Анализ объема продукции. Анализ ассортимента продукции. Анализ структуры продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 16:57, реферат

Описание работы

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности организаций.docx

— 130.47 Кб (Скачать файл)

Введение.

      Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

      Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

      Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение максимальной прибыли;

- учет реальных финансовых и  иных ресурсных возможностей;

- полное удовлетворение потребностей  рынка сбыта;

- максимальное снижение производственных  затрат, оптимальное использование  производственной мощности организации.

      Первоначальное значение слова предприятие: «Задуманное, предпринятое кем-либо дело» – такое определение дано в толковом словаре русского языка С.Ожегова. Три фактора производства (Труд, Земля, Капитал), как минимум, нужны для того, чтобы предприятие работало нормально, и получало бы при этом нормальную прибыль. В этом случае говорят: «предприятие держится на плаву». Для получения прибыли необходимо разработать производственную программу, где следует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и равномерную загрузку производственных мощностей.   Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы все разделы комплексного плана предприятия.

      Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантирует сбыт продукции и своевременную оплату.

      Повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

 

 

 

 

 

 

Анализ объема продукции. Анализ ассортимента продукции. Анализ структуры продукции.

     Анализ деятельности организаций (предприятий) начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг). При этом анализу производства и реализации продукции уделяется особое внимание, так как главной целью любого предприятия является не просто производство товаров, но и их реализация.

      Анализ объемов производства и реализации продукции является важнейшим аспектом функционирования предприятия (организации). От объема, ассортимента, качества выпущенной реализованной продукции напрямую зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность.

      Цели управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:

• выбор продукции (работ, услуг), которую предприятие может производить, исходя из технико-организационного уровня развития;

• определение видов продукции, наиболее перспективных для предприятия;

• организация продвижения товара на рынке и реклама;

• формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему производства;

• поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;

• оценка безубыточности объема продаж;

• принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции;

• выбор ценовой политики предприятием. 

      Как видим, перечень решаемых вопросов весьма многообразен. Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе уже обработанной и систематизированной информации. Цели анализа могут быть следующими:

• оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;

• анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;

• анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.

      Данные анализа могут быть использованы для принятия конкретных управленческих решений: 

• при формировании портфеля заказов;

• при составлении уточненного плана производства и увязки его производственными мощностями;

• при разработке сметы затрат на производство;

• для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;

• для оценки потребности в трудовых ресурсах.

      Для достижения и реализации поставленных целей анализа необходимо решить целый перечень задач, основными из которых являются следующие:

• оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;

• выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;

• определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;

• разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов. 
Источниками информации для анализа служат:

• бизнес-план предприятия (организации), оперативные планы производства и отгрузки продукции;

• отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; 

• форма № 2 «Отчетность о прибылях и убытках»;

• ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

• хозяйственные договоры с покупателями продукции (хозяйственные договоры содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, сроках договора, санкциях за нарушения условий);

• данные первичного бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам: «Выпуск продукции», «Готовая продукция», «Продажи». 
 
      Товарная продукция (ТП) отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. 
Реализованная продукция (объем продаж) (РП) – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности. 
      Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом: 
ВП = ТП + (НЗПнп +НЗПкп),  где НЗПнп, НЗПкп – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства 
соответственно на начало и конец периода. РП = ТП + (ОГПнп – ОГПкп),  
где ОГПнп – ОГПкп – остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода. Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели: 
стоимостные: полностоимостные (оптовые цены предприятия) и элементностоимостные (нормативная заработная плата, нормативная чистая прибыль и др.); натуральные; условно-натуральные (тонны условного топлива, тонны-километры и т.д.); трудовые (нормо-часы затрат труда). 
Необходимым условием является изучение объемов производства как в границах min-max, представляющих временной ряд, так и в пределах неизменных постоянных издержек. Временный ряд составляют: минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.

      При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство доходов и расходов при 
сложившихся условиях производства и ценах на продукцию. 
Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей. Оптимальным объемом продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли 
при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. 

     

 

 

           Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции.

      Анализ объема реализации начинается с изучения динамики объема готовой и реализованной продукции. Анализ динамики объема готовой и реализованной продукции проводится с помощью следующих показателей: 
базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к первому году анализируемого периода; цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду; среднегодовых темпов роста (прироста). Анализируя динамику объема реализации продукции (работ, услуг), необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие стоимостного (ценового) фактора. При этом могут быть использованы следующие приемы: 
перерасчет объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (используется при относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); корректировка на агрегатный индекс изменения цен по группе однородных товаров или по отрасли в целом.

      Динамика изменения объемов производства и реализации продукции оценивается на основе индексов изменения объемных показателей.  
На основе анализа индексов изменения объема производства и реализации продукции и сравнения их с индексом инфляции соответствующего периода прошлого года (Iинф)можно сделать вывод:

  • динамичном состоянии производства, если Iтп (или Iрп)> Iинф;
  • стабильном состоянии производства, если Iтп (или Iрп) =Iинф;
  • состоянии спада производства, если Iтп (или Iрп)< Iинф.

      Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности. 
      Превышение объема товарной продукции над объемом реализации продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии.       Индикатором этого являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе. Превышение объема реализации над товарной продукцией свидетельствует о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Анализ выполнения производственной  программы по  ассортименту. 
       Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы организация выполняла план не только по объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

      Номенклатура – это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов.

      Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. В отличие от перечня наименований продукции (номенклатуры), ассортимент выражается в натуральном измерении по качеству, массе или другой единице измерения.  В условиях, когда субъект хозяйствования разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов (договоров) на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить следующее:

• степень выполнения договорных обязательств;

• качество планирования;

• качество менеджмента.

      При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что планы выпуска продукции как в общем объеме, так и по ассортименту являются исходной базой для составления планов обеспечения организации необходимым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения соответствующим оборудованием, составления штатного расписания и 
т.п. 
      Анализ выполнения плана выпуска продукции по ассортименту позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала организации.  Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру. 
Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться несколькими способами:

1. По способу наименьшего процента. Данный способ является наиболее простым, при котором фактический объем производства каждого вида продукции в натуральном или стоимостном выражении сопоставляется с плановым и определяется выполнением плана (в процентах) по каждой позиции. Наименьший показатель выполнения плана по одной из позиций принимается за уровень выполнения плана или заказа по всему перечню. 
 
 
2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.

3. По способу среднего процента, который рассчитывают делением  общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная им, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. 
Далее анализируются причины недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относятся:

Информация о работе Анализ объема продукции. Анализ ассортимента продукции. Анализ структуры продукции