Взаимосвязь политики и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является показать взаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферами деятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви и государства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику и общество в целом.

Файлы: 1 файл

контроль.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, мировоззрение всегда личностно, оно является высшим уровнем самосознания индивида и выступает своего рода рефлексивным пониманием жизни, бытия в мире. Поэтому мировоззрение, сформированное в рамках православного вероучения, дает ответы практически на все вопросы, которые могут встать в жизни перед человеком и, прежде всего, о смысле его бытия, что впоследствии и определяет поведение индивида. Православие способствует формированию у человека систем жизненных ценностей – добродетелей, обладание которыми, с точки зрения данной религии, помогает решению основной задачи человеческой жизни – спасению души. Постепенное обладание ими подобно долгому восхождению человека по лестнице духовного совершенствования, где ступенями являются сами добродетели. В то же время мировоззрение индивида, так или иначе, перекликается с общечеловеческими взглядами, идеями, убеждениями, ценностями в целом, выступает как социально-политическое, культурно-историческое образование, и является основанием для создания и нормального функционирования любого отдельного политического института и государства в целом. Православное мировоззрение стало государство образующей религией, которая обозначила цели государственного устройства общества, методы достижения этих целей и формы, в которых возможно их достижение.

За тысячу лет своего существования православие в  России создало то, что с полной уверенностью можно назвать «Православной  цивилизацией». И в настоящее  время, на пороге третьего тысячелетия православие, как и прежде, является одной из главных форм мировоззрения общества, вплетенных в ее духовную и материальную жизнь. Стоит заметить, что православие предполагает и сакрализирует для человека системы жизненных ценностей, аккумулируя в себе социально значимые для человека установки и нормы, формируя при этом наиболее законченную форму мировоззрения, которая и обуславливает дальнейшую жизнь человека.

Чтобы проследить становление  православия как государство образующей религии в России, сформировавшей мировоззрение и политическую культуру ее граждан, необходимо провести историко-психологический анализ взаимодействия религии и политики в прошлом и настоящем, с последующим прогнозом на будущее. Итак, православное мировоззрение сыграло огромную роль в возникновении и развитии русской государственности. Оно стало фундаментом государственной идеологии Руси.

Мировоззренческие основы православия стали оказывать огромное влияние на формирование политической культуры русского общества. Этот сложный и длительный процесс затронул не только правящие элиты, но и проник в народное сознание. Продолжительность периода становления православного мировоззрения охватывает период примерно с конца IX по XV в.в. Данный процесс протекал неравномерно и оценивается и имеет неоднозначные оценки со стороны исследователей. Впрочем, без сомнения, результатом этого процесса явилось создание государства, славящегося своим величием не только по величине его территории, но и учитывая политическую, экономическую и духовную культуру населявшего его общества. Причиной этому было создание уникальной формы политической организации государства, а именно русского православного самодержавия.

Для решения этой задачи по укреплению государства в русле  православного мировоззрения направлены попытки осмысления и огромное количество обращений как в устной, так и в письменной форме, а также поучений духовных лиц государственным деятелям. Именно в них мы можем проследить связь политических форм с догматическими предписаниями православного мировидения. Таким образом, со временем верховная княжеская власть стала осознавать свое предназначение и исходя из этого, стала себя определять самодержавной властью, которая ограничивалась только высшим духовно-нравственным законом.

Следовательно, уже в XIV в. оформился тот узловой момент всей самодержавной концепции власти, которая в развернутом виде будет сформулирована в XVI в. Особую духовную значимость утверждения Дмитрия Ивановича как первого русского самодержца придавал факт скрепления княжеской грамоты на властвование подписью Преподобного Сергия Радонежского. С этого периода можно вести начало утверждения принципа самодержавной власти, которая под влиянием православия стала базироваться не просто на родовом праве, а в первую очередь на праве первородства, которое объяснялось Божественной волей.

Можно с уверенностью утверждать, что к периоду становления Русского централизованного государства относится активизация политической полемики, которая обнаружила у ее участников высокую культуру политического мышления и книжную образованность, что, безусловно, предполагает наличие преемственности культурных традиций древнерусского государства и Византии. Конец XV в. ознаменовался для Руси периодом окончательного формирования самодержавной государственной власти. С появлением самодержавной власти активизируются политические споры, касающиеся происхождения Русского государства, взаимоотношения церкви и государства, формы организации верховной власти и способов ее организации, родословия его князей, а также ряд других проблем.

Однако нельзя считать, что Православная Русь того времени ограничивала себя лишь только «иосифлянством», говорившем, что монархия вышеупомянутого типа представляется единственно возможной формой власти того времени. Хотя политические воззрения, сформировавшиеся в среде заволжских старцев, не представляли собой какие-либо радикальные, республиканские, демократические идеи, они не принимались властью. Рассматривая подробнее идеи заволжских старцев, можно с уверенностью утверждать, что они так же, как и «иосифляне», стояли на богустановленности царской власти. Это мы можем видеть из литературных сочинений XVI в.: «Мнози бо глаголю в мире, яко самовольна человека Бог сотворил свет сей; аще бо сотворил Бог самовластна человека на сей свет, и он бы не уставил царей и великих князей и прочих властей, не разделил бы от орды орды». Здесь также говорится о неприятии человеческого самовластия или, можно сказать по-другому, демократии. Бог сотворил царей и великих князей и причине власти «на воздержание мира сего и для спасения душ наших». Оттенок различия заключался лишь в том, что для заволжских старцев и их последователей характерно было убеждение, что всякое земное государство лежит во грехе и потому оно не может быть прототипом божественного порядка. Заволжские старцы поясняли это, говоря, что государство является частью светского мира, Божье же царство, напротив, представляло мир «внесветный». Поэтому они считали, что следуя путем государства, нельзя прийти к божественному царству, но спастись можно при условии полного отречения от всего земного и мирского, приняв иночество. В этом и намечается основное противоречие, разделяющее два течения в русском православии по вопросу об отношении к государству.

Таким образом, для «иосифлян» миссия Церкви состоит в учреждении политико-правового государства, которое  всецело сольется с Ней. Причем церковные догматы и обряды станут непосредственно государственными законами. А сама Церковь станет частью государственного аппарата. Так, например, царское служение государству приравнивается к церковному служению и ограничивается пределами Верховного Закона. Сутью этого учения является то, что, живя в таком государстве, повинуясь его власти, исполняя его законы, человек тем самым исполняет религиозные предписания, живя праведной жизнью в рамках государства, он и обретает спасение. В этом видится некий компромисс между духовной, религиозной жизнью и светской, мирской. Для второго же течения, изложенного в учении заволжских старцев, спасение не может быть достигнуто лишь фактом служения религиозному закону, но оно, прежде всего, требует глубокого личного духовного подвига. В этом и заключается непримиримое различие в вопросе об отношении церкви и государства двух принципиально разных направлений.

Как известно, Иван Грозный, являясь духовным учеником Иосифа Волоцкого, продолжил искания своего учителя и стал автором теории российского самодержавия, построенной в духе «иосифлянства» и выраженной в переписке с князем Курбским. Изучив содержание переписки Ивана Грозного и А. Курбского, становится очевидным, что Иван Грозный пошел значительно дальше своих предшественников и сформировал теоретическое обоснование русского самодержавия. Наличие широкого спектра подобных материалов – от летописных сводов до челобитных – свидетельствует, с одной стороны, о достаточно высокой степени развития политического сознания в ту эпоху, а, с другой, подчеркивает, что сознание это отличалось православной универсальностью.

Именно поэтому Иван Грозный, веря в свою бого избранность и признавая наставничество только в образе Христа, так ревностно относится к поучению его другими. Таким образом, подчеркивая с одной стороны, абсолютный характер земной власти самодержца, он в то же время понимал и ее пределы, определяемые подчинением Богу, перед кем за свои дела и грехи царь будет держать ответ. Различия политических культур России и Запада вполне определенно обозначились уже в то время и достаточно наглядно раскрываются на примере царствования Ивана Васильевича Грозного. В эпоху Ивана Грозного не только окончательно сложилась самодержавная власть, но и возникло ее идеологическое обоснование. Таким образом, русское политическое сознание уже тогда получило импульс, определивший его православное содержание.

Следование подобной государственной политике в духе «симфонии властей» является следствием работы Соборной Православной церкви, которая выступает как важнейший фактор становления и утверждения национально-духовного сознания Русского государства. В итоге можно констатировать, что составным элементом общественно-политической жизни является политическая культура, на формирование которой значительное влияние оказывает религия. Религия, являясь частью национальной и исторической традиции народа, играет важную роль в становлении и развитии его духовности и культуры, и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

     Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии.

 В итоге можно констатировать, что составным элементом общественно-политической жизни является политическая культура, на формирование которой значительное влияние оказывает религия. Религия, являясь частью национальной и исторической традиции народа, играет важную роль в становлении и развитии его духовности и культуры, и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры. Так, например, российскую политическую культуру отличают, по преимуществу, сильные харизматические интенции, высокая предрасположенность к конформизму, слабые элементы индивидуализма, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие, устойчивые коллективистские ориентации, сильные этатистские симпатии. Говоря иначе, российской политической культуре присущ авторитарно-патриархальный характер, который сложился благодаря многовековому влиянию православия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. 2009г.

 

2. Мельник В.А. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие - Мн.: Вышэйшая школа, 2009г.

 

3. Муштук О.З. Политология : учебник для вузов. М.: МФПА (Московская финансово-промышленная академия),  Университетская серия, 2011.

 

4. Огородников В.П., Сидоров  Н.М. Политология. (Учебное пособие) 2009г.

 

5. Радугина А.А. Политология. - Москва: Центр, 2009г.

 

6. Радугина А.А. Религиоведение. - Москва: Центр, 2010г.

 

7. Решетникова С. В. Политология: учебник— 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: ТетраСистемс, 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Взаимосвязь политики и религии