Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить основные направления внешней политики Армении, а также проанализировать внешнеполитический курс страны на современном этапе во главе с президентом Серж Саргсяном.
Задачи работы:
Дать краткую характеристику Республики Армения.
Дать характеристику армяно-российских отношений.
Дать характеристику отношений Армении и стран Запада.
Показать участие Армении в Карабахском конфликте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отношения с Россией…………………………………………………………..5
2. Отношения со странами Запада……………………………………………..9
2.1. Региональные государства (Иран и Турция)……………………………….9
2.2. США и НАТО……………………………………………………………….15
2.3. Европейский Союз и государства Европы………………………………...19
3. Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте…………………….24
Заключение………………………………………………………...……………..28
Список источников…………………………………………………………...….32

Файлы: 1 файл

Внешпол Арм.docx

— 64.56 Кб (Скачать файл)

Годом максимального углубления отношений  между Арменией и ЕС можно считать 1996-й, когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в июле 1999 года. СПС стал тем самым юридическим  документом, на основе которого стали  строиться отношения Армении  с ЕС в сферах торговли, инвестиций, культуры и иных областях.

Затем ЕС, желая расширить сотрудничество с Арменией, решил включить ее в  Политику европейского соседства (ПЕС). ПЕС иногда рассматривается как  инструмент для подготовки к последующему членству страны в ЕС, но на деле ПЕС  отличается от политики членства в  ЕС. Его основная цель – предложить привилегированные отношения соседям, основанные на совместных ценностях:

ПЕС подтвердил, что у Армении  и ЕС имеется общий интерес  углублять сотрудничество, но в долгосрочной перспективе ПЕС не создает основ  для присоединения Армении к  ЕС. 24 апреля 2006 года президент Армении  Роберт Кочарян в интервью газете «Голос Армении»  сказал, что Армения  углубляет отношения с ЕС, но «мы  не ставим задачу членства в ЕС. Европейские  амбиции Армении сбалансированы и реалистичны, принимаются европейскими структурами позитивно и не создают  проблем с Арменией. Мы отстаиваем свою позицию и в Москве, и в  Брюсселе, и в Вашингтоне». Он также  добавил, что членство Армении в  ОДКБ и военно-техническое сотрудничество с Россией на самом высоком  уровне решают проблемы безопасности Армении. 15

26 мая 2008 года министры иностранных  дел Польши и Швеции Радослав  Сикорски и Карл Бильдт официально  презентовали в Брюсселе инициативу  Восточного партнерства, целью  которой является углубление  сотрудничества ЕС с шестью  постсоветскими республиками –  Арменией, Азербайджаном, Грузией,  Беларусью, Молдовой и Украиной. Новая инициатива предполагает  форсирование переговоров по  упрощению визового режима, регламентированию  свободной торговли в сфере  коммерческой деятельности, услуг  и сельского хозяйства, а также  сотрудничеству в области охраны  окружающей среды и социальной  сферы. Специфика Восточного партнерства  состоит в том, что оно предлагает  Европейской комиссии сотрудничать  не только с правительством  Армении, но и гражданским обществом.

19 сентября 2011 года премьер-министра  РА Тигран Саргсян передал  комиссару по вопросам расширения  ЕС и европейской политике  соседства Штефану Фюле новую  повестку реформ в Армении,  состоящую из 33 пунктов. В ходе  состоявшейся после встречи пресс-конференции  Штефан Фюле сказал: «Саммит Восточного  партнерства, который состоится  в Варшаве, станет важным узловым  моментом, где будет сообщен новый  импульс проекту Восточного партнерства,  чтобы страны, участвующие в нем, стали ближе к Европе».

И именно в Варшаве на саммите  Восточного партнерства президент  РА Серж Саргсян отметил важность дифференцированного подхода, поскольку  каждая страна нуждается в оценке, адекватной ее достоинствам и прогрессу. Он также добавил: «Мы планируем  при поддержке европейских партнеров  начать синхронные и широкомасштабные реформы сразу в нескольких направлениях. Мы настроены решительно и  последовательно  проводить реформы, соответствующие  европейским стандартам, в сферах экономики, эффективного управления, демократии, прав человека, верховенства закона и общественной жизни».

Но параллельно с партнерством Армении и ЕС произошли события, которые могут стать серьезным  вызовом для дальнейшего развития сотрудничества Армении и Евросоюза. 4 октября 2011 года премьер-министр России Владимир Путин в своей статье, опубликованной в «Известиях», предложил  создать на территории бывшего СССР Евразийский союз, который будет  конкурировать с ЕС и США.

Идею Евразийского союза еще  в 1994 году в ходе своего выступления  в Московском госуниверситете выдвинул президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев. Видимо, именно поэтому идею одним из первых приветствовал он. Назарбаев отметил, что Казахстан  всегда был сторонником экономической  интеграции с Россией, а также  другими постсоветскими странами.

В своей статье Владимир Путин опровергает  то, что создание Евразийского союза  преследует долгосрочную цель возродить  СССР. Вот что он пишет: «О восстановлении СССР в той или иной форме нет  и речи. Было бы наивно полагать, что  можно восстановить или создать  нечто похожее на то, что уже  было. Тем не менее, тесная интеграция на экономической, политической и ценностной основе является велением времени».

В то же время, он говорит об оставшемся от СССР наследии, таком, как инфраструктуры, промышленная специализация, единое языковое и научно-культурное пространство, и считает, что использование  всего этого исходит из всеобщих интересов.

Согласно статье, сначала членами  Евразийского союза станут три члена  Таможенного союза – Россия, Казахстан  и Беларусь. Путин считает также  вероятным присоединение Таджикистана и Кыргызстана.

Автор отмечает: «Мы приветствуем также включение других государств, в том числе, членов СНГ в этом проекте. Но мы никого не будем торопить или подталкивать. Решение о членстве в Евразийском союзе должно стать  суверенным решением любого государства, продиктованным долгосрочными национальными  интересами».

Но заверения в том, что никого торопить или подталкивать не будут, далеки от реальности, поскольку уже  есть первые отклики в Армении. Премьер-министр  Тигран Саргсян в ходе встречи  со студентами и преподавателями  Санкт-Петербургского университета экономики  и финансов сказал, что Армения  позитивно относится к идее Путина о создании Евразийского союза, поскольку  предложение перспективно и актуально».

Председатель Союза армян России Ара Абрамян в интервью «Регнум» заявил: «Серж Саргсян приветствовал  идею о создании Евразийского союза. Предложенный Владимиром Путиным Евразийский  союз является необходимостью». Но в  общественном дискурсе господствует негативное отношение к интеграции в рамках Евразийского союза.

Таким образом, с одной стороны  Армения взяла на себя обязательства  перед ЕС по осуществлению демократических  реформ, что в свою очередь предполагает более тесную экономическую интеграцию с ЕС. С другой стороны, власти Армении  приветствуют Евразийский союз: он предполагает также интеграцию Армении  в новые региональные процессы. Россия может оказать прямое воздействие  на политические решения в Армении, поскольку Россия является крупным  инвестором в Армении и владеет  рядом экономических субъектов, а также посредством российской базы принимает участие в обеспечении  безопасности Армении.

ЕС необходимо оказать поддержку  реформам в Армении в большем  объеме, чтобы свести к минимуму давление России. Первая группа государств, присоединившихся к Евразийскому союзу  – Россия, Казахстан и Беларусь, являют собой авторитарные режимы, и интеграция в этот процесс предполагает создание подобного режима в Армении.

Евразийский союз является не только вызовом для Армении, но и новым  клубом авторитарных режимов, который  может стать новым источником регресса для переходных демократий в процессе расширения. И для преодоления  этого вызова лучшим партнером для  Армении является ЕС.16

Армения также активно налаживает дипломатические и экономические  контакты со странами Центральной и  Восточной Европы. Важным фактором здесь является то, что многие из этих стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония), а  также Мальта и Кипр в мае 2004 года станут членами Евросоюза, а Румыния  и Болгария станут членами ЕС в 2007г.

Опыт этих стран на пути к евроинтеграции пытаются применить и в Армении. Некоторые из этих стран (Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Румыния  и Болгария) в 2004 году станут также  членами НАТО.

 

3. Участие Армении в Нагорно-Карабахском конфликте

 

Армяно-азербайджанский конфликт, как все этнополитические конфликты, имеет свои исторические корни, но основные события, приведшие к кровопролитным столкновениям начали разворачиваться  в начале 1988 г. В январе этого года все районные советы Нагорно-Карабахской  области, за исключением населенного  азербайджанцами Шушинского района, приняли резолюции, призывающие  к переходу региона от Азербайджана к Армении. 20 февраля 1988 года областной  совет Нагорного Карабаха направил обращения к парламентам (Верховным  Советам) Армении, Азербайджана и Советского Союза с просьбой о присоединении  области к Армении (азербайджанское  меньшинство в Совете не принимало  участия в голосовании).

Обращение Нагорного Карабаха в  Азербайджане было, конечно, встречено  негативно. Конфликт был сильно отягощен антиармянским погромом, организованным в азербайджанском городе Сумгаите в конце февраля 1988 года - первым взрывом этнического насилия  в новейшей советской истории. Соответственно уровень насилия в споре о  Нагорном Карабахе вырос.

В июле 1988 года Президиум Верховного Совета СССР недвусмысленно отклонил просьбу Нагорного Карабаха о  присоединении к Армении (месяцем  раньше обращение было поддержано парламентом  Армении под сильным давлением  народа и, конечно, отклонено азербайджанским  парламентом).

В начальной фазе конфликта обе  стороны редко или даже ни разу не обращались к международным правовым нормам, полагаясь главным образом  на все еще господствующую марксистско-ленинскую  идеологию и советскую конституцию.17

Весной и летом 1991 года советские  войска, поддерживаемые милицией и  войсками МВД Азербайджана, атаковали  прилегающие к Нагорному Карабаху армянские деревни с целью  силового решения назревавшего конфликта. Так называемая операция "Кольцо" была прекращена только после провала  августовского (1991 г.) путча в Москве.

К этому времени ситуация в Нагорном Карабахе претерпела существенные изменения. Местная политическая элита, отличающаяся по своей политической ориентации от руководства Армении, больше не настаивала на объединении с Арменией, явно предпочитая независимость. Сессия областного Совета провозгласила 2 сентября бывшую автономную область Республикой  Нагорного Карабаха (РНК), включив  в нее также населенный армянами Шаумянский район Азербайджана. 26 ноября Азербайджан ответил на это аннулированием автономного статуса Нагорного  Карабаха. Самопровозглашенная республика провела 10 декабря 1991 г. референдум о  независимости и после парламентских  выборов в конце декабря приняла (6 января 1992 г.) Декларацию независимости.18

Враждебные действия между Карабахом  и Азербайджаном усилилась после  того, как противники получили (легально, а чаще нелегально) тяжелое вооружение из бывших советских войсковых частей, а также от Турции. Небольшое количество турецких военных советников обучали  азербайджанских призывников, а  около 2000 афганских моджахедов были наняты азербайджанской армией. С  обеих сторон использовались российские и украинские наемники. Однако объективные  преимущества Азербайджана в людском  и экономическом потенциале компенсировались превосходством военной выучки и  дисциплиной, проявляемыми карабахскими силами. После ряда наступлений, отходов  и контрнаступлений Нагорный Карабах  взял под контроль теперь весь юго-западный угол Азербайджана вплоть до границы  с Ираном, что составляет около 20 процентов всей территории бывшей Азербайджанской  ССР; сюда также входят все земли, отделявшие республику от Армении. Население  занятых территорий теперь стало  беженцами в других частях Азербайджана. Древняя столица страны - Шуша 9 мая 1992 года была занята карабахскими войсками, и с этого дня этот день празднуется  в Карабахе как День победы.

Все это привело к возникновению  и постепенной, но неуклонной эскалации карабахскою конфликта и образованию фактически независимой, тесными узами связанной с Арменией Нагорно-Карабахской республики. Отметим лишь то, что, по имеющимся данным, в ходе карабахского конфликта погибло около 10 тыс. человек. Число покинувших Армению беженцев азербайджанские авторы оценивают в 165 тыс., хотя армянские источники оспаривают эти данные. После бегства азербайджанского населения Армения стала практически однородной в этническом, культурном и конфессиональном отношении страной. Лозунг присоединения Карабаха к Армении пользуется широкой поддержкой населения страны, хотя руководство самой Армении отказалось (по-видимому, из тактических соображений) от планов присоединения Карабаха к Армении и выступило за предоставление народу Карабаха права самому решать свою судьбу.19

К настоящему времени НКР установила и удерживает контроль практически  над всей территорией бывшей автономии, за исключением части Мардакертского района, а также удерживает так  называемый "лачинский коридор", Шушу, Кельбаджар. Несмотря на подписанное 12 мая 1994 г. Соглашение о прекращении огня, которое в целом соблюдается, противоречия между конфликтующими сторонами по ключевым вопросам сохраняются и вряд ли последует их удовлетворительное разрешение в обозримой перспективе.

Президент Армении Серж Саркисян считает, что урегулирование карабахского конфликта  возможно в случае, если Азербайджан  признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение.

Лидер государства выдвинул еще  ряд условий: "…если Нагорный Карабах будет иметь сухопутную границу с Арменией и если международные  организации и передовые страны гарантируют безопасность народа Нагорного  Карабаха", - заявил С.Саркисян в интервью Общественному телевидению Армении.

С.Саркисян также отмечает, что после продолжительного пассивного периода процесс урегулирования карабахского вопроса вступил в активную стадию. Это, по его словам, обусловлено двумя важными аспектами: во-первых, и в Армении, и в Азербайджане завершились президентские выборы, а во-вторых, произошедшие в регионе известные события в очередной раз убедили всех в том, что военного пути разрешения конфликта не существует.

В этом контексте необходимо упомянуть, что не так давно, во время церемонии своей инаугурации, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его страна не предоставит независимость Нагорному Карабаху ни сегодня, ни завтра, ни через 10 или 50 лет.

В своем выступлении И.Алиев  также отметил, что переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта продолжается на основе принципа территориальной целостности Азербайджана. "Мы заинтересованы в продолжении  переговоров и надеемся, что они  могут привести к справедливому  решению вопроса", - сказал И.Алиев  и подчеркнул, что "решение должно основываться на международных принципах, территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена".20

Информация о работе Внешнеполитический курс армянского правительства во главе с Серж Саркисяном