Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Альфа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка состояния и структуры дебиторской задолженности на промышленном предприятии, ее влияние на возникновение кризисных ситуаций на примере ООО «Альфа», деятельность которого связана с производством, продажей и техническим обслуживанием судовых дизельгенераторов. Реализация данной цели достигается путем выполнения следующих последовательных поставленных промежуточных задач:
• изложение теоретических основ кризисного состояния предприятия, его причин;
• определение сущности, целей и задач антикризисного управления предприятием;
• методологические основы анализа дебиторской задолженности предприятия и влияния ее состояния и структуры на возникновение кризисных явлений на предприятии;
• оценка финансовых показателей деятельности предприятия ООО «Альфа», таких как структура оборотных средств, обеспеченность собственными оборотными средствами, платежеспособность предприятия, рентабельность, ликвидность баланса и др.;
• анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии;
• определение основных проблем и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью промышленного предприятия «ООО Альфа».

Файлы: 1 файл

еще платежка дебиторennostyu.docx

— 203.28 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В условиях рынка основой стабильности любой  организации является ее финансовая устойчивость, которая зависит от финансового состояния организации  как конечного результата ее хозяйственной  деятельности, возможность предприятия  быстро окупить вложенные средства. Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики роль бухгалтерского учета заключается в правильности и своевременности выполнения всех необходимых расчетов. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Состояние дебиторской задолженности, ее размеры и качество оказывает большое влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

В последнее  время в нашей стране уделяется значительное внимание проблеме управления дебиторской задолженностью. Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. Предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы минимизировать при этом всевозможные затраты. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации. Особенно актуальным становится управление дебиторской задолженностью в период кризисных ситуаций на предприятии.

Управление  дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной  оплаты от покупателей. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

В экономической  литературе достаточно широко освещен  вопрос управления дебиторской задолженностью, отражено влияние состояния и структуры дебиторской задолженности на возникновение кризисных явлений на предприятии. Кроме того, информационной базой исследования является нормативная документация, а также внутренняя документация анализируемого предприятия по учету оборотных средств в целом и дебиторской задолженности в частности.

Целью дипломной  работы является оценка состояния и структуры дебиторской задолженности на промышленном предприятии, ее влияние на возникновение кризисных ситуаций на примере ООО «Альфа», деятельность которого связана с производством, продажей и техническим обслуживанием судовых дизельгенераторов. Реализация данной цели достигается путем выполнения следующих последовательных поставленных промежуточных задач:

    • изложение теоретических основ кризисного состояния предприятия, его причин;
    • определение сущности, целей и задач антикризисного управления предприятием;
    • методологические основы анализа дебиторской задолженности предприятия и влияния ее состояния и структуры на возникновение кризисных явлений на предприятии;
    • оценка финансовых показателей деятельности предприятия ООО «Альфа», таких как структура оборотных средств, обеспеченность собственными оборотными средствами, платежеспособность предприятия, рентабельность, ликвидность баланса и др.;
    • анализ управления дебиторской задолженностью на предприятии;
    • определение основных проблем и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью промышленного предприятия «ООО Альфа».

Объектом  исследования является финансово-хозяйственная  деятельность ООО «Альфа».

Предметом исследования является оценка  эффективности управления дебиторской задолженностью ООО «Альфа».

Метод исследования – метод экономического и финансового  анализа.

Дипломная работа состоит из трех основных разделов, введения, заключения, списка источников и приложений. Первый раздел посвящен исследованию теоретических основ исследуемого объекта. Второй раздел является практическим исследованием состояния эффективности управления дебиторской задолженностью на примере ООО «Альфа». Третий раздел работы посвящен поиску путей повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия и решения проблем возникающих в данной сфере.

Работа  выполнена на 105 страницах машинописного текста, содержит 19 таблиц, 7 рисунков, 5 приложений. Список литературы 50 наименований.

 

 

Глава 1. Теоретические основы антикризисного управления и роль управления дебиторской задолженностью в управлении предприяием

 

1.1 Антикризисное управление как метод предотвращения банкротства предприятия

 

Термин  «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать  многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность.

В работах  посвященных проблеме антикризисного управления пристальное внимание уделяется  вопросам проведения процедур банкротства, анализу обстоятельств и условий, приводящих предприятие на грань  банкротства, исследованию роли и значения различных факторов, в частности  дебиторской задолженности в  создании и преодолении кризисных  ситуаций.

В работах  некоторых авторов в качестве кризисной признается «любая ситуация, в которой предприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потеря рентабельности остается неизбежной»1.

Э.А. Уткин  под антикризисным управлением  понимает такое управление, «которое нацелено на предотвращение возможных  серьезных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, на обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией  расширенного воспроизводства на самой  современной основе на собственные  накопления.»2

Из приведенных  определений антикризисного управления можно сделать вывод о том, что оно  представляет собой комплекс инструментов внешних и внутренних воздействий на предприятие, проявляющее слабые признаки кризисного состояния или  уже находящееся в кризисном состоянии.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на предотвращение возникновения  негативных явлений, приводящих к кризисному состоянию предприятия, обеспечение  его финансовой устойчивости и прочного положения на рынке. Инструменты  антикризисного управления приводятся в действие в условиях серьезных  изменений во внешней среде (в  налоговой системе, развитие инфляции, снижение спроса и др.), приводящих предприятие  к финансовому банкротству, к  кризису.

К числу  основных принципов, на которых базируется система антикризисного управления, относятся3:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации  антикризисного управления предприятием.

В качестве показателей, характеризующих кризисное  положение предприятий, можно назвать: 

  • снижение размеров прибыли и рентабельности, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В данном случае речь идет уже о  кризисе в широком смысле;
  • убыточность предприятия, в результате которой  уменьшаются либо полностью истощаются  резервные фонды предприятия;
  • неплатежеспособность, которая может привести к остановке предприятия.  При таких условиях мы можем говорить о наступлении банкротства предприятия. Ведь банкротство фактически начинается тогда, когда фирма из-за отсутствия финансовых ресурсов оказывается неспособной выполнять свои финансовые обязательства перед партнерами или она вскоре не будет в состоянии производить платежи.

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под банкротством предприятия или любого другого  хозяйствующего субъекта понимается неспособность  его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая  невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением  обязательств должника над его имуществом.

Для антикризисного управления характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных  вынужденных мер, непредсказуемость  ситуации, существенные изменения среды  деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых управленческих проблем, требующих принятия срочных  решений. Антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной  политики предприятия и заключается  в разработке системы методов  диагностики платежеспособности и  финансовой устойчивости предприятия, в реализации механизма его оздоровления.

А. Ковалева отмечает, что «неудовлетворительная  структура баланса - это состояние  имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может  быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами  в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества  может быть равна общей сумме  обязательств должника или превышать  ее.»4 Не последнюю роль в нехватке средств должника для уплаты по обязательствам кредитору играет отвлечение данных средств в дебиторскую задолженность.

Таким образом, кризис правомерно рассматривать под  углом зрения его внутреннего  и внешнего проявления. Внешний аспект кризиса заключается в неспособности  предприятия мобилизовать необходимый  объем оборотных средств для  выполнения своих обязательств перед  кредиторами - выплаты и обслуживания долга. Внутренний - в отсутствии  возможности обеспечить финансово-хозяйственную  деятельность фирмы необходимым  объемом оборотных средств. Поддержание  величины оборотных средств на соответствующем  уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных  им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этому определению соответствует следующее неравенство, представляющее экономическую формулу кризиса.

 

Денежные  средства < Текущая хозяйственная  потребность в оборотных средствах + Текущая финансовая потребность  в оборотных средствах.

 

Текущая финансовая потребность  - наиболее простая и понятная часть формулы. Текущая финансовая потребность определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.

Текущая хозяйственная потребность  в  оборотных средствах представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой.

Причинами финансовых затруднений для предприятия  в частности могут стать:

1. Низкая  конкурентоспособность продукции,  которая выражается в низких  потребительских характеристиках  товаров и высоких ценах. В  связи с падением спроса на  такую продукцию происходит ее  затоваривание.

2. Несвоевременность  поступления выручки при продаже  продукции и растущие неплатежи  предприятию за отгруженную им  продукцию из-за невыполнения  покупателем своих обязательств, в связи с чем у предприятия  образуется огромная дебиторская  задолженность. 

3. Осуществление  предприятием  неэффективного долгосрочного  инвестирования в проекты, которые  не гарантируют соответствующего  роста выручки.

4. Неиспользуемые  в результате сокращения производства  основные фонды,  административные  и бытовые помещения, другое  имущество предприятия.5

Главные проблемы предприятия могут содержаться  в дефиците финансовых средств. Нарушение  сроков исполнения  обязательств перед  партнерами может быть вызвано также  просто присущим отдельным руководителям  стилем взаимодействия со своими партнерами, необязательностью хозяйствующих  субъектов, когда покупатель-должник  располагает необходимыми средствами  для урегулирования своих отношений  с партнерами, но не желает погашать свои долги.

Предприятие начинает функционировать, имея некоторый  первоначальный собственный капитал, который увеличивается за счет  прибыли, образуемой  в результате реализации производимой продукции (работ, услуг). Наращивая капитал,  предприятие  в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Но в  течение производственно-хозяйственной  жизни предприятия могут возникать  ситуации, когда оно не получает прибыли, как бы прокручиваясь вхолостую, либо, наоборот, несет убытки. С другой стороны, предприятие может разместить свои финансы так, что их нельзя быстро или безболезненно мобилизовать для расчета по обязательствам. В  связи с этим нередко встречающееся  в практической деятельности нарушение  предприятиями сроков исполнения обязательств свидетельствует или о дефиците у него ресурсов, необходимых для  погашения долгов или других финансовых обязательств. В результате такой  деятельности предприятие оказывается  перед проблемой погашения своих  долгов.

Информация о работе Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Альфа»