Взаимосвязь политики и музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:30, доклад

Описание работы

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.

Файлы: 1 файл

Музыка и политика.docx

— 19.72 Кб (Скачать файл)

Музыка и политика

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими  сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной  власти занимаются политикой (работа налоговых  и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных  отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.

Взаимосвязь политики с другими  общественными сферами проявляется  в двух аспектах. С одной стороны, политика определена экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:

o политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

o политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Музыка всегда играла важную роль в жизни людей, так же как  и любовь искусство. Согласитесь, что  вас уже начинают переполнять  эмоции, когда вы стоите в очереди  за билетом, и нет разницы, покупаете  ли вы билет на концерт любой группы или билеты в театр моссовета. Сейчас человек постоянно находится в разнородном музыкальном пространстве, который влияет на его внутренний мир и сознание.

Тем не менее в музыкальной культуре Европы в связи с массовыми общественными движениями двух последних веков сложилась мощная традиция политически ангажированного искусства. Сила эмоционального воздействия музыки, ее воспитательная действенность ясно осознаются политиками, идеологами, религиозными деятелями, художниками, придерживающимися определенных политических и идеологических взглядов. Они стремятся использовать музыкальное искусства для утверждения своих жизненных и художественных идеалов.

В этом ряду следует прежде всего назвать музыку Французской буржуазной революции и ее художественный венец – Марсельезу.

Заметную роль сыграли  мотивы социального протеста в джазовой и рок-музыке. На протяжении своей истории джаз нередко воспринимался «как символ угнетенного, но стремящегося к своему освобождению негритянского народа». Но джазовая культура приобретала также значение общесоциального протеста. Е. Овчинников пишет, что «в годы второй мировой войны джаз был под запретом в странах, принадлежавших к фашистскому блоку, … и стал как бы музыкальным лозунгом движения сопротивления».

Сходные общественные функции  приоретала на протяжении своего развития и рок-музыка. Творчество уже первых английских бит-групп было нередко отмечено острой социальной направленностью. В последующие годы рок-музыка была своеобразным клапаном, выпускавшим «пар» социально-психологического напряжения и агрессивности, в которых постоянно пребывала большая часть западной молодежи. Особенно широкое распространение рок-музыка получила к началу 70-х годов, став явлением большой социальной значимости. Она оказалась действенным средством протеста молодежи западного мира против обыденности, способом выражения своей неудовлетворенности несправедливостью окружающей действительности, орудием социальной критики, вызовом сложившимся художественно-эстетическим канонам.

Конечно, рок-музыка явление  сложное и неоднозначное. В ней  проявляются самые разные тенденции. Ее специфическим моментом является неприятие всего «взрослого». Попав  в руки крупного бизнеса, рок-музыка нередко приобретает черты пустого  развлекательного искусства. Опасными являются психоделические аспекты  рок-культуры. Некоторые ее направления («Jesus Rock») включают в себя элементы христианского учения, проповедывают примирение с несправедливостью, бегство в небесные сферы. Но все это лишь лишний раз свидетельствует о том, что рок-музыка является орудием острой социальной, политической борьбы. В этом смысле показательны даже названия некоторых течений, таких как «Рок в оппозиции», «Рок против расизма», «Рок против правых» и др.

Особый пласт идеологизированного искусства ХХ века составляет советская музыка. Это мощный пласт художественного творчества, отразивший не только господствовавшие в СССР политические установки и социалистические идеи (искусство социалистического реализма).

Музыка пробуждает наиболее понятные чувства. С ее помощью в  прошлом поднимали на битву, праздновали  победы, венчали на царство, провожали  в могилу. Многие великие музыкальные  произведения родились под влиянием исторических потрясений: на Бетховена  глубоко подействовали победы Наполеона, Шостакович воспел мужество и стойкость  своих соотечественников, умиравших  от голода в блокадном Ленинграде. Если брать не столь давнее прошлое, то музыку использовали в глобальных событиях и кампаниях, приводивших  к масштабным результатам. Концерт  Live Aid помог и помогает миллионам людей узнать о голодающих жителях Эфиопии лучше, чем любая речь. Ростропович сделал свою виолончель маяком свободы, выступив около Берлинской стены. А кто может забыть тот эмоциональный подъем, который вызвал Бернстайн, когда дирижировал "Одой к радости" Бетховена во время падения стены?

Нацистский режим признавал  уникальное значение музыки для привлечения  и возбуждения народных масс. Широко использовалась музыка для пропаганды нацистского режима: на митингах и  других общественных мероприятиях. Например, часто исполнялась и была очень  популярна "Песня Хорста Весселя" (нем. Horst Wessellied) - неофициальный гимн Национал-социалистической рабочей партии Германии.

Многие пропагандистские песни были адресованы молодежи, так  организацией Гитлерюгенд (нем. Hitlerjugend) была разработана специальная программа музыкального развития.

В разные исторические периоды  и в разных социальных условиях музыка и музыканты по тем или иным причинам обращаются к политической проблематике, участвуют своим творчеством  в общественных процессах, прямо  или косвенно связанных с политической жизнью. В одних случаях это  делается сознательно, композиторы  и исполнители занимают ясную гражданскую и «с открытым забралом» выступают за утверждение своих взглядов. В других случаях политическая позиция автора может быть завуалирована, автор может быть политически индифферентным, он может даже выступать против политического истолкования его творчества. Но важно не то, что он думает, и не то, чего он хочет. Важно то, какие общественные последствия имеет его творчество.

В целом, размышления на тему музыки и политики приводят к интересным выводам о зависимости музыкальных  вкусов человека от его политической и социальной активности. Есть даже различные журналистские размышления  на эту тему. Многие из них считают, что человек, который интересуется новостными потоками, понимающий развитие международной обстановки и ситуации в стране, знающий ключевые фамилии  политиков, скорее всего, слушает не поп-музыку, а какую-то другую, например, рок, джаз или классику. В общем-то логично. Сложно представить компанию людей, которая перед началом концерта Димы Билана или Шахзоды беседует о кризисе в еврозоне или о планах США по развертыванию систем ПРО в Европе.


Информация о работе Взаимосвязь политики и музыки