Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

В связи с актуальностью целью дипломной работы выступает анализ и исследование путей совершенствования деятельности предприятия на примере Алтайского краевого театра драмы в городе Барнауле.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть задачи в области культуры и искусства
2. рассмотреть показатели оценки искусства
3. рассмотреть основные направления анализа ситуации в сфере искусства
4. привести краткую организационно- экономическую характеристику Алтайского краевого театра драмы
5. провести анализ основных показателей деятельности театра

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные задачи в области культуры и искусства
1.2 Показатели оценки искусства
1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика
2.2 Анализ основных финансово – экономических показателей
2.3 Анализ рынка театральных услуг
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
3.1 Предложения по формированию зрительского интереса, совершенствованию и расширению репертуара
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все задачи культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода задач весьма велико. Они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих задачи более высокого уровня.

Наиболее общей и универсальной  задачей культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню рассматриваемой  иерархии можно отнести задачи, обеспечивающие основные формыинтегрированного существования сообществ людей:

организация людей  в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

регуляция процессов  взаимодействия между людьми посредством исторической селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;

консолидация и  самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и групповым интересам.

Третий уровень — задачи культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

культуру демографического и социального воспроизводства  членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производителя”;

культуру адаптации  сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная система);

культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения  его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п.;

культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

культуру социального  патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;

культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции  социально значимых знаний, представлений  и опыта: рациональных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);

культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений (формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картотеки и пр.);

культуру физической и психической реабилитации и  релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов организованного досуга и т.п.

Следует подчеркнуть, что  во всех рассматриваемых случаях  речь идет не о практических технологиях  по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а  о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления  этой деятельности.

Четвертый и последующие  уровни задач культуры связаны уже  с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.

Таким образом, во всем многообразии задач культуры можно выделить такие  “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.

 

1.2 Показатели оценки искусства

При оценке искусства и  культуры необходимо использовать ряд  показателей, которые будут характеризовать  состояние объектов искусства и  культуры в динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы

Таблица 1.1

Показатели оценки искусства  на территории Барнаула за 2003- 2004 годы [19, с. 176]

№ п/п

П О К А З А Т Е Л И

Единица  измерения

2003г.

2004 г.

Темп роста, (снижения)  ( % )

I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.

Дворцы культуры - в с е г о

ед.

7

7

100

- в них мест

мест

4250

4250

100

в том числе:

Дворцы культуры в муниципальном  ведении

ед.

3

3

100

- в них мест

мест

1350

1350

100

2.

Обеспеченность населения  зрительскими местами в учреждениях  клубного типа

мест на 1 тыс.жителей в % к нормативу

5,9 

39,2

5,9 

39,0

100 

99,5

3.

Кинотеатры

ед.

6

5

83,3

-в них мест

мест

3890

3100

79,6

- количество зрительных  залов в кинотеатрах

ед.

9

6

66,7

- обеспеченность населения  зрительскими залами кинотеатров

залов на 100 тыс. жителей

в % к нормативу

1,2 

20,7

0,83 

13,8

69,2 

66,5

4.

Массовые библиотеки - в с е г о

ед.

53

51

96,2

в том числе:

ед.

42

42

100

- в муниципальном ведении.

       

Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд

ед. тыс. экз.

20

793,6

20

800,9

100

100,9

Продолжение табл.1.1

Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в  них библиотечный фонд

ед.

тыс. экз.

22

709,3

22

705,8

100

99,5

5.

Филармония

ед.

1

1

100

6.

Музеи

ед.

1

2

200

Обеспеченность города музеями

в % к нормативу

10

20

200

Основной фонд экспонатов в нем

тыс. экз.

30,2

30,6

101,3

7.

Картинная галерея

Основной фонд экспонатов в ней

ед.

тыс. экз.

1

7,6

1

7,9

100

104

8.

Фонд историко-культурных памятников

ед.

1

1

100

9.

Музейно-выставочный комплекс

ед.

1

1

100

10.

Профессиональные театры

ед.

3

3

100

в них мест

мест

1250

1250

100

Обеспеченность населения  зрительскими местами в профессиональных театрах

мест на 1 тыс. жителей

в % к нормативу

1,7

43,2

1,7

43

100

99,5

11.

Парки культуры и отдыха

ед.

5

5

100

Обеспеченность населения  парками культуры и отдыха

в % к нормативу

100

100

100

12.

Количество аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о ,

ед.

42

42

100

в том числе:

Центрального района

ед.

16

16

100

Автозаводского района

ед.

20

20

100

Комсомольского района

ед.

6

6

100

 

Продолжение табл. 1.1

 

13.

Учреждения дополнительного  образования -  в с е г о

ед.

22

22

100

Количество учащихся и  студентов в них,

чел.

7686

7656

99,6

в том числе:

       

- Музыкальное училище

в нем студентов

ед.

чел.

1

273

1

276

100

101,1

- Колледж искусств

в нем учащихся

ед.

чел.

1

950

1

915

100

96,3

- Лицей искусств

в нем учащихся

ед.

чел.

1

1032

1

1100

100

106,6

- Детские музыкальные  школы

в них учащихся

ед.

чел.

7

2640

7

2562

100

97,1

- Детские школы искусств

в них учащихся

ед.

чел.

5

1527

6

1710

120

112

- Детские художественные  школы

в них учащихся

ед.

чел

3

394

3

394

100

100

- Детская музыкально-хоровая  школа

в ней учащихся

ед.

чел.

1

245

1

245

100

100

- Детская музыкально-художественная  школа

в ней учащихся

ед.

чел.

1

303

1

303

100

100

-Детская художественная  школа “Керамика”

в ней учащихся

ед.

чел.

1

151

1

151

100

100

Продолжение табл. 1.1

-Детский музыкальный  центр

в нем учащихся

ед.

чел.

1

171

-

-

-

-

II. МЕРОПРИЯТИЯ,  ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

1

Количество культурно-массовых мероприятий - всего,

ед.

403

408

101,2

в том числе:

- фестивалей

ед.

10

10

100

- массовых праздничных  мероприятий

ед.

11

11

100

- конкурсов и концертов  художественной самодеятельности

ед.

382

387

101,3

2

Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о  ( с учетом выездных ),

ед.

747

837

112

в том числе:

- драматическим театром  “Колесо”

ед.

251

256

102

- театром кукол

ед.

296

351

118,6

- театром юного зрителя  “Эксперимент”

ед.

200

230

115

Число зрителей, посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ),

тыс. чел.

213

173,2

81,3

в том числе:

- драматический театр  “Колесо”

тыс. чел.

105

113,6

108,2

- театр кукол

тыс. чел.

44,5

46,5

104,5

- театр юного зрителя  “Эксперимент”

тыс. чел.

63,5

13,1

20,6

3.

Обновление репертуара в  театрах:

       

Количество новых спектаклей - в с е г о,

ед.

12

13

108,3

Продолжение табл. 1.1

в том числе:

- драматическим театром  “Колесо”

ед.

4

6

150

- театром кукол

ед.

4

3

75

- театром юного зрителя  “Эксперимент”

ед.

4

4

100

 

4.

Количество мероприятий, проведенных в краеведческом  музее - всего,

ед.

511

1170

229

в том числе:

- выставок

ед.

13

28

15

- лекций, экскурсий и других  мероприятий

ед.

551

1142

207

Число зрителей, посетивших краеведческий музей

тыс. чел.

100

104,5

104,5

 

5.

Количество мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,

ед.

231

158

68,4

в том числе

- выставок

ед.

29

27

93

- экскурсий

ед.

202

131

64,9

Число зрителей, посетивших картинную галерею

тыс. чел.

152

137,3

90,3

6.

Количество концертов, проведенных  филармонией - в с е г о,

ед.

257

233

90,7

в том числе

-собственным симфоническим  оркестром

ед.

40

185

в 4,6 раз

Число зрителей, посетивших филармонию

тыс. чел.

85,3

31,6

37

III. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ  СИСТЕМ ГОРОДА

Окончание табл. 1.1

1.

Книжный фонд - в с е г о

в том числе в детских  библиотеках

тыс. экз. 

тыс. экз.

1502,9 

709,3

1536,7 

705,8

102,2 

71,6

2.

Количество читателей - всего,  в том числе детей

тыс. чел.

тыс. чел.

125,5

52,6

130,4

54,5

103,9

103,6

3.

Книговыдача,  в том числе  в детских библиотеках

тыс. экз. 

тыс. экз.

2644,3 

1153,8

2718,1 

1152,4

102,8 

99,9

4.

Количество посещений - всего,

в том числе в детских  библиотеках

тыс. раз 

тыс. раз

755,8 

348,4

801,2

363,3

106 

104,3

5.

Средняя посещаемость одним  читателем - всего,   в том числе в детских библиотеках

раз 

раз

6,6

5,8 

7,0

96,7 

106

6.

Средняя читаемость на одного читателя - всего,  в том числе в детских библиотеках

экз. 

экз.

21,1 

21,9

20,6 

21,0

97,6 

95,9

7.

Книгообеспеченность на одного читателя - всего,  в том числе в детских библиотеках

экз.  экз.

12 

13,5

10,6 

12,9

8,3 

95,6


Проводим оценку основных показателей. Как видно из таблицы 1.1:

- число наиболее крупных  дворцов искусства на территории  края практически не изменилось  и осталось равным 7 ед.

- число кинотеатров сократилось  на 17 % или на 1единицу, что является  отрицательной тенденцией

- число массовых библиотек  также сократилось на 2 единицы  или на 4 %, что также является  отрицательной тенденцией и свидетельствует  об отсутствии соответствующего  финансирования в крае

- филармония осталась 1

- число наиболее крупных  музеев выросло с 1 до 2 или на 100%

- обеспеченность города  музеями выросла на 100 %

- при этом увеличился  основной фонд экспонатов в  них на 1 %

- картинная галерея в  городе – 1, однако вырос основной  фонд экспонатов на 4 % или на 0,3 тыс. ед.

- не изменилось количество  таких учреждений как фонд  историко- культурных памятников ( 1 ед), музейно- выставочный комплекс (1 ед), профессиональные театры (3 ед)

- снизилась обеспеченность  населения зрительскими местами  в профессиональных театрах на 0,5 %, что является отрицательной  культурной тенденцией

- не изменилось количество  парков культуры и отдыха (22 ед.), а также – учреждений дополнительного  образования (22 ед.)

При оценке культурных мероприятий, проводимых в городе можно сделать  следующие выводы:

- количество культурно- массовых мероприятий выросло с 403 до 408 или на 1,2 %

- резко выросло количество  спектаклей с 747 до 837 ед. или на 12 %

- однако резко снизилось  число зрителей, посетивших театры  с 231 до 173,» тыс. чел. или на 19 %

- повысилось обновление  репертуара в театрах с 12 до 13 ед. или на 8,3 %

- резко увеличилось количество  мероприятий, проведенных в краеведческом  музее с 511 до 1170 ед. или в 2,29 раза.

- уменьшилось количество  мероприятий в картинной галерее  с 231 до 158 ед. или на 32 %

- уменьшилось количество  концертов с 257 до 233 ед. или на 10 %

При оценке показателей библиотечных систем города :

- книжный фонд вырос  незначительно с 1502,9 тыс. экз.  до 1536,7 тыс. экз. или на 2,2 %

- количество читателей  увеличилось также незначительно  с 125,5 до 130,4 тыс. чел. или на 3,9 %

- книгообеспеченность на одного читателя упала с 12 до 10,6 экз. или на 8,3 %

Таким образом, по большинству  показателей культуры и искусства  в городе Барнауле, можно сделать  вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия  по развитию культурно- духовной сферы в городе Барнауле.

1.3 Основные направления  анализа ситуации в сфере культуры

Информация о работе Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия