Финансовый контроллинг на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа

Описание работы

Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.

Содержание работы

Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга

Файлы: 11 файлов

часть 3.xls

— 19.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть 3.doc

— 804.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть 2.doc

— 857.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть 1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

а) внедрение эффективной, правдивой  и полной информационной системы  управления для своевременного выявления  и устранения недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

б) своевременное выявление нарушений  и недостатков в деятельности структурных подразделений, обработка  оптимальных решений по их нейтрализации  и устранение причин возникновения  этих недостатков;

в) проверка выполнения требований по эффективному управлению рисками;

г) поддержка взаимодействий с внешними аудиторами и контролирующими органами;

д) выработка рекомендаций по устранению выявленных во время аудита недостатков  и мобилизации имеющихся резервов.

 

 

1.3 Методы финансового контроллинга  на предприятии

 

Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций обращаются ко многим методам. К основным специфическим  методам контроллинга принадлежат  следующие:

  • бенчмаркинг;
  • стоимостной анализ;
  • анализ точки безубыточности;
  • портфельный анализ;
  • анкетирование;
  • СОФТ - анализ (анализ сильных и слабых сторон);
  • АВС – анализ;
  • ноль – базис бюджетирования.

Бенчмаркинг представляет собой перманентный, непрерывный процесс сравнения  товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и прочих параметров исследуемого объекта (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений. Основная цель бенчмаркинга состоит в выявлении негативных отклонений в значениях сравнительных показателей и причин таких отклонений, а также разработке предложений по их ликвидации. Бенчмаркинг направлен на поиск ответа на вопрос: почему они работают успешнее, чем мы? С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться. Чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.

Различают три вида бенчмаркинга:

а) внутренний бенчмаркинг, который  сводится к анализу и сравнению  показателей деятельности разных структурных подразделений предприятия;

б) бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, - сконцентрирован на сравнительном  анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и прочих параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что более всего на роль аналога для сравнения подходит «рыночный лидер». Идентификация факторов, которые приводят к отставанию исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации в отношении сокращения отставания.

в) функциональный бенчмаркинг, имеющий  целью проанализировать отдельные  процессы, функции, методы и технологии в сравнении с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассматриваемого. Фирмы, использующие подобные методы приемы или технологии и не являющиеся конкурентами, охотно идут на взаимный обмен информацией и заинтересованы в реализации совместных проектов, направленных на совершенствование тех или иных сравнимых операций.

Стоимостной анализ – это метод оперативного контроллинга ,который состоит в исследовании функциональных характеристик продукции, которые производятся с точки зрения эквивалентности их стоимости и полезности. Таким образом, в центре внимания стоимостного анализа пребывают функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг). Различают две основные задачи стоимостного анализа:

  • уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;
  • улучшение функциональных параметров продукции по минимальным затратам.

Порядок проведения стоимостного анализа  отображен в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4 – Этапы проведения стоимостного анализа

 

Этап

Соответствующие действия

Этап 1. Подготовительные мероприятия

  • выбор объектов стоимостного анализа и постановка задач;
  • постановка количественных целей;
  • создание рабочей группы;
  • разработка программы анализа.

Этап 2. Определение фактического состояния  объекта анализа

  • сбор информации и описание объекта анализа;
  • характеристика функций;
  • определение затрат на выполнение работ.

Этап 3. Проверка фактического состояния

  • проверка качества выполнения функций;
  • проверка обоснованности затрат.

Этап 4. Поиск решения

- выявление всех возможных вариантов  решения

Этап 5. Экспертиза вариантов решений

  • проверка возможности реализации;
  • проверка экономичности.

Этап 6. Вывод по внедрению оптимального решения

  • выбор решения;
  • рекомендации по реализации;
  • реализация предложенного решения.

 

Анализ точки безубыточности сводится к определению минимального объема реализации продукции (в случае неизменных цен и условно-постоянных затрат), по которому предприятие может обеспечить безубыточную операционную деятельность в краткосрочном периоде. Тогда точка безубыточности характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому соответствует нулевая прибыль предприятия – выручка от реализации продукции равняется валовым затратам на ее производство и реализацию. Во втором разделе данной дипломной работы будет проведен анализ безубыточности действующего предприятия.

Портфельный анализ – эффективный инструмент стратегического контроллинга. Традиционно этот инструмент используется с целью оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. На основе результатов портфельного анализа принимаются решения о дополнительных инвестициях в отдельные производственные программы, реинвестиции или дезинвестиции, а также определяется стратегия управления рисками за каждой из стратегических бизнес единиц.

Чтобы правильно диагностировать  предприятие, которое находится  в кризисе, выявить слабые стороны наиболее целесообразным является опрос работников предприятия. Успешно использовать этот метод можно только в случае соблюдения таких условий:

  • руководство предприятия должно принимать непосредственное участие в организации опроса (анкетирования);
  • с руководством необходимо согласовывать вопросы, которые вносятся в анкету для опроса;
  • руководство должно быть готовым принять конструктивную критику и желания подчиненных;
  • опрос не должен компрометировать конфликт или усложнять отношения между руководством или работниками;
  • анонимность анкетирования и оценки;
  • результаты анализа опроса должны быть материализованы в форме конкретных мероприятий по совершенствованию того или иного функционального подразделения предприятия.

СОФТ – анализ может касаться всего предприятия, его структурных подразделений, а также отдельных видов продукции. На основе результатов анализа эндогенной среды разрабатываются рекомендации, целью которых является:

а) устранение слабых мест;

б) эффективное использование существующего  потенциала (сильных сторон).

В результате СОФТ – анализа экзогенной среды выявляется положительное  и отрицательное влияние на предприятие  извне, а на этой основе вырабатываются позиции, целью которых являются:

  • нейтрализация возможных рисков;
  • использование дополнительных шансов.

Типовые примеры сильных и слабых сторон отечественных предприятий, а также шансов и рисков, которые  могут возникать под действием  внешних обстоятельств приведены  в таблице 1.5.

АВС-анализ применяется с целью  выбора наиболее ценных для предприятия поставщиков и клиентов, наиболее важных видов сырья и материалов, наиболее весомых элементов затрат, наиболее рентабельной продукции, наиболее эффективных направлений капитальных вложений.

АВС-анализ состоит в выявлении  и оценке количественных значений нескольких величин, доля которых в общей совокупности стоимостных показателей наибольшая. Благодаря этому удается сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях снижения себестоимости продукции, а также определить реальные пути повышения объемов производства.

 

 

Таблица 1.5 – Матрица СОФТ –  анализа

 

Сильные стороны:

  • квалифицированный инженерно-технический персонал;
  • низкие затраты на заработную плату;
  • наличие собственных производственных сооружений;
  • приход молодых и энергичных сотрудников финансовых служб.

 

Дополнительные шансы:

  • рынок сформированный в основном за счет импорта;
  • государство применяет протекционистские меры, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;
  • иностранные инвесторы выявляются значительный интерес к отрасли, к которой принадлежит предприятие.                       

Слабые стороны:

  • инертность и злоупотребление руководства предприятия;
  • кражи на производстве;
  • устаревший ассортимент продукции;
  • высокая энергоемкость продукции;
  • неэффективная деятельность службы сбыта.

Риски:

  • криминогенный риск;
  • инфляционный риск (обесценивание реальной стоимости капитала);
  • риск неплатежеспособности или банкротства контрагентов;
  • риск изменения налогового законодательства или применение финансовых санкций.

 

 

Необходимо отметить, что в структуре себестоимости продукции наибольшая доля затрат приходится на сырье и материалы. Таким образом, субъектам хозяйственной деятельности целесообразно осуществлять АВС-анализ именно этого элемента затрат как по отдельным поставщикам, так и по видам материалов и сырья. Очевидно, что в последнем случае анализ направлен на выбор видов сырья (материалов, комплектующих), на которые приходится наибольшая доля в структуре себестоимости по данному элементу.

Эффективность АВС-анализа сырья (материалов) можно существенно повысить, воспользовавшись применяемой в зарубежной практике классификацией отдельных их видов:

а) А-сырье – виды сырья (материалов), на которые приходится более 50% затрат в общей структуре закупок;

б) В-сырье – виды сырья (материалов), доля которых составляет 25% и более;

в) С-сырье прочие, незначительные по доле в себестоимости виды сырья (материалов).

Ясно, что наибольшие резервы снижения себестоимости по материалам и сырью  могут выявлены во время анализа  А-сырья. Чтобы выявить такие резервы, составляют перечень соответствующих мероприятий:

  • как можно точнее оценивать потери сырья (материалов) на каждой стадии производственного процесса;
  • минимизация потерь качества сырья (материалов);
  • расчет норм затрат по методу ноль-бюджетирования;
  • выбор наиболее экономных технологий;
  • оптимизация запасов;
  • переговоры с поставщиками по поводу снижения закупочной цены;
  • поиск альтернативных поставщиков;
  • усиленный контроль над экономных расходом сырья (материалов).
  • с целью оптимизации запасов на практике довольно часто авс-анализ комбинируют с другим методом контроллинга – XYZ-анализом. Этот метод контроллинга широко используется с целью нормирования оборотных средств, для создания производственных запасов. [10] Во время XYZ-анализа наиболее часто используемые виды сырья в зависимости от уровня их потребления подразделяют на три класса:
  • Х-сырье – равномерно потребляемое в процессе производства без существенных колебаний;
  • У-сырье – потребляемое с существенными колебаниями, зависящими, например, от производственного цикла или сезонности производства;
  • Z-сырье – потребляемое нерегулярно из=за значительных колебаний потребности в них.

В зависимости от класса, к которому отнесен тот или иной вид сырья, должна обеспечиваться точность прогнозирования  потребности в нем для производства, а соответственно – размер запаса.

Необходимо отметить, что АВС-анализ может использоваться для поиска резервов снижения себестоимости по отдельным центрам затрат. Инвестиционным проектам или видам продукции.

Выводы по разделу

В первом разделе рассмотрен контроллинг, его основные виды – стратегический и оперативный, изучены разделы контроллинга, функции контроллинга и его роль для предприятия. Более подробно рассмотрен финансовый контроллинг на предприятии, его сущность и основные задачи. Особым пунктом выделены методы контроллинга: бенчмаркинг, стоимостной анализ, анализ точки безубыточности, факторный анализ, портфельный анализ, опрос, СОФТ – анализ, АВС – анализ, бюджетирование. В аналитическом – втором разделе будут применены некоторые из вышеназванных методов финансового контроллинга: факторный анализ и анализ безубыточности предприятия.

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

прибыль.xls

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень ссылок.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Аннотация.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовый контроллинг на предприятии