Зависимость государственных решений от политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Научное изучение интересующего нас явления предполагает определение его понятия. В данном случае речь идет об особом типе управленческих решений, составляющих функцию государственной власти. Государственное решение — это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Содержание работы

Введение............................................................................................... ...............2
Глава 1. Сущность, особенности и классификация государственных решений..................................................................................................................5
Глава 2. Принятие государственных решений в авторитарном политическом режиме............................................. .....................................................................9
Глава 3. Принятие государственных решений в демократическом политическом режиме.........................................................................................11
§1. Местный референдум ...............................................................................11
§2. Назначение местного референдума.........................................................12
§3. Правовые последствия местного референдума......................................16
Глава 3. Принятие государственных решений в тоталитарном режиме.......17
Заключение...............................................................................................................21

Список литературы..................................................................................................22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 113.45 Кб (Скачать файл)

– личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

       С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

        При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

 

Глава 3. Принятие государственных решений в демократическом политическом режиме

        В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы непосредственной и представительной демократии. Под непосредственной демократией понимается механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений. Что касается представительной демократии, то в ее основе лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести местный референдум, выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, собрания (сходы) жителей, народную правотворческую инициативу. При осуществлении местного самоуправления могут применяться и иные институты непосредственной демократии: отзыв, обращение в органы местного самоуправления, консультативный спрос, обсуждение важных вопросов местной жизни и др.

 

§1. Местный референдум

 

        Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местный референдум как голосование граждан по вопросам местного значения.

       Более удачным представляется следующее определение: местный референдум  - это голосование граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.

        Порядок назначения и проведения по его результатам принятия и изменения решений по его результатам устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны соответствовать Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.

         На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например изменения границ данного муниципального образования).

        Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

 

§2. Назначение местного референдума

       Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

       Если референдум проводится по инициативе представительного органа, то инициатива должна исходить от определенного числа депутатов.

       Непосредственно решение о проведении референдума принимается согласно большинству законов субъектов Федерации квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов представительного органа.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территории (ее части), на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

      Законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может устанавливаться срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Этот срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

       Право на участие в местном референдуме имеют все граждане России, достигшие 18 лет, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом вне зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов. Участие является свободным и добровольным. Основными принципами проведения местного референдума являются участие в нем граждан на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

        Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Никто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, т.е. на его свободное волеизъявление. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Деятельность комиссий референдума при его подготовке и проведении, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

         Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, имеющим право на участие в референдуме. Каждый гражданин или группа граждан могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума (не менее 10 человек). Инициатором может также выступить общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган такого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума, независимо от численности. Законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума в форме собрания его участников.

        Инициативная группа по проведению референдума обращается в муниципальную избирательную комиссию, а в случае ее отсутствия -- в представительный орган местного самоуправления с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должны содержаться вопросы либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум. Там же указываются фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени такой группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

         После поступления ходатайства муниципальная избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта Федерации, устава муниципального образования, принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления и средства массовой информации.

         Муниципальная избирательная комиссия может отказать в регистрации инициативной группы. В этом случае инициативной группе выдается решение с указанием оснований отказа. Таким основанием может быть только нарушение действующего законодательства и устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Принятие органами и должностными лицами местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по этому же вопросу.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи граждан собираются в порядке и количестве, определяемых законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования. Максимальное количество подписей не может превышать 5% числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представить текст этого проекта участнику референдума по первому его требованию. Период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней. Учету подлежат подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

           После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, подписные листы и итоговый протокол инициативной группы передаются в. муниципальную избирательную комиссию. В случае обнаружения нарушения установленных требований при сборе подписей избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Члены инициативной группы, допустившей нарушения, не могут в течение двух лет со дня принятия этого постановления повторно выступать с инициативой проведения референдума.

          Если соблюден порядок сбора подписей и их достоверность не вызывает сомнения, то муниципальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой установленных законом документов принимает соответствующее постановление и направляет его копию и полученные документы в представительный орган местного самоуправления для назначения референдума.

 

§3. Правовые последствия местного референдума

 

        Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения. Оно может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

* нарушение порядка проведения референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

* несоответствие закона, на основании  которого проводился референдум, Конституции РФ, а также федеральному  закону, закону субъекта Российской  Федерации, действовавшим на момент  проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью  определить результаты волеизъявления  участников референдума;

* противоречие решения, принятого  на референдуме, Конституции РФ, федеральному конституционному  закону, федеральному закону, закону  субъекта Российской Федерации.

        Если для реализации решения референдума требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава 3. Принятие государственных решений в тоталитарном режиме

       Название тоталитарного режима происходит от латинского totalis — весь, полный, целый. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

       Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Муссолини.

       Сначала понятие тоталитаризм использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма.

       Власть при тоталитаризме принимает форму всеобщего контроля и насилия. Она контролирует все сферы жизнедеятельности общества без исключения: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая их мысли и мотивы поступков.

Информация о работе Зависимость государственных решений от политического режима