Финансовый анализ деятельности ОАО «Харменс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной расчетно-графической работы - закрепление теоретических знаний и получение практических навыков проведения оценки стоимости предприятия (бизнеса).
Задачи:
- характеристика внешней среды функционирования предприятия;
Анализ ожидаемых доходов и расходов, связанные с функционированием и возможной продажей бизнеса;
выбор и применение методов расчета стоимости оцениваемого предприятия;
разрабаботка управленческих решений на основе результатов оценки бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ отраслевых данных в оценке бизнеса (сущность, источники информации) 4
2. Описание ОАО «Харменс» 6
3. Характеристика внешней среды функционирования предприятия 11
4. Финансовый анализ деятельности ОАО «Харменс» 18
4.1. Анализ финансовых отчетов 18
4.2. Анализ основных финансовых коэффициентов 23
5. Выбор подходов к оценке 29
6. Определение стоимости предприятия на основе выбранных подходов 30
6.1. Определение стоимости бизнеса затратным подходом 30
6.2. Определение стоимости бизнеса доходным подходом 32
7. Согласование результатов 36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложения 39

Файлы: 1 файл

кр оценка бизнеса Афонина.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Характеристика внешней среды функционирования предприятия

 

Российская полиграфия находится в состоянии тревожного ожидания. Кризис подмял под себя рынок: падение тиражей и рекламных  бюджетов наряду с незагруженными мощностями типографий заставляют игроков вести  жесткую борьбу за удержание заказов.

В последнее десятилетие  отечественный полиграфический  сектор бурно развивался, показывая  завидные темпы ежегодного роста. В 2005 году объем рынка высококачественной печати оценивался всего в $1,7 млрд, в 2006-м – $3,26 млрд (согласно докладу  Роспечати "Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития"). В прошлом году, по данным банка Morgan Stanley, рынок полиграфических услуг в России вырос до $7,8 млрд.

Интенсивное развитие высококачественной полиграфии в России происходило, прежде всего, благодаря быстрому росту рекламного рынка в прессе и прогрессу отечественного рынка упаковки и этикетки, утверждают эксперты. Сказалось и отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ: это обеспечило приход в Россию международных изданий и стимулировало активное развитие рынка периодики и рекламы. А все вместе способствовало повышению спроса на качественную печать.

В условиях общего экономического подъема все сегменты полиграфии развивались динамично. Растущий потребрынок требовал все больше упаковки, товарам в розничной торговле нужна была этикетка. Увеличивающаяся конкуренция в сфере товаров и услуг сопровождалась накачиванием рекламных бюджетов, большая часть которых оседала в полиграфии.

Сегодня такими цифрами полиграфия похвастать не может. К тому же, являясь, по сути, обслуживающим сектором для рекламы, пищепрома, торговли и других сегментов и выполняя заказы участников этих рынков, полиграфия в кризис столкнулась с теми же проблемами, что и "смежники".

Производители упаковки испытывают затруднения, связанные  в основном с ценовым прессингом со стороны заказчиков. Типографии, работающие в сегменте высококачественной рекламной полиграфии, потеряли от 40 до 70% заказов по сравнению с  уровнем прошлого года.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в печатных СМИ  за январь-сентябрь этого года снизился на 44%, с 40,2-40,4 млрд руб. до 22,6-22,8 млрд руб., больше, чем на ТВ, радио и в  сегменте наружной рекламы. Потеря рекламодателей вынудила периодические издания сократить полосность или частоту выходов либо приостановить выпуск бумажной версии, сохранив издание в виде интернет-сайта. А многие журналы, особенно специализированные, просто перестали существовать.

Согласно июньскому исследованию портала Slon.ru, от кризиса пострадало 50 московских и более 60 региональных изданий (с учетом местных вкладок федеральных газет), которые были закрыты или их выпуск был приостановлен. И если среди региональных СМИ в этом невеселом списке преобладают закрытые газеты, то в столице "больше досталось журналам: глянцевым, узконишевым, молодежным – тем, кто не успел войти в число лидеров в своем сегменте", пишет Slon.ru. Эта участь не миновала и такие известные издания, как Smart Money, "Популярные финансы", Business Week, Fuzz, Car, "Квадратный метр", "Молоток", Gloria и др. А ИД "Афиша" в конце прошлого года в целях экономии принял решение перейти с января от бесплатного распространения к платной дистрибуции журнала "Большой город".

Полиграфия в меньшей степени страдает от сокращения полосности, потому что вместе с этим падает и себестоимость, т.е. меньше надо закупать бумаги и красок, в производстве меньше расходуется газа и электричества. Но от падения количества клиентов и, соответственно, заказов полиграфия страдает больше, потому что стоимость печати складывается из четырех компонентов: расходные материалы, амортизация оборудования, зарплата персонала и допуслуги по заказу (вкладки, упаковка, первичное экспедирование и пр.). Число заказов сокращается, эти услуги не оказываются, а именно благодаря им типографии зарабатывают больше всего прибыли.

Кроме того, как говорится  в докладе ГИПП "Российский рынок  печатных СМИ: год кризиса. Обзор  изменений и прогноз-2010", помимо действий по оптимизации издержек – снижения тиражей, полосности и периодичности ряда изданий – издатели принимают решение о переходе на более дешевое полиграфическое исполнение. Речь идет о бумаге другого формата: часть ролевых тиражей (журналы, каталоги), печатавшихся на мелованной и каландрированной бумаге, перешла на листовой офсет, а тиражи листовой печати – на цифровую печать. По оценкам Московского полиграфического союза (МПС), за прошедший год на более дешевые сорта бумаги была переведена примерно треть российских изданий.

Приспособиться к новым  экономическим веяниям не сумели больше половины типографий. По оценкам  полиграфического комплекса "Пушкинская площадь", сегодня в России работает 7355 типографий и на всех предприятиях в производстве занято около 205 тыс. человек. По состоянию же на 1 января 2008 года полиграфпредприятий было 16100, а работников – более 320 тыс.

В столь резком сокращении численности типографий во многом виновато, как ни странно, техническое перевооружение отрасли: по данным ПК "Пушкинская площадь", вложения только в оборудование в период с 1999-го по 2008 год в России превысили $5 млрд.

На волне роста полиграфического рынка многие игроки решили заказать для своих предприятий новое  дорогостоящее оборудование стоимостью десятки миллионов евро (в основном – газетно-журнальное), которое позволило бы расширить ассортимент услуг и повысить скорость печати. С момента подписания контракта до его запуска проходит полтора-два года. Заказанное оборудование пришло в разгар кризиса, когда СМИ резко сократили свои тиражи. Перепрофилировать машины на изготовление этикеток, упаковки или рекламы практически невозможно – они заточены под конкретные задачи. Сложилась тяжелая ситуация: повысилась конкуренция, при этом так же выросло предложение, но сами потребности клиентов резко снизились. Мощности недозагружены в среднем на 50%, владельцы останавливают работу машин и сокращают персонал. По данным доклада ГИПП, оборудование закрывшихся и обанкротившихся типографий – на вторичном рынке, который переполнен предложениями практически без спроса. "Есть примеры, когда оборудование с остаточной стоимостью 1 млн руб. продавалось за 100 тыс. руб. в счет погашения долгов по кредитам", – говорится в документе.

Борьба за удержание заказов ожесточается, теперь клиент может диктовать практически любые свои условия, лишь бы не уносил заказ в другую типографию. В условиях растущей конкуренции типографии идут на серьезное снижение стоимости услуг, многие контракты заключаются с гораздо более низкими расценками, чем в прошлом году. Демпинг в журнальной полиграфии может стать причиной ее краха: высокотехнологичная отрасль не может работать без средств на инвестиции в развитие производственной базы. При сохранении этой тенденции в течение нескольких лет отечественная полиграфия потеряет все конкурентные преимущества.

Тяжелее всего приходится предприятиям, выполняющим заказы на печать рекламной и представительской  продукции малыми и средними тиражами. Здорово пострадали и типографии, специализирующиеся на сувенирной продукции. Крупные игроки переживают кризис несколько легче, отчасти из-за своих масштабов, отчасти – из-за специфики работы по объемным долгосрочным контрактам.

Что касается региональных типографий, то в ближних к Москве областях – Ярославской, Тульской, Смоленской, Липецкой – ситуация не самая плохая: если это технологически конкурентоспособная типография, она перетягивает столичные заказы за счет низкой цены (меньше аренда, зарплаты), свидетельствует Содружество бумажных оптовиков (СБО). В отдаленных регионах – провал минимум на 50-60%, многие типографии закрылись.

Полиграфическая отрасль  в настоящее время полностью  импортозависима: в России нет собственного производства качественного полиграфического оборудования и расходных материалов. По данным маркетингового агентства Step by Step, сегодня российская целлюлозно-бумажная промышленность удовлетворяет потребности внутреннего рынка только по газетной бумаге. Если же говорить о глянцевой и многокрасочной продукции, т.е. журнальной, для изготовления которой используется мелованная бумага, то в России сырье для нее не производят, практически вся такая бумага импортируется.

Для отечественных полиграфистов  импорт – огромная проблема. Мелованные бумаги и картоны ввозятся в страну с 15-процентной пошлиной и 18-процентным НДС, а отпечатанная на них готовая издательская продукция – с пошлиной 0% и льготным 10-процентным НДС. Это ставит российские типографии в неравные условия с зарубежными конкурентами, по сути, стимулирует издателей печататься за границей, поддерживать чужого производителя. По словам Андрея Сулейкова, вдоль границы РФ со стороны Украины, Китая, стран Прибалтики, Польши, Финляндии в последние 20 лет выросли целые полиграфические комплексы, заточенные на выполнение российских заказов. На этих предприятиях печатается около 70% тиражей журналов (примерно 400 тыс. тонн печатной продукции). Например, по данным Национального координационного совета прессы, печать журнала тиражом 100 тыс. экземпляров и объемом 196 полос в России стоит €113,4 тыс., в Финляндии – €101,4 тыс., в Польше – €105 тыс.

Кризис заставил российских издателей еще решительнее переориентироваться  на западное производство. По оценкам  СБО, объем рынка ввозимой в Россию мелованной бумаги и картона с  мая 2008 года по апрель 2009-го снизился на 14,7% по сравнению с аналогичным прошлым периодом – до $449,3 млн. В тоннах ввозимой мелованной бумаги в первом полугодии этого года падение составило 30-40%, в то время как раньше наблюдался стабильный ежегодный рост на 15-20%. А импорт готовой издательской продукции в деньгах, согласно данным СБО, с мая 2008 года по апрель 2009-го вырос на 12,2%, до $920,1 млн.

Дискуссия об отмене таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги и  послаблении в ее отношении налогового законодательства ведется много  лет. 15-процентная таможенная пошлина была введена постановлением правительства N 454 от 6 мая 1995 года с тем, чтобы стимулировать российское производство этого товара. На деле же за многолетнюю практику действия этой пошлины в России так и не появилось своей меловки.

Как полагают эксперты, если в следующем году пошлины будут отменены, это позволит вернуть в Россию в течение двух-трех лет до 100% объема той продукции, которая размещается на печать за рубежом. Цена станет сравнимой с зарубежной, а для издателей очень важен и временной фактор: имея равную с зарубежной цену в России, они будут снижать таможенные и валютные риски, а также сроки изготовления заказа, что позволит им до последнего момента вносить изменения в контент.

Положение полиграфической отрасли сложное, а может стать еще тяжелее, если производители бумаги поднимут на нее цены. Как отмечают участники рынка, в этом году "бумажники" поделились своей прибылью, хотя по идее должны были повысить цены на свой товар хотя бы в соответствии с ростом стоимости воды и электричества, т.е. примерно на 30%. Таким образом, они бы просто убили рынок. Если поставщики бумаги начнут возвращать потерянную прибыль с первыми признаками окончания системного кризиса, то полиграфию ждет еще большее потрясение, от которого она может и не оправиться [4].

Бумажная (картонная) упаковка в Новосибирске

Так как основная специализация «Харменса» – разработка и изготовление потребительской картонной упаковки промышленными тиражами, рассмотрим ситуацию в этом секторе рынка полиграфии в Новосибирске. В городе на июль 2009 года находилось 246 предприятий, занимающихся оперативной полиграфией, и 36 – бумажной упаковкой. Основные производственные мощности, как правило, находятся в промышленных районах города или в пригородах. Рынок упаковки очень конкурентный, все основные предприятия работают давно - более 10 лет [5].

Таблица 1 - Характеристика конкурентов.

Название фирмы

Параметры сравнения

Качество сайта

Собственник

Система качества

Масштаб деятельности

Имидж

основная специализация

Срок работы на рынке

Ассортимент

1.

Типография «Центр»

5

ч

-

с

5

упаковочная продукция

15 лет

3

2.

Типография «Партнеры Сибири»

5

ч

-

с

4

от визиток до книг

10 лет

5

3.

Типография «Альбатрос»

3

ч

-

с

3

упаковочная продукция

12 лет

3

4.

«Советская Сибирь»

4

г

-

к

5

газеты журналы

брошюры

86

4

5.

Типография «Харменс»

5

ч

ISO 9001

к

5

упаковочная продукция

16 лет

3

6.

«Деал»

2

ч

-

с

 

от визиток до упаковки

12 лет

4

Информация о работе Финансовый анализ деятельности ОАО «Харменс»