Взаимосвязь политики и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферами деятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику и общество в целом.

Файлы: 1 файл

контроль.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

          Проблема взаимодействия политики и религии - одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

         Научный подход к объяснению особенностей их сосуществования начался только во второй половине XIX в., когда политология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли науки со своими предметами и методами. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводит к довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой. Современное общественно-политическое развитие человечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическую жизнь государств и человеческой цивилизации.        

Целью данного реферата является показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между  этими сферами деятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику и общество в целом.

 

 

 

 

 

1. Религия как фактор  политической жизни общества

 

        Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни.

    Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии - религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны.        

Религиозное сознание. Имеет  теоретический (концептуальный) и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики имеет теоретический уровень религии. Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этических и социально-политических учений. Она оказывает непосредственное влияние на формирование или обоснование определенного политического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичной власти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиозными институциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

      Религиозная деятельность индивидов. Разделяется на некультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиозной деятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять на политическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или ее критики.        Религиозные организации. Теснее всего взаимодействуют с политической жизнью общества, являются институциализованной формой религиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваны упорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функции институций публичной власти.

        Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

  • Мировоззренческая функция. Сформированные с помощью религии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующего человека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством, партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречат взглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.
  • Регулятивная функция сориентирована на управление деятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. До новейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкой определенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартов поведения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над их деятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознание желаемые мотивы деятельности членов общества.
  • Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
  • Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии.

Известный французский  социолог Э. Дюркгейм видел в религии  средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны.

  • Дифференцирующая функция обуславливает наличие раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.

 

2. Взаимовлияние политики  и религии

 

       Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

   Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

      Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

      Это были основные направления влияния религии на политику и наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

 

3. Государство и церковь:  основные модели взаимодействия

 

       На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия. Проявляется  как форма правления, при которой  вся полнота власти в государстве  принадлежит главе церкви и  духовенству. Предусматривает отождествление  светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области.

2. Цезаропапизм. Показывает  себя как политика светской  власти, направленная на подчинение  себе всей церковной жизни;  сочетание в лице государственного  правителя высшей светской духовной  власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка,  которая обеспечивает привилегированное  состояние определенной церкви  в государстве. Статус государственной  церкви предусматривает государственное  финансирование деятельности церковных  институций, возлагает на них  определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.

4. Отделение церкви  от государства. На практике  это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

 

4. Влияние религиозного  фактора на формирование политических институтов и политической культуры России

 

          Конец XX в. ознаменовался для России огромными социокультурными и политическими изменениями. Падение железного занавеса, окончание «холодной войны» способствовали большей открытости России к восприятию новых, преимущественно либеральных идей. Именно поэтому в России обозначился духовно-нравственный кризис, который является отражением глубинных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Российское государство отказалось от официальной идеологии, а большую часть традиционных духовных и нравственных идеалов утратило. Вследствие этого нынешнее время диктует необходимость переоценки современной системы ценностей, сложившихся в ходе цивилизационного развития, формирования новых культурных доминант и новых подходов в формировании политической культуры. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Россия находится в поисках официальной идеологии, которая поможет сплотить общество, задать созидательный вектор общественного развития.

Для определения места  и роли православия в формировании политической культуры России следует  четко определить, что представляет собой политическая культура. Прежде всего, политическая культура – это исторически сложившаяся система норм и ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Поэтому политическая культура является неким гуманитарным цензом политики. Понятие «политическая культура» часто используется в случаях, когда нужно выявить особенности работы одних и тех же политических институтов в различных странах или вероятность заимствования политических новаций из других стран.

Формирование политической культуры является частью процесса социализации и адаптации людей к изменяющейся внешней среде. В данном процессе принимают участие практически  все социальные институты, но наиболее значимыми среди них являются государство, семья, средства массовой информации, партии, армия, образовательные учреждения и церковь.

Каждый из этих социальных институтов привносит свой значимый элемент в общий процесс формирования национальной политической культуры. Православная церковь как социальный институт является неким морально-этическим центром и основным источником общечеловеческих ценностей, формирующим особое мировоззрение, которое определяет наше поведение в обществе, образ мышления и в том числе нашу политическую культуру.

Информация о работе Взаимосвязь политики и религии