Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные направления внешней политики Армении, а также проанализировать внешнеполитический курс страны на современном этапе во главе с президентом Серж Саргсяном.
Задачи работы:
Дать краткую характеристику Республики Армения.
Дать характеристику армяно-российских отношений.
Дать характеристику отношений Армении и стран Запада.
Показать участие Армении в Карабахском конфликте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отношения с Россией…………………………………………………………..5
2. Отношения со странами Запада……………………………………………..9
2.1. Региональные государства (Иран и Турция)……………………………….9
2.2. США и НАТО……………………………………………………………….15
2.3. Европейский Союз и государства Европы………………………………...19
3. Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте…………………….24
Заключение………………………………………………………...……………..28
Список источников…………………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Внешпол Арм.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)

В Иране живут около 500 000 армян. В условиях блокады границ Армении со стороны Турции и Азербайджана и нестабильной армяно-грузинской границы, короткая граница с Ираном имеет для Армении важное значение. Действующей железной дороги между Арменией и Ираном в настоящее время нет. Существуют проекты и договоренности о её строительстве.

В мае 2004 г. был подписан основной контракт по строительству газопровода Иран-Армения. 19 марта 2008 года произошло торжественное открытие газопровода. Сразу же после открытия обсуждалась возможность строительства второй нитки газопровода. На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1,1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года — по 2,3 млрд. Договор заключён сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200—250 млн долл. Первый этап предусматривает строительство 100-км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри-Каджаран). На втором этапе будет сооружён трубопровод Каджаран-Сисиан-Джермук-Арарат.

Газ будет подаваться на Разданскую ТЭС. Условия поставок бартерные  — Армения должна будет обеспечить поставку в Иран 3 кВт·ч электроэнергии за каждый кубометр полученного газа. «Газпром», используя свой контроль над «Армросгазпромом», добивается не только повышения цены российского  газа, но и ограничения поставок из Ирана только объёмами, необходимыми Разданской ТЭС.7

Таким образом, хоть время от времени дипломатические отношения между Тегераном и Ереваном давали трещины, торговые и экономические отношения между ними из года в год неуклонно расширялись.

Что касается взаимоотношений Армении  и Турции, то отношения Еревана и Анкары считаются не только одним из наиболее болезненных моментов во внешней политике этих государств, но имеют фундаментальное значение в контексте будущего политического и экономического обустройства региона Южного Кавказа. После развала СССР необходимость восстановления контактов между Арменией и Турцией постоянно акцентируется Соединенными Штатами. Особую актуальность эта проблема приобретает в рамках обязательств по нормализации отношений с соседями, взятых Арменией при вступлении в Совет Европы, и в контексте стремления Турции стать членом Евросоюза.

Камнем преткновения для политики Анкары в Закавказье остаются неурегулированность  турецко-армянских отношений и  опасность возобновления боевых действий в зоне карабахскою конфликта. Официально провозгласив нейтралитет  в этом конфликте, Турция фактически всецело встала на сторону Баку. Более того, намечаются контуры военно-политического  альянса двух стран, направленного  своим острием против Армении.8

В целом же, как Армения, так и  Турция объективно заинтересованы в  нормализации межгосударственных отношений. Но это весьма трудно разрешимая задача, если учесть, что слишком велики враждебность и недоверие в отношениях двух народов, вызванных исторической памятью о прежних обидах и  постоянно обновляемых нынешними  конфликтами. С обеих сторон не прекращается пропаганда, призванная, по сути дела, очернить друг друга в глазах как  мирового общественного мнения, так  и общественности своих стран.

Пока что сохраняется ряд  весьма труднопреодолимых преград  на пути налаживания нормальных армяно-турецких связей. До сих пор между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические  отношения. Камнем преткновения в турецко-армянских  отношениях является отказ Турции признать факт геноцида армян в 1915 году в Османской  империи. В результате между двумя  народами сохраняется глубокое взаимное недоверие. Показательно, что в карабахском  вопросе Анкара продолжает занимать подчеркнуто проазербайджанскую позицию. В дело примирения двух государств пытаются внести свою лепту западные страны.

Армянское руководство в принципе склоняется к положительной оценке возможного вовлечения Турции в процесс  урегулирования карабахского конфликта  и в разрешение проблем Кавказа  в целом.

Тем не менее, де-факто отношения  между Турцией и Арменией реально  существуют. Свидетельство тому - обилие турецких товаров на армянском рынке. В основном это - одежда и продукты. По некоторым данным, ежегодно в  Армению завозится турецкая продукция  на сумму в несколько десятков миллионов долларов. Называются цифры  от 30 млн и выше. Открытие границы  и коммуникаций способно привести к  резкому росту объемов товарооборота  между двумя странами. По некоторым  подсчетам, ежегодный ущерб, который  несет экономика Армении от блокады, составляет более 500 млн долларов. Аналогичные  потери - 500-600 млн дол. - ежегодно несет  Турция из-за закрытия железнодорожной  транзитной магистрали Гюмри - Стамбул, напрямую соединяющей весь каспийский регион и бассейн Персидского  залива с Юго-Восточной и Центральной  Европой. Очевидно, что возобновление  грузоперевозок по этой транзитной линии  выгодно как Еревану, так и  Анкаре. Кроме того, в этом случае Армения, более 10 лет контактирующая с внешним миром исключительно  через Грузию и Иран, получит альтернативные транспортные коммуникации.9

По инициативе США с 2002 г. ведется  армяно-турецкий диалог на уровне министров  иностранных дел Армении и  Турции. На сегодняшний день прошло уже пять встреч, где обсуждались  вопросы нормализации двусторонних отношений, развития процесса карабахского урегулирования, а также региональные проблемы, возможность участия Турции в их решении. Детали переговоров  не разглашаются. Однако, судя по высказываниям  сторон, радикальных изменений, по крайней  мере, видимых, в позиции Анкары в  отношении Еревана пока не произошло.

На сегодняшний день все попытки  США и ЕС наладить в регионе  экономическое сотрудничество наталкиваются  на упорное сопротивление Азербайджана, стремящегося не допустить участия  Армении в региональных экономических  проектах до урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В Ереване отношение к перспективе  открытия армяно-турецкой границы далеко не однозначное. Многие политические и  общественные деятели придерживаются мнения, что это – проблема не Еревана, а Анкары. Турция сама закрыла  границу, пусть сама и думает, как  ее открывать, в конце концов, ее интересы в этом плане просматриваются  гораздо четче, нежели интересы Армении. Многие армянские политики убеждены, что в настоящий момент открытие границы напрямую поставит под угрозу национальные интересы Армении. Любое открытие коммуникаций, по их мнению, может быть выгодно Еревану только, если Армения превратится в транзитную страну. В противном случае, Армения станет придатком восточных областей Турции. С 1980 г. в Турции действует закон, согласно которому лица, инвестирующие в развитие этих малонаселенных и малоразвитых, не имеющих необходимых инфраструктур территорий, освобождаются от уплаты налогов на 10 лет. Однако желающих инвестировать нет, ибо речь идет о территориях весьма проблемных. Открыв границу, Турция активизирует развитие этих инфраструктур. От этого в Армении выиграют лишь отдельные предприниматели, которые активизируют свою торговлю. Для Армении сегодня наиболее остро стоит вопрос сельхозпродукции, которая не в состоянии конкурировать с дешевой турецкой. Армянские крестьяне окажутся в крайне тяжелом положении, что чревато эмиграцией и продажей земель крупным "латифундистам", возможно и иностранным. Через пару лет негативные последствия скажутся и на промышленности.

Именно представители деловых  кругов и руководители приграничных с Арменией районов Турции выступают  за разблокирование границы и  налаживание приграничной торговли. Армянские же эксперты обращают внимание на то, что эти районы, ко всему  прочему, отнюдь не благополучны с точки  зрения стабильности межэтнических  взаимоотношений. Это не является существенной преградой для экономической  экспансии Турции, но может иметь  предсказуемые социально-экономические, демографические и иные дестабилизирующие  последствия для Армении

У многих армянских политиков вызывает беспокойство то, что правительство  Армении не до конца просчитало возможные  последствия открытия границы, а  также отсутствие у официального Еревана предварительных условий  в диалоге с Анкарой. Создается  впечатление, что в диалоге с  Турцией Армения пока не играет роль равнозначной стороны. Турецкая политика в отношении Армении практически  неизменна, а сам факт переговоров  Анкара использует преимущественно  в контексте улучшения взаимоотношений  с европейскими структурами.10

 

2.2. США и НАТО

 

Перспективы развития партнерских  отношений между США и Арменией во многом зависит от приобретения нового содержания американо-российских отношений. Нефтяные и инвестиционные компании США, отчасти военные и  военно-промышленный комплекс заинтересованы в переосмыслении американо-российского  сотрудничества. В этом заинтересованы такие государства, как Великобритания. Это весьма важно, если учесть, что  Республиканская партия США (особенно политический центр власти на Юге  страны) является традиционным партнером  консервативной элиты Великобритании. Например, участие России в сооружении нефтепровода Баку – Джейхан, при транспортировке по нему российской нефти, деполитизирует этот проект и в значительной мере деактуализирует региональные конфликты Южного Кавказа, как возможности для политических манипуляций и давления.11

В Армении имеются общественные и политические группировки, которым  представляется, что форсированная  нормализация армяно-турецких отношений  приведет к улучшению экономического положения страны и к политическому  успеху данных группировок. Конечно, в  качестве ключевых региональных проблем  США рассматривают не абхазскую  или карабахскую, а российско-грузинские и турецко-армянские отношения. Однако Турция явно не заинтересована в нормализации отношений с Арменией, ибо представление  армяно-российского и армяно-иранского  сотрудничества как угрозы своей  безопасности крайне важно для получения  американской помощи. Постепенно трансформируясь  армянский политический фактор стал важным региональным элементом.12

Попытки создания региональной системы  безопасности при активном участии  европейцев предпринимались как  Россией, так и США. Так называемый "Кавказский дом" (вернее целый ряд "кавказских домов") был направлен сначала Германией, а затем США в целях изолирования России от Южного Кавказа, а затем и всего Кавказа. Встречи руководителей России, государств Южного Кавказа в Железноводске, другие инициативы российской стороны (так же, как и американские) неизменно проваливались, так как имеются серьезные противоречия между государствами региона. В Армении существует мнение, что ее позиция в "саботировании" попыток создания региональных систем безопасности под эгидой США и НАТО не были оценены Россией и армянское руководство сделало из данных отношений соответствующие выводы. Следует отметить, что американцы и НАТО явно недооценили значимость принципиального выпадения одного из государств региона из проектируемой системы безопасности. Неучастие Армении практически подорвало и девальвировало значимость всех без исключения инициатив в этом направлении – коммуникационных проектов, "Кавказского Дома" и даже ГУААМ. Позиция Армении определялась не только политическими обязательствами перед Россией и нежеланием входить в конфронтацию с Ираном, а прежде всего своими интересами. Дело в том, даже либеральное, про-американское правительтство Армении понимало, что создание любой формы политической региональной системности губительно для Армении, так как этим самым снимается важное условие противостояния, что представляется основой внешней политики Армении. Участие в любой региональной системе безопасности, приведет к вовлечению Армении в орбиту турецко-азербайджанского альянса, что представляется первичным в сравнении с сотрудничеством с США и НАТО. В связи с этим, Армения весьма настороженно относиться и к российским инициативам по созданию региональной системы безопасности, так как в условиях существования данной пророссийской системы роль Армении значительно понизится и у нее останется гораздо меньше аргументов для отстаивания своих интересов в карабахской проблеме. Вместе с тем Договор о коллективной безопасности представляется политическому руководству и политическим кругам Армении наиболее приемлемой формой сотрудничества не только с Россией, но и с другими государствами постсоветского пространства. Для Армении крайне важно развитие отношений с государствами Центральной Азии.

Вместе с тем, инициативы руководства  государств Южного Кавказа в части  создания региональной системы безопасности на международной арене рассматриваются, как признаки политической толерантности  и стремление к примирению, готовность к мирному урегулированию конфликтов и нормализации отношений. Явное  и декларированное игнорирование  участия в данных проектах чревато  весьма дискомфортным положением любого государства, особенно небольшого. 13

В 2007 году также США продолжили активно участвовать в процессах обеспечения стабильности и экономического развития на Южном Кавказе, проявлять свою заинтересованность в вопросе интеграции стран региона в европейские структуры.

Вопросы развития взаимосотрудничества обсуждались в ходе двух заседаний  армяно-американской рабочей группы по экономическим вопросам и ставшей  уже периодической очередной  встречи в рамках стратегического  диалога. В числе вопросов, обсужденных  армяно-американской рабочей группой  были следующие:

    • Использование гуманитарного и технического содействия США и сохранение его уровня
    • Привлечение Армении в рамки программы США "Фонд вызовы тысячелетия"
    • Двухстороннее сотрудничество в рамках ВТО, Всемирного Банка, МВФ
    • Мероприятия, направленные на расширение объемов и ассортимента товарооборота и прочее.

Повестка армяно-американского  стратегического диалога включила три основных направления:

  • Проблемы региональной безопасности
  • Двухстороннее военно-политическое сотрудничество
  • Задачи глобальной безопасности, каковыми являются контроль за экспортом и его нераспространение, борьба с международным терроризмом и т.д.

Перспективной задачей внешней  политики Армении является создание свободного торгового режима между  Арменией и США.

США продолжили процесс предоставления военно-технического содействия Армении, которое, в первую очередь, направлено на усовершенствование средств связи  армянских Вооруженных сил и  повышение квалификации армянских  офицеров в военных учебных заведениях США. В 2009 году была сохранена пропорция в финансовой помощи, выделяемой США Армении и Азербайджану. В ереванском посольстве США был основан специальный офис, координирующий двухстороннее военное сотрудничество.14

2.3. Европейский Союз и государства Европы

 

Интеграция Армении в европейские  структуры остается приоритетной задачей  внешней политики страны. Это отразилось как в сотрудничестве с ЕС, так  и в двухсторонних отношениях со странами Европы. В ходе встреч с  руководителями структур ЕС в конце 2003 года в Брюсселе президент Армении  еще раз подтвердил приверженность страны: реформировать общественную жизнь в соответствии с европейскими принципами и стандартами.

Информация о работе Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном