Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Содержание работы

Введение
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации
2.Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования
3. Современные особенности и проблемы функционирования фонда социального страхования российской федерации.
4.Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
за..2008..–..2010..годы
5.Перспективы развития Фонда социального страхования РФ
6.Заключение
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ФСС001.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 Доля взносов работодателей наиболее высока в Италии и Франции – соответственно 53,3% и 52,8% от их общей величины и наименьшая в Дании – 10,4%. 

 Взносы же государства самые низкие в Нидерландах – 18,6% и во Франции – 20,5%, а самые высокие в Дании – 81,5%, при этом они, как правило, составляют треть от объема всех взносов, как это в "классическом" виде имеет место в Италии – 30,6%. 

 Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии – свыше 8%, Греции – 9%, Бельгии – 12%, Франции – 14%, ФРГ – 17,3% и в Нидерландах – около 27%. 

 Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку оно формировалось под влиянием конкретной практики, национальной традиций и соотношения общественных сил. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования. 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современные особенности  и проблемы функционирования  фонда социального страхования  российской федерации.  

С 1993 года ФСС является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.  Государственное социальное страхование, осуществляемое ФФС, компенсирует временную утрату трудового дохода.

Формируя  финансовые ресурсы системы социального  страхования, ФСС, с одной стороны, обеспечивает выплату пособий по временной нетрудоспособности и  пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, которые имеют ясно выраженную страховую  природу, а с другой – выплачивает  целый ряд иных социальных пособий  и компенсаций (по беременности, родам  и воспитанию детей и т.п.), не связанных  на прямую с условиями и охраной  труда работающих граждан и имеющих  скорее форму социального обеспечения, нежели страхового возмещения.

Основными задачами ФСС являются следующие:

-         обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

-         участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

-         проведение мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

-         разработка совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными ведомствами предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Особенностью  ФСС является то, что его средства могут расходоваться самим страхователем  в пределах сумм, оставленным в  его распоряжении по нормам, установленным  Фондом для данного плательщика  на каждый финансовый год. Это позволяет  непосредственно заинтересовать и  привлечь плательщика взносов к  механизму формирования этого фонда.

Фонд  социального страхования РФ  является вторым (после Пенсионного фонда) по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

Доходы  бюджета Фонда социального страхования  РФ образуются за счет следующих источников:

1)     страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

2)        страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

3)       страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

4)       доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

5)       добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

6)      ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

7)      прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

До отмены единого социального налога примерно 62% всех доходов ФСС РФ обеспечивал  именно этот источник. Страховые взносы на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  давали при этом почти 17% доходов ФСС РФ.

Остальные доходы ФСС РФ, обеспечивающие около 21% поступлений в доходную базу Фонда, складываются из единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и других поступлений.

В частности, более 17% всех доходов ФСС РФ составляют средства, поступающие из федерального бюджета, передаваемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Следует отметить, что действующая в настоящее  время в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей уровень  большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом  вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует  реальное разделение системы социального  страхования и системы социальной помощи.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения (работников и работодателей) в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. Таким образом, приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений  и института социального страхования.

Анализируя  финансовую деятельность ФСС РФ, следует  отметить, что в последние годы были приняты важнейшие решения  в отношении социального страхования  как экономической системы –  в частности были снижены тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по социальному  налогу. Декларируемые при этом цели в целом совпали с целями либерализации  экономики и облегчения налоговой  нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий  доход.

Вместе  с тем, снижение ставки социального  налога имело  определенные негативные стороны. В современных условиях это усугубило несбалансированность финансовой системы внебюджетных фондов. Если проанализировать динамику доходов и расходов ФСС за последние годы, то можно отметить появление в 2007 г. такой негативной тенденции, как превышение расходов над доходами. Снижение поступлений в ФСС в связи с введением регрессивной шкалы по взиманию страховых взносов с заработной платы резко ограничило возможности фонда по выполнению возложенных на него функций.

С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами, а с 1 января 2011 года максимальный размер отчислений для компаний вырос  с 26 до 34%. Из них 26 процентов - обязательный пенсионный взнос. Он будет взиматься с годового заработка, не превышающего 463 000 рублей в год. При этом в Фонд социального страхования пойдут 2,9%. Предполагается, что это сделает внебюджетные фонды более адаптированными к рыночной экономике и стать самодостаточными по источникам, перестав зависеть от бюджетных вливаний. Правда, эксперты предупреждают, что властям придется столкнуться с последствиями увеличения налоговой нагрузки на бизнес и трудностями переходного периода.

Таким образом, изменения в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности, порядок  финансирования социальных внебюджетных фондов, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни  общества.

Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в  целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое. Таким образом, в перспективе эффективность деятельности внебюджетных социальных фондов, в том числе и Фонда социального страхования, будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ   
за 2008 – 2010 годы. 

Для  российской системе социального страхования присущи две беды: дефицит бюджетов и обременение нестраховыми функциями, прежде исполнявшимися Минздравсоцразвитием. Произошло это двумя путями. Во-первых, директивно, с опережением роста взносов, увеличивались суммы выплачиваемых пособий, во-вторых, с каждым годом фонд выполнял все больше и больше функций, которые во всем мире выполняют органы социального обеспечения. Рассмотрим причины роста дефицита бюджета фонда, проанализировав доходную и расходную часть бюджета за 2008, 2009 годы и проект бюджета на 2010 год.  

 Бюджет Фонда социального страхования РФ исполнен в 2008 году:

- по доходам  в сумме 360 млрд. 476 млн. 300 тыс. руб. (98,5% к утвержденному)

- по расходам  в сумме 379 млрд. 384 млн.  900 тыс. руб (97,4%).

- дефицит бюджета  фонда в 2008 г. 19 млрд. 791 млн. 700 тыс.  руб. ( без учета средств федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования составил) 

Дефицит сложился за счет:

- текущего дефицита  по обязательному социальному  страхованию в размере            33 млрд.300 млн.200 тыс. руб.

-профицита по страхованию  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  в размере 13 млрд. 508 млн. 400 тыс. рублей.

Рост  расходов ФСС РФ  в 2008 году в основном был вызван увеличением расходов на выплату пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Так, на выплату пособий по беременности и родам расходы составили 44 млрд. 417 млн. 100 тыс. руб. ( 150,5% к указанным расходам 2007 года), а расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 45 млрд. 636 млн. 400 тыс. руб. ( на 39,4% больше по сравнению с 2007 годом).

В 2009 году бюджет Фонда исполнен по:  

- доходам в сумме 440 млрд. 045 млн. 732 тыс.руб. (97,4 % от прогнозируемого объема)   

- расходам в сумме  448 млрд. 500 млн. 817 тыс. рублей (99%).   

Таким образом, в целом превышение расходов бюджета  Фонда над доходами:  

- составило 8 млрд. 455 млн. 085 тыс. руб.

Недовыполнение  доходов к утвержденным показателям  сложилось в основном за счет снижения поступлений по обязательному социальному  страхованию в части ЕСН. В течение последних лет в связи с применением регрессивной шкалы при исчислении ЕСН ( 415 тыс. руб. в год) эффективная ставка этого налога по причине роста заработной платы неуклонно снижалась. Это привело к существенному сокращению доходов Фонда. Кроме того ситуацию с дефицитом бюджета усугубил экономический кризис: среднесписочная численность работников за год уменьшилась. Уменьшился и объем выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы и ЕСН.    

 В 2009 году Фонд осуществлял расходы на финансовое обеспечение 16 публичных нормативных обязательств в сумме 360млрд. 239млн.700 тыс.  рублей, около половины которых составили расходы на реализацию мер государственной демографической политики. В 2009 году значительно возросли расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию. Пособия по временной нетрудоспособности выплачены в сумме 149 млрд.058 млн.300 тыс. руб. Расходы по материнству и детству, осуществленные за счет средств Фонда, по сравнению с 2008 годом выросли на 30,7% и составили 137 млрд. 084 млн. 900 тыс.руб. По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 52 млрд. 905 млн. 700 тыс. рублей.

Информация о работе Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации