Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить прибыль как экономическую категорию и виды прибыли;
· определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
· выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на КФХ Кузнецов;
· проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на КФХ Кузнецов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Цели,задачи информационная база анализа прибыли..………………….5
2.Анализ состава и структуры финансового результата .………………... 10
3. Факторный анализ прибыли от продаж………………………………….12
3.1.Анализ группы показателей рентабельности…………………………..16
3.2.Пути и методы увеличения прибыли и
рентабельности на сельхозпредприятии КФХ Кузнецов …………….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………. .25
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая фин анализ.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Введение 
        

 Главная задача предприятия  в условиях рыночной экономики  является всемерное удовлетворение  потребностей народного хозяйства  и граждан в его продукции,  работах и услугах с высокими  потребительскими свойствами и  качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение  социально-экономического развития  страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.        

     Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.  

 Тема прибыли и рентабельности  особенно остра для российских  предприятий, поскольку затяжной  экономический кризис, составляющими  которого являются высокие налоги  и неплатежи, значительно обесценивают  получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).        

 Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии  сегодня становится чрезвычайно  актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.        

 Цель данной работы  — анализ прибыли и рентабельности  предприятия в условиях рыночной  экономики.     

 Предмет исследования  –  прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.  

 Объектом исследования является  КФХ Кузнецов.  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·     изучить прибыль как экономическую категорию и виды прибыли;

·     определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;

·     выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на  КФХ Кузнецов;

·     проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на  КФХ Кузнецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Цели,задачи информационная база анализа прибыли.

 

Цель и задачи анализа  прибыли базируются и вытекают из цели и задач управления прибылью. Управление прибылью, в свою очередь, представляет собой процесс выработки  и принятия управленческих решений  руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования.

В какой бы сфере деятельности ни принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает  влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной  деятельностью предприятия. Это  определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления предприятием.

Все управленческие решения  в области формирования и использования  прибыли взаимосвязаны и оказывают  влияние на конечные результаты деятельности предприятия. Так, осуществление весьма прибыльных финансовых вложений может  вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и, как следствие, уменьшение операционной (производственной) прибыли. Следовательно, управление прибылью должно рассматриваться  как комплексная система мер, обеспечивающих разработку взаимосвязанных  управленческих решений.

Даже наиболее эффективные  управленческие решения в области  формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные  на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности. Это связано с высокой  динамикой факторов внешней среды, с изменением конъюнктуры товарного  и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия. Соответственно, система управления прибылью должна быть динамичной, учитывающей  изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации  и управления предприятием, его финансового  состояния и т. д.Управление прибылью должно основываться на многовариантном подходе к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения по формированию, распределению и использованию прибыли должна иметь альтернативные возможности. Выбор и реализация управленческих решений основываются на системе критериев, определяющих политику управления прибылью.

Управление прибылью должно учитывать не только тактические  цели предприятия, но и стратегические.

 

Система управления прибылью призвана решить следующие основные задачи:

1) обеспечение максимизации размера планируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования;

2) обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем планируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Допустимый уровень риска определяет, какая (агрессивная умеренная или консервативная) политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных видов операций будет выбрана предприятием. Исходя из принятого уровня риска в политике управления, определяется соответствующий ему уровень прибыли;

3) обеспечение высокого качества формирования прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования. В рамках операционной деятельности основное внимание уделяется росту прибыли за счет расширения объемов выпуска продукции и освоения ее новых перспективных видов;

4) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия;

5) обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием. Каждое предприятие, исходя из требований собственников, условий и задач хозяйственной деятельности, самостоятельно определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли накапитализируемую и потребляемую ее части.

Все перечисленные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны. Процесс управления прибылью базируется на определенноммеханизме, в структуру которого входят следующие элементы:

1) государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и использования прибыли (налоговое регулирование, регулирование механизма амортизации, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и др.);

2) рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли (уровень цен, стоимость привлечения кредитов, доходность фондовых и долговых ценных бумаг, средняя норма доходности капитала);

3) внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли (регламентация требованиями устава предприятия, целевой политики, внутренними нормативами и критериями).

Процесс управления прибылью включает в себя осуществление таких функций, как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для предприятия в данной ситуации.

Цель анализа  прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.

Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

1) оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;

2) изучение состава и структуры прибыли;

3) выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;

4) анализ и оценка качества прибыли;

5) изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

6) выявление резервов роста прибыли;

7) разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Информационное обеспечение  анализа и принятия решений по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия формируется  за счет внешних и внутренних источников информации.

К внешним источникам информации относятся:

1) показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся такие, как национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования Центробанка РФ;

2) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления;

3) показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов.

К внутренним источникам информации относятся:

1) показатели финансового учета предприятия. Среди этих показателей можно отметить следующие: масса годовой валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей осуществляются обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Источником подобной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществом показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий. Недостатками финансовой отчетности являются обобщенность информации в целом по предприятию, выражение ее только в стоимостных измерителях;

2) показатели управленческого учета. Этот вид учета получает развитие в связи с переходом к общепринятым в международной практике стандартам бухгалтерского учета. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Управленческий учет может быть структурирован в любом разрезе:

а) по центрам ответственности (центрам затрат, дохода, прибыли, инвестиций);

б) по видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая);

в) по видам продукции (по групповой номенклатуре или отдельным видам);

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности, и их роль в финансовой устойчивости предприятия