Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

- органы представительной и  исполнительной власти;

- финансовые и налоговые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования  и органы государственного финансового контроля;

- главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

- государственные целевые внебюджетные  фонды.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [10. с. 106-114].

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

- сводное финансовое планирование  и прогнозирование;

- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в течение  бюджетного года;

- анализ и контроль исполнения  бюджета.

Сводное финансовое планирование.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета.

Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных. Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух методов  одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов [10. с. 106-114].

Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства.

 

 

1.3 Формы бюджетного финансирования

 

   Общие положения о расходах  бюджетов рассмотрены в Главе 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Под расходами бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителем бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 Бюджетное финансирование организаций  осуществляется в виде бюджетных  ассигнований. Бюджетные ассигнования  в соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (и  исходя из специфики физкультурно-спортивных  организаций) могут предоставляться  на:

А. Оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Б. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг.

Рассмотрим каждый из основных видов ассигнований.

А. Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) включают в том числе ассигнования на:

1. Обеспечение выполнения функций  бюджетных учреждений

Под бюджетными учреждениями понимаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных  обязательств бюджетного учреждения).

Бюджетная смета утверждается и изменяется руководителем соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не вправе получать кредиты (займы).

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

 Главой 4 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определена  основа бюджетной классификации  Российской Федерации и общий  порядок ее применения. Бюджетная классификация является в том числе группировкой доходов и расходов бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности. Правила применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также сама классификация утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

 Показатели бюджетной сметы  бюджетного учреждения формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения».

 Все операции, проводимые бюджетными  учреждениями, оформляются первичными  документами, приведенными в Приказе  Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (в случае отсутствия типовой унифицированной формы бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывает форму первичного учетного документы с учетом требований Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»). Там же утверждены перечень, обязательные реквизиты и показатели регистров, которые применяются для ведения бюджетного учета.

2. Предоставление субсидий автономным  учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам

 Автономное учреждение –  это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской федерации  или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

 В бюджетах бюджетной системы  Российской Федерации могут предусматриваться  субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской федерации, местной администрацией.

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства