Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия ООО"РемМарк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
 теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;
 определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
 Описать влияние дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации;
 Дать анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.1.Цель и задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа 5
1.2.Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности 9
1.3.Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации 13
Глава 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «РемМарк» 17
2.1.Характеристика предприятия ООО «РемМарк» 17
2.2.Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью 20
2.3.Оценка кредиторской задолженности 27
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курс.Анализ дебиторской и кредиторской я.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Организация является кредитоспособной, если у неё существуют предпосылки для получения кредита и способность своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счёт прибыли или других финансовых ресурсов.

За счёт прибыли предприятие не только повышает свои обязательства перед бюджетом, банками, другими предприятиями, но и инвестирует средства в капитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости важен не только рост абсолютной величины прибыли, но и её уровня относительно вложенного капитала или затрат организации, то есть рентабельности. Необходимо также помнить, что высокая прибыльность связана и с более высоким риском, а это означает, что вместо получения дохода предприятие может понести убытки и даже стать неплатёжеспособным.

Таким образом, можно сказать, что финансовая устойчивость – это комплексное понятие, означающее такое состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое гарантирует и обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платёжеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.[12, с. 115]

В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем, так как задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов, а если в структуре формирования источников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным не денежным

формам расчетов, подвергаться разного рода штрафным санкциям. [7, с. 29]

Глава 2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «РемМарк»

2.1. Характеристика ООО «РемМарк»

         ООО «РемМарк» - предприятие по изготовлению корпусной мебели, которое действует в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

         Место нахождения ООО «РемМарк»:

г. Омск, ул. Ленина, 65.

         Основное направление - производство корпусной мебели, зеркал, мебели из стекла и текстиля. Изготовление корпусной мебели и другой продукции производится на современном оборудовании. Реализуется мебель, как собственного производства, так и партнёров. Компания ведет свою деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания. Индивидуальный подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров и клиентов организации. Обеспечивая это, конечно, не только благодаря профессионализму сотрудников и дисциплине внутри компании, но, прежде всего значительным и постоянным инвестициям в развитие компании, ее дальнейшем росте.

         Предприятие является юридическим лицом, обладает всеми правами юридического лица и несет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, гербовую печать со своим наименованием, бланки.

         Конкурентными преимуществами компании являются:

- высококвалифицированный персонал;

- опытные специалисты по работе с эскизами и чертежами;

- квалифицированные сотрудники по сборке и установке;

- качественное выполнение работы и в кратчайшие сроки;

- хорошая репутация у покупателей;

- широкий ассортимент изготавливаемой продукции;

- высокий уровень сервиса;

- индивидуальный подход к каждому заказу.        

Основными потребителями мебели компании ООО «РемМарк» являются физические лица, а также большие заказы на изготовление корпусной мебели делают больницы, детские сады и другие бюджетные и внебюджетные учреждения.

         Далее рассмотрим основные показатели работы ООО «РемМарк» за 2008-2009 гг., которые представлены в таблице 3 (Приложение 1).

Выводы:

за рассматриваемый период с 2008 по 2009 годы выручка от продажи товаров увеличилась на 57 952 тыс. р. в связи с увеличением выпуска продукции на 16 009 тыс. р.

Объем валовой прибыли также имеет положительную тенденцию, его рост в период с 2008 по 2009 гг. составил 58 411 тыс. р. Факторами такого роста являются увеличение объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

         По данным таблицы рост коэффициента рентабельности продаж ООО «РемМарк» составил в 2009 году 0,55% по сравнению с 2008 годом, что говорит о росте прибыли с каждого рубля проданной продукции. Растущие показатели рентабельности свидетельствуют о повышении эффективности бизнес-процессов, снижении затрат, расходов на продвижение и продажу продукции. Увеличение рентабельности связано с ростом оборота и операционной прибыли. 

В рассматриваемом периоде абсолютная ликвидность предприятия снизилась с 0,094 в 2008 году до 0,074 в 2009 году. То есть по итогам работы в 2009 году предприятие способно было погасить лишь 7,4% своих краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Коэффициент текущей ликвидности предприятия увеличился с 1,811 до 1,813 (при нормативном необходимом значении 1,0). Следовательно, только мобилизовав все оборотные средства, предприятие способно погасить текущие обязательства.

Анализ показателей, приведенных в таблице, свидетельствует об увеличении оборачиваемости капитала ООО «РемМарк». Так, если за 2008 год капитал предприятия сделал 0,33 оборота, то в 2009 году – 0,49. В то же время наблюдается ускорение оборачиваемости собственного капитала предприятия (с 0,54 оборотов в 2008 году до 8,19 оборота в 2009 году).

Динамика показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что ООО «РемМарк» работает преимущественно за счет собственных источников финансирования: коэффициент финансирования с 2008 года увеличился с 1,667 до 1,676 при нормативном значении не менее 1.

43% оборотных активов предприятия финансируется за счет собственных источников. При этом с 2008 года эта доля возросла на 4,3%.

За счет устойчивых источников (собственные средства, долгосрочные кредиты и займы) финансируется 64,8% активов (в 2008 году – 62,9%).

Собственный капитал ООО «РемМарк» в общей величине источников финансирования составил в 2009 году 62,6%. Данный коэффициент отражает степень независимости организации от заемных источников. Международной практикой принято считать финансово независимой фирмой ту, где удельный вес собственного капитала составляет 50% (критическая точка) и более. Таким образом, ООО «РемМарк» относится к финансово независимым предприятиям.

Коэффициенты автономии и обеспеченности оборотных активов собственными средствами удовлетворяют оптимальным значениям, что говорит об устойчивом финансовом положении организации, при этом у коэффициента автономии наблюдается положительная динамика, за год его значение увеличилось на 0,001.

Таким образом, данные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что ООО «РемМарк» является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

2.2. Анализ дебиторской задолженности

 

Состояние дебиторской задолженности, его размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения любой организации необходимо:

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской создает угрозу  финансовой устойчивости организации, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;

- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

- ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, все взаиморасчеты между производителем и потребителем должны быть проведены в течение трехмесячного срока со дня фактического получения товаров дебитором. В противном случае задолженность считается просроченной.

Для оценки состава и движения дебиторской задолженности на основании данных бухгалтерской отчетности составим аналитическую таблицу о дебиторской задолженности ООО «РемМарк» за 2009 год (табл. 4).

 

Таблица 4 - Анализ движения дебиторской задолженности за 2008-2009 гг.

 

 

Показатели

Движение дебиторской задолженности

Темп роста остатка,

%

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Остаток на конец года

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Дебиторская задолженность, всего

61352

100,0

375923

100,0

374101

100,0

63174

100,0

102,9

из нее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочная дебиторская задолженность

61151

99,7

375681

99,9

374101

100,0

62731

99,3

102,6

   в том числе просроченная

18350

29,9

98371

26,2

94313

25,2

22408

35,5

122,1

      из нее длительностью свыше 3 месяцев

12050

19,6

16278

4,3

14008

3,7

14320

22,7

118,8

Долгосрочная дебиторская задолженность

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

   в том числе просроченная

0

0

0

0

0

0

0

0

0

      из нее длительностью свыше 3 месяцев

0

0

0

0

0

0

0

0

0

задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты

201

0,3

242

0,1

0

0

443

0,7

в 2,2 р.

         Выводы:

данные, приведенные в таблице 4, показывают, что за год сумма дебиторской задолженности увеличилась на 2,9%. В структуре дебиторской задолженности преобладает краткосрочная дебиторская задолженность, на долю которой приходится 99,3% общей задолженности, величина которой за год возросла на 2,6%: с 61151 тыс. рублей на начало года до 62731 тыс. рублей на конец года. В то же время, ее доля в общей величине дебиторской задолженности уменьшилась на 0,4 процентных пункта и составила 99,3%, на что оказало влияние увеличение в 2,2 раза долгосрочной дебиторской задолженности (с 201 тыс. рублей до 443 тыс. рублей). В результате доля долгосрочной дебиторской задолженности увеличилась с 0,3% до 0,7% на конец года.

Несмотря на то, что компании  удалось увеличить выручку с 99 017 тыс. р. в 2008 г. до 156 969 тыс. р. в 2009 г., краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась на 2,6 %. Это может свидетельствовать о том, что для сохранения выручки компании пришлось пойти на изменение своей кредитной политики в сторону увеличения количества дней отсрочки при оплате за реализованный товар.

Для улучшения управления дебиторской задолженности в ООО «РемМарк» необходимо:

      применение факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности;

      разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

      ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;

      отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

      осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

      формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

      разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями;

      проводить политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании;

      проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

В общей структуре дебиторской задолженности ООО «РемМарк» на долю просроченной задолженности приходится 35,5%. За год эта доля увеличилась на 5,6 процентных пункта или на 4058 тыс. рублей. Следовательно, предприятию не удалось добиться погашения части просроченных долгов. При этом стоит отметить, что остаток дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 3 месяцев увеличился на 2270 тыс. рублей, или на 18,8%.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия ООО"РемМарк"