Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗЕРВЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ. 15
2. АНАЛИЗ ОБЪЕМА, АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ШАДРИНСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ» 24
2.1 АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ 24
2.2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ 28
2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ 30
2.4 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭА.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Комплексную оценку выполнения плана по производству и продаже продукции за период можно провести с помощью данных таблицы 1.2.2.

 

Таблица 1.2.2 – Оценка выполнения плана по выпуску и продаже продукции

Наименование продукции

Объем производства продукции  в плановых ценах, руб.

Продажа продукции в  плановых ценах, руб.

план

факт

+, –

% к плану

план

факт

+, –

% к плану

Кефир

30 000

42 000

+12 000

40

32 000

34 000

+4000

12,5

Йогурт

20 000

14 000

– 6000

– 30

20 120

11 200

– 8920

– 44

Итого

50 000

56 000

+ 6000

12

52 120

45 200

– 6920

– 13,3


 

Анализ данных таблицы 1.2 свидетельствует о том, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 12%, а по продаже недовыполнен на 13,3%, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в ОАО «ШМКК» существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе.

2.2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ

Для обеспечения более  полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие  выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.13

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту):

14

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 – суммарный объем продукции базисного (планового) периода.

Максимально возможное  значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана ОАО «ШМКК» по ассортименту продукции на основе таблицы 1.2.3.

Таблица 1.2.3 – Выполнение плана по ассортименту продукции

Вид продукции

Объем производства, тыс.руб.

Темп роста, %

Зачтено по ассортименту, тыс. руб.

план

факт

Молоко

337 218

433 600

128,58

337 218

Кефир

113 934

131 374

115,31

113 934

Снежок

39 195

51 325

130,95

39 195

Йогурт

59 184

73 362

123,96

59 184

Сметана

17 297

22 609

130,71

17 297

Масло

5 833

5 146

88,22

5 146

Итого

572 661

717 416

125,28

571 974


 

Коэффициент стабильности ассортимента будет равен:

Полученное значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен.

При оперативном анализе  выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в  которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.15

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.)

2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

Структура продукции  – это соотношение отдельных  видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре  – значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированное  соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.16

Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д.

Для оценки влияния структурных  сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы, аналогичной таблице 1.2.3, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле:

где Пзачт – суммарный  объем продукции, зачтенный в  выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре);

 – суммарный объем продукции отчетного периода.

Максимально возможное  значение этого показателя – 1, которое  будет получено при стабильности структуры продукции.

Рассмотрим пример оценки структурных сдвигов молочной продукции ОАО «ШМКК» на основе таблицы 1.2.4.

Таблица 1.2.4 – Анализ структуры товарной продукции

Продукция

Структура продукции, %

Выпуск продукции, тыс. руб.

Зачтено по структуре

прошлый

отчетный

прошлый

отчетный

фактический при базисной структуре

Молоко

57

67

40000

48500

37300

37300

Кефир

43

33

20000

11600

18400

11600

Итого

100

100

60000

60100

55700

48900


 

Коэффициент структурных  сдвигов будет равен:

Полученное значение меньше 1. Основными причинами изменения структуры продукции могут быть:

– изменение спроса на продукцию;

– недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

– нехватка персонала необходимых профессий и квалификаций;

– стремление организации  производить менее трудоемкие и  более высокорентабельные виды продукции.

Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов:17

С = Пзачт – Потч,

где С – величина изменения  объема продукции за счет структурных  сдвигов.

По данным таблицы 1.2.4 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100).

Для характеристики интенсивности  структурных преобразований в организации  используют коэффициент структурной  активности, который рассчитывается по формуле:

где – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число видов  продукции (номенклатурных групп).

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Таким образом, анализ влияния структуры продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

2.4 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции  – это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.18

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной  продукции независимо от ее вида и  назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции  высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);

б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);

в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность (внешний  вид, дизайн, эргономичность).

Косвенные показатели характеризуют несколько свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1) оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

2) анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

3) выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;

4) обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Источниками информации для комплексного анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др.

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции