Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Содержание работы

Введение
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации
2.Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования
3. Современные особенности и проблемы функционирования фонда социального страхования российской федерации.
4.Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ
за..2008..–..2010..годы
5.Перспективы развития Фонда социального страхования РФ
6.Заключение
7.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ФСС001.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Особенностью  закона о бюджете Фонда социального  страхования РФ на 2010 год явилась ярко выраженная социальная направленность и увеличение размеров пособий. Доходная и расходная часть бюджета ФСС РФ были сформированы исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития России, а также с учетом перехода на уплату страховых взносов.  

Доходная часть бюджета ФСС  РФ в 2010 году сложится из:

- 286,7 млрд рублей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

- 59,7 млрд рублей  по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

- из федерального  бюджета и бюджета ФФОМС поступило более 79 млрд рублей.

-расходы  ФСС РФ составели 453,8 млрд рублей, причем почти 70% из них - по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом в 2010 году предельный объем дефицита бюджета Фонда составил 28 млрд. 330млн. 538 тыс. рублей. Это связано с тем, что с переходом на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в       ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений:  она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие  статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит — 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному    страхованию, которые будут соответствовать  новым принципам его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Перспективы развития  Фонда социального страхования  РФ 

Переход в 2010 году внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного  медицинского — на страховые принципы прошел практически незаметно. За два последних года произошла заметная «разбалансировка» бюджета Фонда социального страхования РФ. И чтобы выплачивать пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду необходимо  ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны. Бездефицитность бюджета ФСС, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер вводимых с 1 января 2011 года.

Во-первых, вводится начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходило, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю.  Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый  заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.

Во вторых— оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, а с четвертого. Эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов.

А вот  , распространить обязательное социальное страхование от несчастных случаев на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам не удалось. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволила бы повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получил бы на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб.

Но даже принятые меры по оптимизации системы социального страхования позволили сформировать бездефицитный бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011-2013 годы. Предельный объем профицита бюджета ФСС в 2011 год составит 1 млрд 944,9 млн руб., в 2012 году — 4 млрд 152,4 млн руб., в 2013 году — 7 млрд 517,5 млн руб.

Кроме того в будущем  году Фонд социального страхования  Российской Федерации запускает пилотный проект, который должен изменить систему выплаты больничных.

Для всех внебюджетных государственных фондов предполагается казначейское обслуживание исполнения бюджета. Планировалось, что оно  будет введено уже с этого  года, но сроки были перенесены. Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда социального страхования, целям и задачам введения кассового  обслуживания не соответствует, т.к  значительная часть бюджета исполняется  не кассовым способом и о реальных расходах бюджета фонда млжно  узнать  лишь из отчетности страхователей.

Но это не главная причина модернизации зачетного  принципа, который, конечно, имеет свои плюсы для работников, – больничные выплачиваются вместе с зарплатой. Зачетная система была хороша для  советского периода, когда все предприятия  были государственными. В рыночных условиях она не срабатывает в  тех организациях, которые испытывают проблемы финансового характера, а  на сегодняшний день 37% предприятий  являются убыточными. Это означает, что на таких предприятиях несвоевременно выплачивается заработная плата, задерживается  выплата больничных по беременности и родам. Есть случаи, когда эти  пособия работодателем не выплачиваются  вовсе.

Права работника  при этом нарушаются вдвойне. Он не получает не только плату за работу от нанимателя, но еще и выплату, призванную страховать утрату заработка  в период временной нетрудоспособности. Кроме того, зачетный принцип не позволяет фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты простоя побуждают  работников пользоваться страховыми средствами. Логика известна – нет здоровых работников, есть недообследованные.

Поэтому принято  решение зачетную систему изменить, возложив на фонд его прямую обязанность  предоставления выплат и оставив  за работодателем лишь обязанность  своевременно платить положенные взносы. Модернизация пройдет поэтапно, а  не сразу по всей территории страны. Начнется она с отдельных регионов, на них планируется отработать и решить все проблемы, которые могут возникнуть в том числе и с выплатами.

 

 

 

6.Заключение

Социальное  страхование - важнейшее достояние  цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой  рождения государственного социального страхования.

 

Потребность в  социальном страховании возникает  на определенном историческом этапе  экономического и социального развития общества. Его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны. Государственное социальное страхование - объективная необходимость. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Система социального  страхования все более активно  используется как высокоэффективный  механизм социальной защиты всех граждан  независимо от взносов или продолжительности  их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

Социальное  страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование  на случай болезни, от несчастных случаев  и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.


 

Фонд  социального страхования был  создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ».

В Фонд социального  страхования РФ входят следующие  исполнительные органы:- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

В соответствии с  Положением о ФСС основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных  государством пособий; участие в  разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

С 1 января 2010 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ "О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Планы по реформированию системы поступления доходов в ФСС были вызваны вполне очевидными причинами — разросшимся дефицитом фонда. Действующая система выплат по временной нетрудоспособности могла привести к росту дефицита бюджета ФСС до 95 млрд рублей к 2013 году.

В 2009 году принят пакет  законов, отменивших с 1 января 2010 года прежнюю систему в виде единого  социального налога и вводящих новую  систему в виде страховых платежей. Изменились также состав органов, контролирующих исполнение плательщиками своих обязанностей, и их полномочия.  Замена единого налога на страховые выплаты прежде всего привела к увеличению административной нагрузки , потому что помимо налоговиков появляется два новых контролера в лице Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Кроме того, с 2011 года размер выплат увеличился с 26% до 34% от зарплаты работника, а для малого бизнеса — с 14% до 34%. Дополнительной нагрузки на работодателей в части отчислений в ФСС закон не предусматривает, сохраняется размер тарифа 2,9%. Крайне важным является введение верхнего уровня страхуемого годового заработка в размере 463000 руб. в год - с этой суммы уплачиваются страховые взносы. К тому же отменены максимальные размеры пособий, и теперь они зависят также от годового заработка до 463 000 руб. То есть и страховой взнос будет уплачен с заработка в пределах 463 000 руб., и страховая выплата будет рассчитана из этой суммы. Для отдельных категорий предприятий в 2010-2014гг. будет действовать пониженный тариф страховых взносов. Льгота касается, например, производителей сельхозпродукции, организаций, использующих труд инвалидов, а также организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Такая система социального страхования  связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Такая программа мер страхования позволит обеспечить последовательность в работе правительства, министерств, представителей работников, работодателей и страховщиков.

Важно отметить, что Федеральный закон  № 255-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

 

 

 

 

 

 

 

7.Список  используемой литературы.

1.Официальный сайт  Фонда социального страхования  Российской     Федерации. www.fss.ru 

2. Федеральный  закон Российской Федерации от 29 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов"

3. Федеральный  закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов"

4. Федеральный  закон от 14 февраля 2010 г. N 8-ФЗ "Об  исполнении бюджета фонда социального  страхования Российской Федерации  за 2008 год"

5. Федеральный  закон от 4 октября 2010 г. N 257-ФЗ "Об  исполнении бюджета фонда социального  страхования Российской Федерации  за 2009 год"

6.  Федеральный закон от 8 декабря.2010г. №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и 2012 и 2013 годов»;

7. Альперина  С. О. Законы недели  Российская  газета. 2008. №289

8. Гречко  В. Реформирование социального  страхования - концептуальные подходы  Вестник государственного социального  страхования. - 2009.  №5

9. Диденко-Чинтимур  Д.С. Государственные социальные  внебюджетные фонды и их взаимодействие  с органами внутренних дел  - М, 2009

10. Исаков  В.В. Развитие системы социального  страхования в России  Вестник  государственного социального страхования. - 2009. №3

11. Ланцов  В.И., Павлюченко В.Г. Социальное  страхование в современной России: мифы и реальность  Вестник  государственного социального страхования. 2009. №10

Информация о работе Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации