Зависимость государственных решений от политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Научное изучение интересующего нас явления предполагает определение его понятия. В данном случае речь идет об особом типе управленческих решений, составляющих функцию государственной власти. Государственное решение — это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Содержание работы

Введение............................................................................................... ...............2
Глава 1. Сущность, особенности и классификация государственных решений..................................................................................................................5
Глава 2. Принятие государственных решений в авторитарном политическом режиме............................................. .....................................................................9
Глава 3. Принятие государственных решений в демократическом политическом режиме.........................................................................................11
§1. Местный референдум ...............................................................................11
§2. Назначение местного референдума.........................................................12
§3. Правовые последствия местного референдума......................................16
Глава 3. Принятие государственных решений в тоталитарном режиме.......17
Заключение...............................................................................................................21

Список литературы..................................................................................................22

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 113.45 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

ФГБОУ ВПО Московский Государственный университет Дизайна и Технологии

 

 

 

Кафедра Управления

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Зависимость государственных решений от  политического режима»

Предмет: «Принятие и исполнение государственных решений»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка IV курса

Цибульская О.Н.

Факультет: ИСИ

Группа: ГМД-111

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.


Содержание

Введение............................................................................................... ...............2

Глава 1. Сущность, особенности и классификация государственных решений..................................................................................................................5

 Глава 2. Принятие государственных решений в авторитарном политическом режиме............................................. .....................................................................9

Глава 3. Принятие государственных решений в демократическом политическом режиме.........................................................................................11

    §1. Местный референдум ...............................................................................11

    §2. Назначение местного референдума.........................................................12

    §3. Правовые последствия местного референдума......................................16

     Глава 3. Принятие государственных решений в тоталитарном режиме.......17

Заключение...............................................................................................................21

 

Список литературы..................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Деятельность  политических институтов и органов  административного управления воплощается  в принятии и реализации соответствующих  государственных решений: политических  и административных. Анализ решений  — неотъемлемый аспект теории  государственного управления. По  типу решений, способу их разработки, уровню участия различных субъектов, в том числе массовых, можно  судить о существенных признаках  общественно-политической системы.

      Решения  принимаются на всех уровнях  системы управления: на федеральном, региональном и муниципальном. Соответственно  субъектами, принимающими решения, выступают органы федеральной  власти, субъектов Федерации и  местного самоуправления. Проблемы  решений определяются потребностями  и интересами управляемых ими  объектов. Несмотря на различия  типов и уровней решений, им  присущи некоторые общие черты, характеризующие процессы принятия и реализации.

      Государственные решения обычно реализуются посредством технологических функций государственного управления. Если говорить конкретно, то технологические функции государственной гражданской службы - это совокупность приемов и способов циклической целевой деятельности аппарата, направленной на изменение состояния какого-либо социального института (например, образования, здравоохранения). Очевидно, что идейно слабые и организационно необеспеченные решения не создают необходимых предпосылок для высокоэффективной деятельности, которая не только показала бы слабые места и упущения, но и вскрывала новые возможности и перспективы в процессе их выполнения.

       Научное  изучение интересующего нас явления  предполагает определение его  понятия. В данном случае речь  идет об особом типе управленческих  решений, составляющих функцию государственной  власти. Государственное решение  — это выбор и обоснование  определенного проекта действий  государственных органов, направленных  на достижение общественных целей.

       Следует  различать политические и административные  решения. Первые — концентрированное  выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению  общих интересов и общих целей  социальных групп, либо данного  сообщества. Даже если политические  решения принимаются на региональном  уровне или в рамках какого-то  местного сообщества, они затрагивают  интересы государственного союза  людей, функционирование государственной  власти. Административные решения  представляют собой акты управленческих  действий, регулирующих функционирование  отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни  людей и текущей практической  деятельности отдельных организаций. Административные решения — функция  органов исполнительной власти  и управления.

      Политические  решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно  адресованы определенным общественным  группам людей, служат средством  регулирования отношений между  ними, являются способом выражения  и реализации социальных интересов  и целей. Они — результат деятельности  субъектов политической власти  и политического руководства. В  соответствии с принципом приоритетности  политики в государственном управлении  политические решения имеют доминирующее  значение.

      Государственное  решение характеризуется прежде  всего субъектом, принимающим решение  — руководящий орган государственной  власти — коллегиальный или  индивидуальный — лидер; субъектом-исполнителем  решения — аппараты государственной  службы; объектом, которому адресовано  решение — нижестоящие органы  управления, социальные группы, занятые  в различных сферах жизнедеятельности  общества, политические и общественные  объединения.

 

 

Глава 1. Сущность, особенности и классификация государственных решений

       В последнее время в публикациях об управленческих решениях при характеристике их сущности наблюдается тенденция к лаконичности формулировок, которая обычно идет в ущерб содержательности. Например, стали почти расхожими такие определения: "...принятие решений - это результат формулирования, упорядочивания альтернатив и выбор наилучшей среди них"; "Решением называют выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей"; "...принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов". Приведенные три определения управленческого решения делают акцент на "выборе альтернатив", но ни в одном из них не конкретизируется главное - ничего не говорится о цели и нормах, вырабатываемых субъектом управления. Это обстоятельство делает данные определения несколько бессодержательными.1

      Несомненно, всякое решение - это всегда выбор между взаимоисключающими возможностями (альтернативами). Но этим оно не ограничивается. Чтобы выбор стал элементом решения (а не познания или оценивания), он должен быть дополнен социальной целью, которая определяет содержание и порядок действий (норм) в соответствии со сделанным выбором. Следовательно, государственное решение - это альтернативный выбор социальной цели и нормы, вырабатываемый субъектом управления для направленного воздействия на объект управления.

В государственном управлении социальные цели и нормы разрабатываются и принимаются в установленном должностными правилами порядке. Они оформляются в виде различных документов. В соответствии с единой государственной системой документирования в стране на каждом уровне и в каждой ветви государственного управления используются свои формы нормативных документов. Обычно здесь используются законы и подзаконные акты, указы, постановления, распоряжения, приказы, докладные записки, предписания, указания, представления и др.

      Имеются соответствующие государственные стандарты, в которых закреплены основные требования к составлению и изготовлению подобного рода управленческих документов. К примеру, текст постановления, распоряжения, приказа обычно состоит из двух частей: констатирующей и директивной (распорядительной). В констатирующей части излагаются основания (мотивы) для издания этих документов, а в директивной - намечаются конкретные мероприятия, каждое из которых записывается отдельным пунктом. В конце директивной части указывается орган или должностное лицо, на который возлагается контроль за их исполнением.

Всякое подготавливаемое решение надлежащим образом оформляется с точки зрения языка, стиля, логичности изложения, а также удобства контроля его исполнения. Оно должно точно и ясно передавать сущность и объем служебного задания, содержать только необходимый минимум информации и указывать сроки и способы реализации. Постановления, распоряжения, приказы не должны содержать неопределенных и безадресных формулировок, затрудняющих понимание и реализацию конкретных мероприятий. Всякое решение только тогда достигает своей цели, когда в полной мере понятно исполнителям.

      Чтобы управленческое решение было действенным, социально эффективным, оно должно быть технологически обоснованным, что предполагает тщательную проработку всех его основных параметров. Каковы основные требования к обоснованности управленческого решения? В самом общем виде здесь следует выделить три требования. Во-первых, по своему содержанию всякое решение должно быть выполнимым, необходимо ставить лишь достижимую цель и исходить из реально располагаемых ресурсов и времени. Во-вторых, содержать механизм реализации, т.е. хорошо продуманный порядок осуществления всех сопутствующих задач, такие как основные организационные мероприятия, тщательный расчет материально-финансового и кадрового обеспечения. Наконец, в-третьих, располагать необходимым запасом устойчивости и гибкости по отношению к основным вариантам допущенных ошибок и нестабильности внешней среды.

      Поскольку жизнь сложна и многообразна, то и управленческие решения различных жизненных проблем чрезвычайно различны. По каким основаниям (критериям) может быть составлена примерная классификация государственных решений? Как показывает изучение, она может быть проведена по различным основаниям. Чаще всего для этих целей используются такие основания, как субъекты управления, время и характер действия решений, методы разработки и содержание решений, а также формы и механизмы их действия (табл. 1).

      Что представляет собой технология государственного решения? В самом общем виде под технологией государственного решения обычно понимают систему подходов, методов, приемов и этапов работы гражданских служащих с управленческими действиями и процедурами.

 

Таблица 1. Классификация решений в государственном управлении

 

      В специальной литературе но теории государственных управленческих решений выделяются общепринятые два подхода: нормативный (количественный) и дескриптивный (качественный).2 При первом подходе преимущество отдается формализованным технологиям управленческого решения, изучаемым формальными, преимущественно экономико-математическими, инженерно-экономическими и компьютерными методами. При втором подходе упор делается на качественное описание и анализ проблем технологий государственного управленческого решения, осуществляемых в основном в рамках традиционной социологии и психологии, а в последнее время и когнитивной психологии. Изучение показывает, что ни одному из этих подходов нельзя отдать очевидное предпочтение. Все зависит от конкретной ситуации - при наличии линейных зависимостей успешнее срабатывает нормативный подход, при нелинейных - дескриптивный.

     Что касается структурирования технологии управленческого решения, то здесь пока нет ничего устоявшегося, царит обилие различных точек зрения, из которых трудно сделать хотя бы приблизительный выбор.

      Считается, что технология работы над решением "объединяет три последовательных блока: подготовительный (формулировка целей и задач), основной (принятие решения) и заключительный (организация выполнения решения)". Несомненно, эти три "блока" действительно имеют место. По при их расшифровке авторы допускают много надуманных ситуаций (рис.1)

 

Глава 2. Принятие государственных решений в авторитарном политическом режиме

      Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

      Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

      Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

       Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий,организаций и движений.

       В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

        Авторитарный режим отличается тем, что:

– народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

– вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

– устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов.

– решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат.      Устанавливается полное преимущество государства над правом;

Информация о работе Зависимость государственных решений от политического режима