Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем организации и контроля маркетингом, а также рассмотрение понятия процессов и явлений, связанных со стратегией маркетинговой деятельности на предприятиях.
Стратегическое  планирование является важнейшей составной  частью управления предприятием, и  без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Введение………………..………..……………………………………………....3
Теоретические аспекты организации и контроля маркетинга на предприятии …………………………………………………………….……....4
Основные организационные структуры маркетинга……………………4
Процесс управления маркетингом на предприятии………..…………..13
Маркетинговый контроль (цели, задачи и основные виды)…….……..20
2. Практика организации  маркетинга на российских предприятиях............27
2.1  Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"….27
2.2  Организация и контроль маркетинга на ОАО «Акмаш-Холдинг»…….30
  Заключение……………………………………………………………….….....32
Список литературы………………………………
1.3 Маркетинговый контроль
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.[2]
Контроль маркетинга - процесс 
измерения и оценки результатов 
реализации планов маркетинга, выполнения 
корректирующих действий, обеспечивающих 
достижение маркетинговых целей. Контроль 
заключает цикл управления маркетингом 
и одновременно дает начало новому 
циклу планирования маркетинговой 
деятельностью. Это выявление сильных 
и слабых сторон маркетинговой деятельности, 
анализ уровня выполнения планов маркетинга 
необходимы для правильного выбора 
целей и стратегий 
Рисунок 1.13 – Области (объекты) маркетингового контроля и его виды
В зависимости от поставленных задач предприятие выделяет:
Если контроль первого 
вида возможное для всего 
Процесс контроля обычно протекает в четыре стадии:
– 1 – установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
– 2 – выяснение реальных значений показателей;
– 3 – сравнение;
– 4 – анализ результатов сравнения.
Различают вербальные, количественные, качественные, универсальные и специфические показатели контроля.
Вербальные (описательные) показатели используются, как правило, в описании долгосрочных целей предприятия или явлений, количественное выражение которых трудно осуществить (например, создание у потребителей положительного имиджа товара).
Количественные показатели используются наиболее часто и делятся на абсолютные, относительные и индексные.
Качественные показатели используются тогда, когда количественные характеристики вообще не применяются (например, при характеристике потребителей, их привычек, предпочтений).
Универсальные показатели используются не только для контроля маркетинга, но и для общего анализа деятельности предприятия. К ним относятся показатели объема производства, продаж, прибыли, затрат, дохода, потерь, производительности и т.п.
Специфические показатели используются для характеристики особой маркетинговой деятельности (например, показатель затрат на проведение маркетинговой кампании или стоимость одной анкеты при опроса потребителей).[9]
Основными задачами маркетингового контроля являются:
По результатам контроля 
вносятся коррективы в маркетинговую 
деятельность. Например, если объем 
продаж ниже ожидаемого, необходимо определить, 
чем это обусловлено и что 
следует сделать для 
Контроль маркетинга означает сравнение норм и реального положения. Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль (Таблица 1.4).[8]
Таблица 1.4 – Виды маркетингового контроля
Виды контроля  | 
  Главная ответственность  | 
  Цели контроля  | 
  Содержание  | 
1.Контроль годовых планов  | 
  Руководство высшего и среднего уровней  | 
  Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты  | 
  Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности  | 
 
Продолжение таблицы 1.4
2.Контроль прибыльности  | 
  Контролер маркетинговой деятельности  | 
  Проверить, где компания получает и теряет деньги  | 
  Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, каналов сбыта и др.  | 
3.Контроль эффективности  | 
  Руководители линейных и штабных служб. Контролер маркетинговой деятельности  | 
  Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности  | 
  Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли, распределения  | 
4.Стратегический контроль  | 
  Высшее руководство, аудиторы маркетинга  | 
  Проверить, использует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рынкам, продуктам и каналам сбыта  | 
  Анализ эффективности   | 
Контроль годовых планов – оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Маркетинговая деятельность предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности проводится также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля предпринимают анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.[4]
При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности.
Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.
Анализ рыночной доли направлен 
на выяснение позиции на рынке 
по отношению к конкурентам. Предположим, 
что предыдущий анализ показал, за год 
объем продаж вырос. Это увеличение 
может быть обусловлено как выгодной 
рыночной конъюнктурой, которой могут 
воспользоваться также и 
Результаты данного анализа должны быть оценены с точки зрения финансовой деятельности организации в целом. Это необходимо для того, чтобы понять, за счет чего и где организация получает деньги. Финансовый анализ проводится для выявления факторов, которые определяют окупаемость вложенных средств. Повышение данного показателя обычно осуществляется в двух направлениях:
Таким образом, выявляется роль маркетинговых факторов в обеспечении финансового благополучия организации.
Анализ мнений потребителей 
и других участников рыночной деятельности 
основан на наблюдениях за изменением 
отношения к организации ее клиентов, 
дилеров и других участников маркетинговых 
процессов. Для этого проводятся 
опросы, беседы, регистрируются и анализируются 
устные и письменные жалобы. Данный 
анализ позволяет руководству 
Контроль прибыльности заключается 
в определении фактической 
На первом этапе выявляют 
все издержки по продаже товара, 
его рекламе, упаковке, доставке и 
оформлению расчетных документов. На 
втором этапе выявляют суммы издержек 
по перечисленным видам 
Стратегический контроль 
заключается в регулярной проверке 
соответствия исходных стратегических  
установок предприятия 
Уровень эффективности маркетинговой 
деятельности необязательно определяется 
только результатами текущей деятельности. 
Высокая эффективность может 
быть обусловлена тем, что организация 
грамотно проводит маркетинговую политику 
в стратегическом масштабе. Поэтому 
многие организации периодически осуществляют 
критическую оценку эффективности 
маркетинговой деятельности в целом, 
т.е. осуществляют стратегический контроль 
маркетинговой деятельности. При 
этом обычно используют два инструмента: 
анкетирование руководителей 
 
2. Практика организации 
и контроля маркетинга на 
2.1 Организация и контроль маркетинга на ЗАО "Автокомбинат №41"
Основной задачей Закрытого 
Акционерного Общества "Автокомбинат 
№41" является получение прибыли 
и удовлетворение общественных потребностей 
в продукции, работах и услугах, 
объединение экономических, интеллектуальных 
и финансовых возможностей и ресурсов 
акционеров для ведения хозяйственной 
и иной деятельности. Основной целью 
деятельности Общества является транспортное 
обслуживание Москвы и других регионов, 
обеспечение нужд города в различных 
перевозках (в частности, перевозка 
продуктов питания в 
Продвижением услуг 
К основным направлениям совершенствования 
можно отнести повышение уровня 
качества обслуживания, перевод всего 
парка автомобилей на экологически 
чистое (газовое) топливо, минимизация 
расценки и максимизация прибыли, проведение 
комплекса мероприятий с целью 
закрепления и продвижения 
Цели продвижения включают 
мероприятия по достижению большей 
конкурентоспособности услуг 
В ходе процесса ценообразования учитываются цели и задачи маркетингового подразделения, финансовых служб, действия конкурентов, психология покупателей и т.д.
Информация о работе Организация и контроль маркетинга на предприятии