Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

3. Предоставление субсидий некоммерческим  организациям, не являющимся бюджетными  и автономными учреждениями, в  том числе в соответствии с  договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам

 

 В федеральном законе о  федеральном бюджете могут предусматриваться  субсидии иным некоммерческим  организациям, не являющимся автономными  и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.

 В законе субъекта Российской  Федерации о бюджете субъекта  Российской Федерации, в решении  представительного органа муниципального  образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

 Порядок определения объема  и предоставления  указанных субсидий  из федерального бюджета, бюджета  субъекта РФ и местного бюджета  устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций.

4. Закупку товаров, работ и услуг  для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам

 Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Основным нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (см. также раздел «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).

 Государственные и муниципальные  контракты заключаются и оплачиваются  в пределах лимитов бюджетных  обязательств.

Б. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

 Указанные субсидии предоставляются:

 из федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации  – в случаях и порядке, предусмотренных  федеральным законом о федеральном  бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

- из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

 Нормативные правовые акты  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации, муниципальные  правовые акты местной администрации, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

- категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

- цели, условия и порядок предоставления субсидий;

- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

2.1 Анализ доходной части  бюджета

 

 

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  поддержки.

Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов  и сборов, а также неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений т.д. .

Итак, процесс планирования доходной части краевого бюджета  начинается с составления базового бюджета, предусмотренного действующим  законодательством, в течение года, при этом анализируется фактическое  поступление доходов прошедшего года.

Рассчитанные плановые показатели утверждаются Министерством финансов. Составление проекта бюджета  Алтайского края – исключительная прерогатива администрации Алтайского края. Непосредственное составление  бюджета осуществляет Финансовое управление администрации Алтайского края. Составлению проекта местного бюджета предшествует подготовка ряда необходимых документов:

- прогноз социально-экономического развития;

основные направления бюджетной налоговой политики на очередной финансовый год;

- баланс финансовых ресурсов на очередной финансовый год;

- план развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;

- реестр расходных обязательств.

Для составления проекта  бюджета необходимы сведения о:

- нормативах отчислений от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и т.д.;

- предполагаемый объем финансовой помощи,

- видах и объемах расходов (на данный момент система составления бюджета развития работает по принципу – доходы определяют расходы).

Доходную часть  бюджета характеризуют данные табл. 1. По данным табл. 2 видно, что за период с 2010 по 2011 годы в доходах местного бюджета Алтайского края преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи из федерального бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 22194790 тыс. руб. до 32987585 тыс. руб.. Это говорит о том, что собственных доходов края не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов, и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.

 

Таблица 1 - Анализ доходов бюджета Алтайского края 2009 – 2011 гг., тыс. руб.

Наименование

Факт

на

01.01.2009

Уд. вес к общ. доходу (в %)

Факт

на

01.01.2010

Уд. вес к общ. доходу (в %)

Факт

 на

01.12.2011

Уд. вес к общ. доходу (в %)

Откл.

 

2010-2011

ДОХОДЫ: 

Собственные доходы

 

15955851

 

41,8

 

20724669

 

43,17

 

29040053

 

45,03

 

831534

1,86%

Средства из федерального бюджета

 

22194790

 

58,2

 

27286129

 

56,83

 

32987585

 

51,15

 

5701456

-5,68%

Итого доходов

 

38175068

 

100

 

48010798

 

100

 

64487912

 

100

 

16477114


 

 

Следует отметить, что увеличение доли собственных доходов происходит за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но муниципалитетам  не выгодно обеспечивать рост собственных  доходов, так как это обернется  для них снижением объема финансовой помощи.

Следует отметить, что снижение собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам  не выгодно обеспечивать рост собственных  доходов, так как это обернется  для них снижением объема финансовой помощи.

 

    1. Анализ расходной  части бюджета

 

Расходы денежных средств  местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления. Расходная  часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных  с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием  экономики и социальной сферы  Алтайского края. Планирование расходов на предстоящий финансовый год это  очень ответственная работа, которая  проводится финансовым органом администрации  совместно с главными распорядителями  денежных средств.

Рассмотрев структуру  расходов 2009-2011 года (табл. 2), можно сказать, что большая часть расходов приходится на Межбюджетные трансферты, но удельный вес их резко сокращается в 2011 году, на 34%, и 21,29 % расходов бюджета направлены на социальную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2- Анализ расходов бюджета за 2009-2011 гг.

Расходные разделы

2009 г.

Факт,

тыс.руб.

Уд. вес к общ. доходу (в %)

2010 г.

Факт,

тыс.руб.

Уд. вес к общ. доходу (в %)

2011 г.

Факт, тыс.руб.

Уд. вес к общ. доходу (в %)

Откл.

2010-2011

1

2

3

4

5

6

   

Расходы всего

37103612

100

48482589

100

72758120

100

 

Общегосударственные вопросы

1576740

4,25

1321482

2,73

1 564 436

2,15

242954

-0,58%

Национальная оборона

2299

0,01

210

0

39 851

0,05

39641

0,05%

Национальная безопасность и правоохранительная

деятельность

1915833

5,16

3262951

6,73

2 918 510

4,01

-344441

-2,72%

Национальная экономика

6936712

18,7

9053666

18,67

15176713

20,85

6123047

2,18%

Жилищно-коммунальное хозяйство

431963

1,16

573102

1,18

3 123 459

4,29

2550357

3,11%

Охрана окружающей среды

41413

0,11

55479

0,11

62 803

0,08

7324

-0,03

Образование

2013766

5,43

2444051

5,04

13 989 199

19,22

11545148

14,18%

Культура, кинематография, средства массовой информации

757156

2,04

519416

1,07

1 325 016

1,82

805600

0,75%

Здравоохранение и спорт

3840682

10,35

4075061

8,41

13 360 029

18,36

9284968

9,95%

Социальная политика

2914228

7,85

7093824

14,63

15 494 416

21,29

8400592

6,66%

Межбюджетные трансферты

17071959

46,01

20083347

41,42

4 882 843

6,71

-15200504

-34,71


 

Расходная часть бюджета  включает довольно большой перечень видов расходов (табл.2) Органы власти муниципального образования из средств  местного бюджета осуществляют финансирование на учреждения народного образования (школ и дошкольных учреждений) в 2009 году сумма расхода составила 2013766 тыс.руб., а доля 5,43% в 2010 году расходы выросли до 2444051 тыс.руб. ,а их доля составила 5,04%,в 2011 году 13 989199 доля его в бюджете увеличилась и составила 19,22 %.

 

Расходы на национальную экономику  увеличились на 15176713,что составило 20,85% к ним можно отнести расходы на содержание правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности района призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы населения. Ряд расходов направлены на проведение политики, ориентированной на построение более совершенствованной национальной системы. Кроме того расходы на содержание социальной политики составили 4179596 тыс. руб. Целью этих расходов является повышение качества жизни населения района.

В 2011 году возросла доля расходов на здравоохранение и физическую культуру, которые составили 18,36%. Рост расходов связан с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, которые финансируются из бюджета района. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

На межбюджетные трансферты уходит большая часть бюджета, доля которых составила 41,42% от общего объема расходов бюджета за 2010 г. или 3011388 тыс.руб. Межбюджетные отношения – это  отношения между органам государственной  власти субъекта Российской Федерации (в данном случае им является бюджет Алтайского края. Одним из направлений  межбюджетных отношений является передача расходов с бюджета области на бюджет муниципального района. Так  в 2006 году были переданы расходы:

- по осуществлению мер  социальной  поддержки граждан;

- по социальному обслуживанию  населения;

- по государственной регистрации  актов гражданского состояния;

- полномочий по первичному  воинскому учету на территориях,  где отсутствуют военные комиссариаты;

- по расчету и предоставлению  дотаций поселениям за счет  средств областного бюджета;

- и другие расходы.

 

Доля расходов, связанных  с жилищно-коммунальным хозяйством 4,29%. Финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства (благоустройства населенных мест) имеет рост, за два года составил 2550357 тыс.руб., тенденция к увеличению связана с ростом и усложнением местного хозяйства, развитием жилищно-коммунального строительства в районе повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения, а также национальной экономики, а также с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства