Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение 3-4

1Теоретические основы анализа маркетинговой деятельности 5
1.1 Роль и место маркетинга в деятельности предприятия 5-6
1.2 Сущность маркетингового анализа 7
1.3 Сегодняшние проблемы и перспективы маркетинга
на предприятиях в условиях белорусской действительности 8-9
2 Характеристика предприятия, стратегия его развития 10-13
3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 14
3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 14-22
3.2 Анализ ценовой политики предприятия 23-25
3.3 Анализ конкурентоспособности продукции 26-30
3.4 Анализ стратегии маркетинга 31-40
4 Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 41
4.1Основные направления маркетинговой политики в 2011 году 41-43
4.2 Разработка новой стратегии маркетинга 44-46

Заключение 47-48

Список литературы 49

Приложение А – Паспорт предприятия
Приложение Б – Основные показатели развития на очередной год
Приложение В – Новые виды продукции
Приложение Г – Программа реализации продукции
Приложение Д – Цены на продукцию
Приложение Е – Сертифицированная продукция
Приложение Ж – Расчет прибыли от реализации

Файлы: 1 файл

1.doc

— 5.20 Мб (Скачать файл)

     Районные  предприятия, кроме хлебобулочных и кондитерских изделий, выпускают дополнительно: на Мстиславском хлебозаводе – вино плодово-ягодное; на Костюковичском – уксус, мармелад; на Горецком - солод; на Климовичском - повидло; на Костюковичском – розлив натуральных соков; на Осиповичском – ЗМЦ и экструзионную муку.

     На  предприятии в г.Могилеве имеется  ряд вспомогательных производств: производство нестандартного оборудования (РМЦ), швейное производство, столярное, производство мебели, лесопильное, автотранспортная база. На предприятии имеются массажный кабинет, парикмахерская, столовая, медицинские кабинеты.

     В условиях острой конкурентной борьбы на товарном рынке предприятие уделяет  большое внимание развитию сети собственной  торговли. В области имеется 61 торговая точка по реализации всего выпускаемого предприятием ассортимента продукции. Более 10 % его объема реализуется через сеть собственных магазинов (более 2,0 млрд. рублей товарооборота ежемесячно).

     В инфраструктуре предприятия имеется  объект социальной сферы –оздоровительный детский лагерь «Заря», однако из-за неудовлетворительного состояния его основных фондов и значительных денежных средств на их ремонт, предприятие пытается передать его на баланс города.

     Основные  показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2008, 2009 и планируемый 2010гг. представлены в Приложении Б.

     Анализируя  данные Приложения Б, следует отметить следующее:

     Темп  роста товарной продукции в сопоставимых ценах в 2009г. по сравнению с 2008г. составил 107,7 %, при доведенном задании 107,5 %, при этом годовой объем производства в натуральном выражении по основным номенклатурным группам по хлебобулочным изделиям и  б/а напиткам сократился на 2,6%  или 1132 т и – 33,1 % или 42,6 тыс.дал. соответственно , по кондитерским изделиям  и вину – возрос на 24,7% или 585 кг и 1,4 % или 2,2 тыс.дал. соответственно. При этом выручка от реализации возросла на 14% или 15631 млн.руб.

     Рентабельность  реализованной продукции в 2009г. составила 5,8% при 4,91% в 2008г, что существенно отразилось на прибыли от реализации продукции, темп роста которой в 2009г. составил 141,8%.

     В условиях острой конкурентной борьбы за своего покупателя предприятие уделяет большое внимание расширению и обновлению выпускаемого ассортимента, который в 2009г. насчитывал более 300 наименований хлебобулочных и более 300 кондитерских изделий, из которых новые виды составили по хлебобулочным изделиям 160 наименований, по кондитерским – 215 наименований. Разработано новых видов 59 наименований кондитерских и 60 наименования хлебобулочных изделий. Освоено 19 наименований новых видов безалкогольных напитков, 4 наименования соков, 2 наименования муки экструзионной. Всего выпущено нового ассортимента на сумму 41,2 млн.рублей или 45,8% от всего выпуска товарной продукции, что на 15,3% больше, чем в предшествующем году.

     Доля  сертифицированной продукции в 2009 году возросла на 2,8% и составила 13,4 % в объеме всего производства продукции.

     Большое внимание уделяется выпуску и  разработке хлебобулочных изделий, предназначенных для профилактического  и лечебного питания. Таких видов вырабатывается до 90 наименований, в т.ч. 30 наименований диабетических изделий. Более 27% выпущенных хлебобулочных изделий или 14,1 тыс.тн в 2009г. являются диетическими. Выпуск диабетических изделий составил 1,3  тыс.тн или 2,5 % от общего выпуска хлебобулочных изделий.

     Заслуженным вниманием не только в нашем регионе, но и в других областях республики пользуются кондитерские изделия на основе вафельного полуфабриката. Их ассортимент  насчитывает 12 видов вафель и 10 наименований тортов,  5 видов штучных вафельных изделий, упакованных в «жемчужную» пленку, освоен выпуск вафельных тортов развесом 0,55 кг и наборы пирожных развесом 0,3 и 0,55. 

 

  3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 
 

3.1 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов, анализ рынков сбыта продукции 
 

     Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

     На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

     Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер): 

           Процентное изменение количества спроса i-го товара

     Ер   = ------------------------------------------------------------------------            (1)

     Процентное изменение цен на товар 

     Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ed) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей: 

                    Процентное изменение количества спроса i-го товара

     Ed =----------------------------------------------------  (2)

                              Процентное изменение доходов покупателей 

     Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции. /8/

 

     

     Спрос на продукцию, независимо от того, каким он является, не существует вне рынка. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д.

     Анализировать рынок сбыта нашего предприятия начнем с детальной характеристики рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий Могилевской области за последние 3—5 лет.

     Численность населения Могилевской области  на 1 октября 2009 года составила 1121,1 тысяч человек, с 1995 года она уменьшилась на 9,1%, и на 0,92% меньше чем в прошлом году, из них городское население - 74,5%. В состав области входят 21 район, 15 городов,  9 поселков городского типа. Крупнейшие города – Могилев, Бобруйск, Осиповичи, Кричев. В 9 районах области размещены филиалы РУПП «Могилевхлебпром» (Могилев, Бобруйск, Быхов, Горки, Кричев, Мстиславль, Климовичи, Костюковичи, Осипововичи).

     По  данным Могилевского областного управления статистики емкость рынка хлебобулочных изделий за 2009г. составляет 63 303 тысяч тонн, что на 1,4 процента меньше прошлогодней и на 18 процентов меньше емкости 2007 года. То есть происходит сжатие рынка,  частично это объясняется уменьшением численности населения области, а также особо следует отметить сокращение потребления хлеба семьями, в связи с изменением рациона питания, желанием потребителей покупать «полезные, здоровые продукты», увлечением разнообразными низкоуглеводными диетами. Сходная ситуация наблюдается и в целом по республике. Однако, темпы падения производства и потребления хлеба значительно замедлились и рыночная ситуация продовольственного рынка относительно стабилизировалась, рынок стал более «цивилизованным», а товары разнообразными. К примеру, отвечая потребительским ожиданиям, увеличился выпуск заварных сортов хлеба, улучшенных сортов хлеба, в рецептуру которого входят натуральные  компоненты, придающие ему специфический аромат и вкус. Кроме того, солод, картофельная крупка, патока, тмин предотвращают черствение хлеба. Значительно возросло качество хлеба за счет его пищевой и биологической ценности, снижения количества сахара, жира, изменения формы и размера. Так, реализация диетических сортов хлеба производства РУПП «Могилевхлебпром» увеличилась на 46% по сравнению с прошлогодней, а диабетических на 10 %

     Емкость рынка производства кондитерских изделий за 2009г. составляет 3167 тонн, что отражает рост на протяжении 4 последних лет по Могилевской области, доля рынка РУПП «Могилевхлебпром» также имеет положительную тенденцию. В 2009 году доля производства кондитерских изделий предприятиями Могилевской области составила 85,6%, то есть выше емкости 2008 года на 2,3%.

     Рассмотрим  приведенные в таблице 2 данные производства отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районами Могилевской области. 

Таблица 2 - Производство отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районам Могилевской области (тонн)

Могилевская область 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
х/бул. издел. стр-ра % кондит.издел х/бул. издел. стр-ра % кондит.издел стр-ра % стр-ра % х/бул. издел. стр-ра % кондит.издел стр-ра % х/бул. издел. стр-ра % кондит.издел стр-ра %
Всего 84121 100 2383 75318 100 2815 100 100 70035 100 2840 100 63303 100 3167 100
в том числе:                                
Могилев 31207 37,1 1394 26025 34,6 1663 59,1 59,1 21450 30,6 1694 59,8 19980 31,6 1928 60,9
г.Бобруйск 17290 20,6 341 14917 19,8 341 12,1 12,1 14657 20,9 349 12,3 12817 20,2 350 11,1
Белыничский 1783 2,1 83 1883 2,5 69 2,5 2,5 1910 2,7 71 2,5 1645 2,6 67 2,1
Быховский 2523 3,0 22 2349 3,1 24 0,9 0,9 2209 3,2 27 1,0 1882 3 24 0,8
Глусский 1343 1,6 28 1157 1,5 40 1,4 1,4 1121 1,6 42 1,5 1048 1,7 25 0,8
Горецкий 4284 5,1 30 4072 5,4 31 1,1 1,1 3741 5,3 31 1,1 3258 5,1 2,7 0,9
Дрибинский 541 0,6   599 0,8       599 0,9   0,0 549 0,9    
Кировский 1775 2,1 69 1898 2,5 79 2,8 2,8 1923 2,7 64 2,3 1823 2,9 53 1,7
Климовичи 2379 2,8 31 2277 3,0 34 1,2 1,2 2220 3,2 34 1,2 1946 3,1 31 1
Кличевский 1052 1,3 30 1256 1,7 39 1,4 1,4 1206 1,7 47 1,7 1040 1,6 48 1,5
Костюковичи 1795 2,1 12 1704 2,3 17 0,6 0,6 1645 2,3 17 0,6 1447 2,3 19 0,6
Краснополье 554 0,7 35 539 0,7       540 0,8   0,0 495 0,8    
Кричевский 2861 3,4 27 2447 3,2 34 1,2 1,2 2402 3,4 41 1,4 2208 3,5 45 1,4
Круглянский 1116 1,3 60 960 1,3 1 0,0 0,0 960 1,4   0,0 880 1,4    
Мстиславский 2274 2,7 29 2239 3,0 42 1,5 1,5 2204 3,1 44 1,6 1980 3,1 24 0,8
Осиповичский 4524 5,4 47 3876 5,1 284 10,1 10,1 3825 5,5 209 7,4 3271 5,2 357 11,3
Славгород 983 1,2   848 1,1       848 1,2   0,0 777 1,2    
Хотимский 1044 1,2 30 938 1,2 5 0,2 0,2 938 1,3 5 0,2 860 1,4    
Чаусский 1664 2,0 52 1788 2,4 52 1,8 1,8 2226 3,2 47 1,7 2360 3,7 50 1,6
Чериковский 968 1,2   989 1,3       1039 1,5   0,0 965 1,5 1  
Шкловский 2161 2,6 63 2557 3,4 60 2,1 2,1 2372 3,4 118 4,2 2072 3,3 118 3,7

 

     Анализируя  данные производства отдельных видов продуктов питания по городам областного подчинения и районами Могилевской области, следует отметить, что доля рынка производства хлебобулочных и кондитерских изделий РУПП «Могилевхлебпром» составляет 73,4% по хлебобулочным изделиям и 85,6% по кондитерским изделиям, что по хлебу практически остается на том же уровне последние 2 года.

     

     

     Данные  показатели свидетельствуют о достаточно прочном положении РУПП «Могилевхлебпром»  на рынке производителей Могилевской  области. Однако ситуация осложняется  следующими факторами:

  • в феврале 2008 года была открыта новая пекарня в гипермаркете «Гиппо» с объемом производства 1 тонна в сутки;
  • в крупных универсамах открываются цеха по выпечке кондитерских изделий и мелкоштучных булочных изделий, кроме того, по кондитерской группе имеет место ввоз продукции в широком ассортименте из-за пределов РБ;
  • в Могилевской области активно открываются предприятия негосударственной формы собственности по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий без согласования с Минсельхозпродом, цены у которых ниже, чем у хлебозаводов из-за небольших условно-постоянных расходов;
  • районные органы власти, поддерживая местных производителей хлебобулочных изделий, не дают согласие на торговлю в своих регионах нашей продукцией.

     Для выявления причин отрицательной  динамики проведем детальный анализ рынка сбыта, в первую очередь изучив динамику и структуру исследуемого рынка.

 

Таблица 3 - Структура реализации х/б и кондитерской продукции    

 
Области РБ хлебобулочные изделия кондитерские  изделия
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год отклон. От 2005г. (%) отклон. От 2006г (%) отклон. От 2007г (%) отклон. От 2008г (%) 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год отклон. От 2005г. (%) отклон. От 2006г (%) отклон. От 2007г (%) отклон. От 2008г (%)
Могилевская область 61643 57130 53759 51453 50234 93 94 96 98 1326 1279 1426 1798 2255 96 111 126 125
в. т.ч. г.Могилев 20015 19660 19267 18295 18413 98 98 95 101 524 585 564 688 815 112 96 122 119
Минская область   74 42 51 81   57 122 158 97 129 144 91 74 133 112 63 82
в т.ч. г.Минск   70 42 49 49   60 117 100 53 37 50 25 20 70 135 50 80
Витебская область 157 138 91 44 95 58 66 49 214 51 57 39 45 44 112 68 115 98
Гомельская  область   29   12           5 17 34 28 20 340 200 82 71
Брестская область     42             328 337 336 375 521 103 100 112 139
Гродненская область                   39 72 25 25 35 185 35 100 140
Экспортные  поставки     167 428 155     256 36       5 2       38
Итого 61800 57371 54101 51988 50565 88 94 96 97 1845 1891 2004 2366 2951 102 106 118 125

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере РУПП «МОГИЛЕВХЛЕБПРОМ»