  находится в довольно уязвимом положении, так наблюдается существенная зависимость от заемных источников финансирования. При этом положительным моментом можно назвать то, что большинство источников средств являются устойчивыми и надежными.

2.6. Анализ прибыли предприятия ОАО «Уральский завод энергетических машин» на основе отчета о прибылях и убытках

 

Основные финансовые результаты деятельности ОАО «Уральский завод энергетических машин», основанные на форме 2 «Отчет о прибылях и убытках», представленной в приложении 2, отражены в таблице 7.

 

Таблица 7

Финансовые результаты деятельности ОАО «Уральский завод энергетических машин»за 2010-2011 гг.

 

Показатель

Значение показателя (тыс.руб.)

Изменение показателя

% от выручки

 

На 31.12.2010 г.

На 31.12.2011 г.

Абсолютное (тыс.руб)

Относительное (в %к величинам на 31.12.2010 г.)

На 31.12.2010 г.

На 31.12.2011 г.

Выручка

3894424

4085635

191211

5,1

   

Расходы по обычным видам  деятельности

3672622

3743513

70891

2,1

   

Прибыль (убыток) от продаж

221802

342122

120320

54,2

5,7

8,4

Прочие расходы и  доходы

221802

342122

120320

54,2

   

Прибыль до налогообложения

135 747

345 352

209605

254,4

3,5

8,5

Чистая прибыль (убыток)

99 209

254 630

155421

256,7

2,5

6,2


 

По данным, представленным в таблице 7, видно, что абсолютное изменение прибыли от продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило 191211 тыс. руб. (или 54,2% в относительном выражении). В целом в отчетном году прибыль от продаж (то есть от основного вида деятельности) предприятия составила 8,4% от суммы полученной выручки. Данное значение выше аналогичного показателя (5,7%) в предшествующем периоде.

Прибыль до налогообложения (то есть прибыль с учетом доходов  и расходов от неосновной деятельности) увеличилась на 209 605 тыс. руб., что в относительном выражении составляет 254,4%. Увеличение показателя произошло за счет роста доходов предприятия от неосновной деятельности (в частности от участия в других организациях и процентов к получению). Прибыль до налогообложения в отчетном году составила 8,5% от выручки.

Величина чистой прибыли  в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 155 421 тыс. руб. В относительном выражении это 256,7%. Сумма чистой прибыли в отчетном году составила 6,2% от величины выручки против аналогичного показателя в 2010 году 2,5%.

Одним из основных и важных показателей финансового результата деятельности предприятия является прибыль от основной деятельности, то есть прибыль от продаж.

Основными факторами, влияющими  на сумму прибыли предприятия, являются:

    • изменение объема продаж;
    • изменение ассортимента продукции;
    • изменение себестоимости продукции;
    • изменение цены реализации продукции.

Для осуществления анализа  прибыли от продаж необходимо определить влияние каждого фактора на изучаемый показатель. В таблице 8 представлены данные, необходимые для анализа прибыли от продаж, основанные на отчете о прибылях и убытках данного предприятия, представленного в приложении 2.

 

 

 

Таблица 8

 

Анализ влияния факторов на прибыль от реализации продукции

Показатель

Ед. изм.

2010 год

2011 год

Абс. изменение

Прирост, %

Выручка

тыс. руб.

3 894 424

4 085 635

191 211

4,91

Себестоимость

тыс. руб.

3 456 111

3 525 041

68 930

1,99

Внепроизводственные (коммерческие и  управленческие) расходы

тыс. руб.

216 511

218 472

1 961

0,91

Прибыль от реализации (ПРП)

тыс. руб.

221 802

342 122

120 320

54,25

Индекс цен

отн. ед.

1

1,067

0,067

6,70

Объем реализации в сопоставимых ценах

тыс. руб.

3 894 424

3 829 086

-65 338

-1,68


 

На основании таблицы 7 видно, что отклонение прибыли от продаж предприятия ОАО «Уральский завод энергетических машин» составило 120 320 тыс. руб. Необходимо определить влияние каждого фактора на данное изменение.

Влияние изменения объема продаж

Изменение прибыли  от продаж за счет изменения объема продаж исчисляется следующим образом:

∆П (∆Q) = (Q1-Q0- (±∆Qинфл) * (Rпродаж 0 / 100), где

П – прибыль;

Q – объем продаж (1 – в отчетном периоде, 0 – в базисном периоде);

±∆Qинфл - изменение объема продаж отчетного года за счет влияния фактора инфляции;

Rпродаж 0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

Изменение объема продаж отчетного периода за счет влияния фактора инфляции определяется по формуле:

±∆Qинфл = Q1 – Q1 / Iинфл, где

Q1 – объем продаж в отчетном периоде;

Iинфл– индекс инфляции.

Индекс инфляции определяется по формуле:

Iинфл = (100 + уровень инфляции) / 100.

Рентабельность  продаж в базисном периоде определяется по формуле:

Rпродаж 0 = П продаж 0 / Q0, где

Ппродаж 0 – прибыль от продаж в базисном периоде;

Q0 – объем продаж в базисном периоде.

Влияние изменения цен на продукцию

Расчет влияния  фактора изменения цен на продукцию  осуществляется по следующей формуле:

∆П (∆P) = ±∆Qинфл* Rпродаж 0 / 100, где

Р – цена продукции.

Влияние изменения удельного веса себестоимости  продукции

Расчет влияния  фактора изменения удельного  веса себестоимости продукции осуществляется по следующей формуле:

∆П (∆Z) = Q1 * (Z1 – Z0) / 100, где

Z – удельный вес себестоимости продукции (1 – в отчетном периоде, 0 – в базисном периоде).

Влияние изменения удельного веса коммерческих расходов

Расчет влияния  фактора изменения удельного  веса коммерческих расходов на прибыль  от продаж осуществляется следующим  образом:

∆П (∆КР) = Q1 * (КР1 – КР0) / 100, где

КР – удельный вес коммерческих расходов (1 – в  отчетном периоде, 0 – в базисном периоде).

Влияние изменения удельного веса административных расходов

Расчет влияния фактора изменения удельного веса управленческих расходов осуществляется по следующей формуле:

∆П (∆УР) = Q1 * (УР1 – УР0) / 100, где

УР – удельный вес управленческих расходов (1 –  в отчетном периоде, 0 – в базисном периоде).

Для проверки расчетов необходимо рассчитать баланс факторов:

БФ = ∆П (∆Q) + ∆П (∆P) + ∆П (∆Z) + ∆П (∆КР) + ∆П (∆УР), где

БФ – баланс факторов.

Итак, влияние объема продаж на прибыль равно произведению прибыли базисного периода на относительное  изменение объема реализации в сопоставимых ценах:

= 221 802 ∙ (-0,0168) =  -3721 тыс. руб.

Получаем, от снижения объема продаж в сопоставимых ценах на  
65 338 тыс. руб. прибыль снизилась на 3 721 тыс. руб.

Влияние ассортимента реализованной  продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного  периода, рассчитанной на основе цен  и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Значение прибыли отчетного  периода, рассчитанное из цен и себестоимости  базисного периода:

3 829 086 – (3 456 111 ∙ (1 - 0,0168)) – 216 511= 214 448 тыс. руб.

Влияние ассортимента:

= 214 448 – 221 802 ∙ (1 - 0,0168) = -3 632 тыс. руб.

Под влиянием изменения  структуры ассортимента прибыль  от реализации уменьшилась на 3 632 тыс. руб. Это говорит о снижении доли высокорентабельной продукции в составе реализованной продукции.

Влияние изменения производственной себестоимости реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением себестоимости отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

= 3 525 041– 3 456 111 ∙ (1 - 0,0168) = 126 914 тыс. руб.

Полученные результаты говорят о том, что от повышения производственной себестоимости продукции на 68 930 тыс. руб. прибыль в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 126 914 тыс. руб.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы не зависят от изменения цен, следовательно, под их влиянием прибыль снизилась на  
1 961 тыс. руб.

Влияние цен реализации продукции на изменение прибыли  определяется сопоставлением объема продаж отчетного периода в ценах отчетного и базисного периодов:

= 4 085 635 – 3 829 086 = 256 549 тыс. руб.

В 2011 году индекс цен на электропогрузчики составил 1,067. Получается, что от увеличения среднерализационных цен продукции производственного комплекса на 6,7%, его прибыль увеличилась на 256 549 тыс. руб.

Общее влияние всех факторов на изменение прибыли от реализации продукции составляет:

– 3 721 –  3 623 – 126 914 + 1 961 + 256 549 = 120 320 тыс. руб.

Информация о работе Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия