Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить прибыль как экономическую категорию и виды прибыли;
· определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
· выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на КФХ Кузнецов;
· проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на КФХ Кузнецов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Цели,задачи информационная база анализа прибыли..………………….5
2.Анализ состава и структуры финансового результата .………………... 10
3. Факторный анализ прибыли от продаж………………………………….12
3.1.Анализ группы показателей рентабельности…………………………..16
3.2.Пути и методы увеличения прибыли и
рентабельности на сельхозпредприятии КФХ Кузнецов …………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………. .25
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая фин анализ.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

г) по видам ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);

д) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация деятельности) и т. д.

В процессе построения системы  информационного обеспечения анализа  и управления прибылью в управленческом учете формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов;

3) нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия, – нормативы численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов и т. д. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т. д.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых  из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии  целенаправленную систему информационного  обеспечения, ориентированную не только на принятие стратегических решений, но и на эффективное текущее и  оперативное управление формированием  прибыли с учетом всех факторов, влияющих на величину прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ состава и структуры финансового результата. 

 

В условиях рыночных отношений  основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям её деятельности. 

   Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Администрацию фирмы интересует одно, налоговые органы – другое, а  потенциальных инвесторов - третье. 

   Анализ финансовых результатов деятельности организации включает в себя различные элементы. 

   Остановимся на анализе динамики и структуры финансовых результатов.  

   Цель анализа– определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.  

   Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объёма реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. 
  •   В процессе анализа могут использоваться различные показатели прибыли: маржинальная прибыль, прибыль от продаж, балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая (нераспределённая) прибыль, капитализированная (реинвестированная) прибыль, потребляемая прибыль. Часть из них представлена в отчётности, что очень удобно, другие необходимо рассчитывать. 
  •   При анализе динамики показателей прибыли в первую очередь оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов. 
  •   Для анализа, оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица, в которой используются данные отчета «О прибылях и убытках», за несколько лет, с последующим вычислением произошедших изменений. 
  •   При анализе структуры прибыли отчетного периода необходимо проанализировать удельный вес ее отдельных составляющих. Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. 
  •   В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от продаж является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом. 
  •   Также желательно в процессе анализа финансовых показателей учитывать инфляцию. 
  •   Дальнейшему углубленному анализу должны подлежать те слагаемые прибыли, (убытка) отчетного года, которые составляют значительный удельный вес в прибыли (убытке) отчетного года. 
  •   Таким образом, анализ уровня и динамики финансовых результатов проводится с помощью горизонтального анализа, а анализ структуры - с помощью вертикального анализа, для каждого из которых берутся необходимые показатели, также может применяться факторный анализ для выявления влияния отдельных факторов (показателей) на изменение финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторный анализ прибыли от продаж.

 

     

  Анализ формирования  прибыли на предприятии складывается  из изучения финансовых результатов  и анализа факторов, влияющих  на величину и структуру изменений  прибыли.  

       Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

- исследование изменений  каждого показателя за текущий  анализируемый период (“горизонтальный”  анализ);

- исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений (“вертикальный” анализ).         

 Для оценки и анализа  уровней и динамики показателей  финансовых результатов деятельности  предприятия составляется таблица 1.1. (см Приложение таблица 1.1)        

 Анализ данных таблицы  показывает, что по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).        

 Наиболее отрицательным  моментом явилось значительное  снижение показателя чистой прибыли,  так как именно ее наличие  создает стимулирующие условия  хозяйственного развития предприятия;  а также то, что снижение величины  чистой прибыли происходит гораздо  более быстрыми темпами, чем  уменьшение балансовой прибыли,  а тем более — прибыли от  реализации товарной продукции,  что сигнализирует о не вполне  “здоровом” финансово-производственном  положении предприятия.        

 Вертикальный анализ  демонстрирует, что в составе  балансовой прибыли в 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2009 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.        

   Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (см. Приложение, таблица 1.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

 
Определяем степень влияния  на прибыль отдельных факторов:

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на предприятии, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом: 

DP1=N10-N1

DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

Эта дополнительная прибыль  получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен  и, отчасти, — за счет изменений в  структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности. 

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

DP2=P0*K1-P0  

где, K— коэффициент роста объема продукции:    K1=S10/S0   

DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.         

 Таким образом, влияние  фактора снижения объема производства  составило  -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

DP3=P0*(K2-K1)

где K2=N1/ N.  

DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

Полученная положительная  величина демонстрирует, что в структуре  продукции произошли положительные  изменения, повлекшие за собой более  медленное снижение величины выручки  от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

г) Расчет влияния на прибыль  изменения себестоимости. Коэффициент  выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной  продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:

DP4=S10-S0.

DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

Столь значительное изменение  себестоимости поддается анализу  при более подробном рассмотрении состава затрат на предприятии Кузнецов.(см. Приложение ,таблица 1.3)

Как видно из таблицы 1.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

д) Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе  продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

 

DP5=S0*K2-S10.

DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).     

 Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.         

 Сумма факторных отклонений  дает общее изменение прибыли  от реализации товарной продукции  за отчетный период:

DPа=P1-P0.

где P1  и P— прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа —общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .

 

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).       

или:

DPб=где DP— изменение прибыли за счет i-го фактора.

 
DPб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).     

 Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP— его величина равна 1,2 тыс. руб.      

Для более наглядного сопоставления  влияния каждого фактора на прибыль  от реализации товарной продукции следует составить таблицу 1.4. «Факторы, воздействующие на прибыль» (см Приложение таблица 1.4).

Данные таблицы 1.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.        

 Качественный анализ  факторов позволяет сделать вывод  о том, что прибыль от реализации  товарной продукции на предприятии  Бунина возрастает лишь за  счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость  от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

 

 

 3.1.Анализ группы показателей рентабельности      

 Анализ рентабельности на  КФХ Кузнецов будет строиться исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.     

 Пусть Ки К— рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.   

K0  ;  
      K1

 
Влияние фактора изменения цены на продукцию:  
      DKN
Влияние фактора изменения себестоимости:  
      DKS  
      DK=DK+ DK= 8,89+(-10,65)=-1,76% 

 
      Таким образом, за счет изменения  полной себестоимости, а точнее  ее увеличения на 13,04%, рентабельность  продукции снизилась на 10,65%. 

Вследствие же изменений  цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. 

Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Выполняется условие, о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.  
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства, будет проводиться методом цепных подстановок. 

В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая  рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции  и оборачиваемости оборотных  средств.  
     В основе модели лежит соотношение:  
      R=  ;  
        где:   R — рентабельность предприятия;  
                         P — прибыль от реализации продукции;  
                         K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных                                 средств и основных фондов).  
   С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:  
      R=  ;  
               где:   F — основные производственные фонды предприятия;  
                         E — оборотные средства предприятия;  
                          —рентабельность продукции;  
                          — фондоемкость продукции;  
                          —  оборачиваемость продукции.  
    Факторный анализ будет строиться в таблице 1.5. (см. Приложение)  
На основании таблицы 1.5 построим таблицу1.6 – таблицу отклонений. (см. Приложение)  
     Показатели, сведенные в таблицах 1.5. и 1.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.  
      Из таблицы 1.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.  
1.Влияние фактора рентабельности продукции  
     а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:  
 
.  
    б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:  
 
2.   Влияние фактора изменения фондоёмкости:  
а)   
б)   
3.   Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:  
а)   
б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:  
      
                
Итак, суммарное влияние факторов:  
 
Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:  
n общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);  
n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия